Стать лучницей

Мы живем на извилистой тропе, следуя за изгибами наших желаний, пока они не иссякнут в скуке, лишь для того, чтобы быть подхваченными новым витком страсти. В этом цикличном движении, которое Уильям Батлер Йейтс уподобляет пути Природы, есть нечто животное, почти механическое. Мы — создания праха, покорно бредущие по кругу, и наше существование кажется бессмысленным и тусклым, пока его не пронзит вспышка.

Эта вспышка — молния. Она приходит извне, свыше, из той области, которую мы можем назвать Небом, Богом или, в терминах каббалы, Кетер — непостижимым венцом творения. Она не подчиняется нашей воле и не следует нашим расчетам. Это внезапное озарение, пронзающее ткань обыденности: момент подлинного творчества, когда слова и образы складываются в совершенное целое; острое переживание любви, стирающее границы «я»; рождение новой жизни или ее внезапный обрыв. Всякая подлинность, всякая интенсивность бытия приходит к нам в виде такой молнии. Она — вертикальный удар в горизонтальное течение нашей жизни.

Именно этот удар спасает нас от участи «покорных скотов». Без него мы остаемся запертыми в темнице собственного опыта, где каждое событие, как предвидел Йейтс, уже готовит в темноте своего палача. Молния — это милость, откровение, разрывающее замкнутый круг предопределенности. Она — энергия, сходящая с высшего полюса бытия, чтобы на мгновение зажечь полюс низший — наш материальный мир.
Но видение Йейтса, явившееся ему на границе сна и яви, говорит о чем-то большем, чем простое получение божественной благодати. Он увидел не только молнию. Он увидел женщину несравненной красоты, стрелявшую в небо из лука.

Здесь драма нашего существования обретает второе, решающее действие. Женщина, стоящая на земле, — это и есть наш мир. Она — не пассивный объект, в который ударяет молния. Она — активный субъект, отвечающий на этот удар. Она принимает в себя небесный огонь как Малхут, концентрирует его и отправляет обратно к источнику. Молния, сходящая с небес, становится в ее руках стрелой, летящей в небо.

В этом образе заключен глубочайший смысл человеческого предназначения. Мы призваны не просто пассивно ожидать озарений, сотрясающих нашу скуку. Наша задача — стать той лучницей. Принять посланную нам энергию — будь то дар творчества, бремя страдания, экстаз любви или ужас потери — и совершить ответное действие.
Лук, который держит женщина, — это символ единства и напряжения между высшим и низшим. Он соединяет Небо и Землю, Кетер и Малхут. Чтобы натянуть тетиву, требуется усилие. Чтобы стрела полетела прямо, требуется воля и сосредоточенность. Это уже не «извилистая траектория Природы», а «прямая линия», которую Йейтс называет «меткой святого или мудреца». Это путь трансформации пассивного опыта в активный духовный акт.

Жить, просто освещаясь случайными вспышками слабых молний, — значит оставаться во власти судьбы. Вдохновение приходит и уходит, любовь сменяется разочарованием, жизнь обрывается смертью. Это жизнь, где мы — лишь свидетели, а не участники великой космической драмы. Стать лучницей — значит отказаться от роли жертвы или пассивного созерцателя. Это значит взять полученную энергию и придать ей вектор, направить ее к цели.

Подлинное творчество — это не просто запись случайного вдохновения, а сознательное превращение его в совершенную форму, в стрелу, пущенную в «центр солнечного диска». Проживание жизни как духовного пути — это превращение каждого опыта, и светлого, и темного, в стрелу, летящую к смыслу, к Трансцендентному.

Но сначала мы должны признать себя созданиями праха, живущими в ожидании молнии. Затем — осознать, что эта молния не просто случайность. И, наконец, найти в себе силы, чтобы взять в руки лук и ответить. Перестать быть тем, с кем что-то происходит, и стать тем, кто действует.

Так извилистый путь превращается в прямой. Так существо, мечущееся между желанием и скукой, становится восстающим против всепоглощающей вечности. И тогда наша жизнь, какой бы хрупкой и конечной она ни была, перестает быть просто биологическим циклом. Она сама становится той самой стрелой — прямой, осмысленной и устремленной к своему источнику, — оставляя в небесах огненный след человеческой воли, отозвавшейся на божественный свет. И исчезнувшей в нем.


Рецензии
Здравствуйте, уважаемый Виктор!
Спрошу с этой страницы.
Простите мою нескромность. Как Вы пишете подобные тексты?...
Надо ведь тоже быть Лучником...

Нецветаева

Млечная Беспечная   02.07.2025 08:31     Заявить о нарушении
Набросок этой миниатюры был сделан примерно лет 7 назад. Поводом послужил один фрагмент из книги У. Б. Йейтса "Роза алхимии".
Вообще идеи большинства текстов, которые я сейчас опубликовал, возникли 8 и более лет назад, сейчас я их просто доработал.

С уважением,

Виктор Нечипуренко   02.07.2025 13:36   Заявить о нарушении
Большое спасибо за ответ!

Млечная Беспечная   02.07.2025 13:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.