Рамануджа. Учения великих учителей Индии

Рамануджа. Учения великих учителей Индии.
Родился: 1017 г. в Шриперумбудуре (Южная Индия).
Умер: 1137 г. в Шрирангаме (Южная Индия).
Основные труды: "Шрибхашья", то есть комментарий к Брахма-сутрам; "Гитабхашья", то есть комментарий к Бхагавадгите; "Веданта-сара", то есть "Сущность веданты"; "Ведартха-санграха", то есть "Собрание речений о смысле Вед".
Главные идеи:
• Брахман — то же, что и Бог теизма.
• Этот мир, коренящийся в Брахмане,
• Столь же реален, как и Брахман.
• И материя, и человеческие души существуют вечно.
• Есть множество душ.
• Души по своей сути схожи друг с другом.
• Неведение — коренная причина нашей несвободы.
• Освобождения от неведения можно достичь через богопочитание.
Рамануджа родился в деревне Шриперумбудур на юге Индии,
В семье брахмана (представителя
Жреческого сословия). Образование получил у Ядавапракаши
Знаменитого ачарьи , то есть наставника
Школы веданта.
16-летним юношей Рамануджа женился, но после смерти своего отца
Покинул дом, чтобы продолжать
Обучение у Ядавапракаши,
Жившего в то время в Канчи. О жизни Ядавапракаши
Известно немногое. Согласно некоторым
Сведениям,
Он был монистом. Рамануджа, напротив, оспаривал
Монистическую интерпретацию
Упанишад. Эти идейные расхождения,
В конце концов привели к тому, что Рамануджа покинул Ядавапракашу,
Отдав предпочтение
Обществу таких поэтов-святых, Как Ямуна, Махапурана
И Гоштхипурна, оказавших на него сильное влияние.
Эти поэты-святые Южной Индии назывались
Альварами.
Это слово можно перевести так: "достигший интуитивного
Мистического постижения Бога".
(Буквально тамильское Слово alvar означает
"Ныряющий  глубоко"). Альвары
Придерживались теистической интерпретации упанишад —
Интерпретации,
Сформировавшей философские взгляды
Рамануджи.Рамануджа был теистом.
Он поклонялся богу Вишну ,
В честь которого возвёл
Множество храмов и монастырей-матхов. Всеобъемлющий дух его
Веры привлёк к нему большое число последователей-учёных,
Донесших
Его теологические и философские идеи до грядущих поколений.
Умер Рамануджа в 1137 г.
Рамануджа был основателем школы, известной в индийской философии под названием
"Веданта ограниченной недвойственности",
Или "Веданта недвойственности
Различённого". Философия Рамануджи — это творческая
И конструктивная попытка
Систематизировать учения упанишад, Бхагавадгиты
И Брахма-сутр. Его главная заслуга состоит
В смягчении крайностей
Монизма
И теизма.
Это исследование природы высшей реальности, 
Брахмана, указывающее путь к постижению этой реальности.
Учение Рамануджи исходит
Из основного вопроса
Упанишад: "Что такое то,
Познанием которого познаётся всё
Остальное?" Ответ гласит: "Брахман".
Брахман
Познаваем; он постижим.

БРАХМАН
Исходным пунктом философии Рамануджи является
Положение о том, что всякое знание неизбежно предполагает
Разграничение и различение:
Невозможно познать объект в его недифференцированной форме.
Познаваемое познаётся в той или иной характерной для него форме
По определённым
Специфическим атрибутам. Поскольку познание
Всегда предполагает
Различение, то и чистое тождество, и чистое различие одинаково
Нереальны. Рамануджа отказывается разлучать многообразное
С единым: для него единство содержит в себе многообразие.
Рамануджа согласен с Шанкарой в том, что Брахман
Реален. Но, если для Шанкары Брахман
Как чистое сознание лишён
Каких-либо отличительных признаков и является чистым тождеством
Без всяких отличительных свойств (Ниргуна,)
То есть "бескачественный"), то для Рамануджи
Брахман представляет собой различие-в-тождестве. Когда упанишады
Описывают Брахмана лишённым качеств,
Это означает только то, что у Брахмана нет негативных качеств,
А вовсе не то, что у него нет вообще никаких качеств.
Он обладает целым рядом положительных характеристик (сагуна,
То есть "наделённый качествами").
Существование, сознание, блаженство, знание и истина —
Вот некоторые из его атрибутов.
Эти атрибуты
Определяют его природу. Для Рамануджи
Брахман не отличается от личного Бога теизма.
Брахман — это органическое единство,
Единство,
Характеризующееся многообразием.
Рамануджа признаёт одинаково реальными
Брахмана (Бога); душу; материю.
Две последние,
Будучи в той же мере реальны, абсолютно зависят от первого.
Пожалуй,
Самый оригинальный аспект философии Рамануджи — это отрицание
Положения, согласно которому "быть реальным"
Значит "быть независимым". Хотя душа и материя
Сами по себе являются субстанциями, в отношении
К Богу они становятся его атрибутами. Они составляют
Тело Бога,
А Бог —
Это их душа. Рамануджа объясняет
Это отношение через термин
Апритхак-сиддхи, то есть "нераздельность".
Отношение нераздельности, существующее между субстанцией
И её качествами,
Может установиться также и между двумя субстанциями.
Как качества реальны
И не могут существовать отдельно от субстанций,
В которых они пребывают,
Так и материя и душа являются частями Брахмана
И не могут существовать вне Брахмана.
Человеческая душа, хоть она и отлична от тела, управляет
И руководит им; подобным образом и Брахман,
Хотя он и отличен от материи и от души, управляет
Ими и поддерживает их существование.
Иными словами,
Брахман подобен человеку, тело которого формируют различные
Души и материальные объекты.
Соответственно
Этому Брахман Рамануджи — не бескачественное единство;
Это единство-в-различии, органическое единство
Или, скорее, такое органическое единство,
В котором одна часть преобладает над другими
И управляет ими.

БРАХМАН И МИР
Рамануджа утверждает, что Брахман реален,
И мир, коренящийся в Брахмане, столь же реален.
Рассказ о творении, изложенный в упанишадах,
Рамануджа понимает буквально:
Всемогущий Бог создаёт мир из самого себя. В индуистской мысли
Сложилось учение о мировых циклах:
За творением в конце концов следует уничтожение,
А затем — новое творение. В период уничтожения
Бог остаётся в качестве
Причины; тело его складывается
Из тонкой материи и развоплощённых душ. Таково причинное
Состояние Брахмана. Вся вселенная пребывает тогда в скрытом
И недифференцированном состоянии.
Затем воля Бога заставляет
Эту недифференцированную тонкую материю преобразиться
В плотную, а развоплощённые души — воплотиться
В соответствии с их кармой.
Таково актуальное состояние Брахмана.
По мысли Рамануджи, творение действительно совершается,
И мир столь же реален, как и сам Брахман.
Соответственно этому Рамануджа считает,
Что такие речения упанишад, как "там нет никакого многообразия",
В действительности не отрицают
Многообразия объектов, их "имён и форм", а скорее утверждают,
Что объекты не могут существовать вне Брахмана.
В самом деле, соглашается
Рамануджа, в некоторых упанишадах
О Брахмане говорится, что он прибегает к колдовской силе (майя,).
Однако майя,
По Раманудже, — это уникальная сила Бога, посредством
Которой он творит многообразный мир объектов.
Рамануджа резко критикует теорию Шанкары о том,
Что мир иллюзорен, будучи созданным майей. Для него
Мир, сотворённый Брахманом,
Столь же чудесен, как и сам Брахман.
Если бы кто-нибудь спросил
"Как же единое содержит в себе многое?", То Рамануджа сослался бы
На грамматический принцип самана-адхикарана ,
То есть "общая основа", или принцип координации.
Согласно этому правилу,
Слова в предложении,
Имеющие различные значения,
Могут обозначать один и тот же предмет. Это правило
Хорошо объясняется
Тем, как Рамануджа толкует классический пример: фразу
"Это Дэвадатта".
(Имя Дэвадатта 
В древнеиндийской грамматике и логике служит обозначением
Субъекта вообще, любого человека).
Рамануджа считает,
Что Дэвадатта в прошлом и Дэвадатта в настоящем
Не могут быть полностью
Тождественны друг другу,
Поскольку человек,
Рассматриваемый в настоящий момент,
И он же, рассматриваемый в прошлом, различны и обладают
Разными качествами,
Но тем не менее речь идёт об одном и том же
Человеке. Таким же образом
Единство и многообразие, единое и многое,
Могут сосуществовать; они
Не являются взаимоисключающими началами и могут быть
Согласованы друг с другом
В целостном единстве. Соответственно этому Рамануджа
Не отрицает множественности;
Напротив, множественное
Характеризует единое. Это правило, с одной стороны,
Отрицает принцип абстрактного голого единства, а с другой стороны,
Открывает принцип дифференциации в самом
Центре тождества; оно
Доказывает реальность ограниченного "я".

ЛИЧНОСТЬ, НЕСВОБОДА И ИЗБАВЛЕНИЕ
Ограниченная человеческая личность, по убеждению
Рамануджи,
Обладает и телом, и душой.
Материальное тело, хотя оно
И является частью Бога, ограничено. Однако душа вечна, реальна
И уникальна. Находясь в круговороте сансары,
То есть телесного существования,
Душа ошибочно отождествляется с телом вследствие кармы
(Прошлых деяний)
И неведения. Индивидуальные души
Бесчисленны и одинаковы в своей сути.
Избавление от неведения, кармы
И телесного существования
Возможно благодаря делам, познанию и почитанию
Бога. "Дела" для Рамануджи означают различные обряды и ритуалы,
Предписанные Ведами для каждой касты
И каждой жизненной ситуации. Эти обязанности
Следует исполнять без малейшей надежды на вознаграждение.
Ключом здесь является бескорыстное исполнение
Обязанностей,
Уничтожающее накапливающиеся
Результаты действий. Изучение текстов мимансы, объясняющих,
Как нужно совершать обряды
И церемонии, необходимо
Для того, чтобы гарантировать
Правильное исполнение обязанностей.
В этой связи Рамануджа рассматривает изучение мимансы
Как необходимую предпосылку изучения веданты.
Изучение текстов мимансы
И правильное исполнение своих обязанностей
Приводят человека к осознанию того, что обряды,
Жертвоприношения и ритуалы
Не приносят избавления от телесного существования,
Для чего необходимо знание
Веданты. Изучение веданты
Нужно для формирования
Интеллектуальных убеждений относительно
Природы Бога, внешнего мира и человеческой личности.
Такое познание открывает искателю мудрости, что Бог —
Творец, опора и разрушитель мира, а душа является частью Бога,
Который и руководит ею. Дальнейшее обучение и размышление
Открывает искателю истины, что ни верное исполнение
Обязанностей, ни интеллектуальное познание подлинной природы Бога
Не ведут к избавлению
От телесного существования. Это избавление
Может быть достигнуто лишь благодаря
Свободной милости Бога, исполненного любви. Короче говоря,
Рамануджа, в отличие от Шанкары, утверждает,
Что к освобождению ведёт путь богопочитания.
Путь богопочитания
Для Рамануджи предполагает постоянную медитацию,
Молитву и поклонение Богу. Медитация,
Предметом которой служит Бог, объект любви, сопровождается
Ежедневным совершением обрядов и ритуалов,
Устраняет неведение и уничтожает прошлую карму.
Душа
Освобождается; она больше не перерождается; она
Сияет первозданной чистотой. При этом не следует упускать из виду,
Что, согласно Раманудже, освобождение не достигается одними
Лишь человеческими усилиями.
Можно молиться
Богу, медитировать, любить Бога всем сердцем и даже полностью
Предоставить себя его воле
(Это называется
Прапатти, букв. "припадание"),
Но освобождение невозможно, пока Бог, удовлетворенный
Преданностью адепта,
Не дарует ему избавления.
Иными словами, для достижения
Освобождения необходимо снискать милость Бога,
Который
Уничтожает
Неведение своего почитателя и освобождает
Его. В отличие от Шанкары, Рамануджа утверждает,
Что душа не становится тождественной Богу;
Она лишь уподобляется Ему. Рамануджа отвергает
Понятие полного тождества между Брахманом (Богом)
И ограниченными
Душами. Человеческая личность ограничена
И не может быть во всех отношениях тождественна Богу.
Бог не только пронизывает Собой всю Вселенную,
Но и управляет ею.
Как часть неотделима
От целого, а качество —
От содержащей его субстанции,
Так и ограниченная
Человеческая душа неотделима
От Бога. Соответственно этому Рамануджа толкует
Изречение упанишад
"То ты еси" (Tat tvam asi) совсем не так,
Как Шанкара.
Для Шанкары
"То" и "ты" полностью тождественны. Напротив,
Рамануджа считает, что в этом изречении "то" относится к Богу,
Всеведущему, всемогущему, преисполненному любви
Творцу мира, а "ты" —
К Богу, существующему в форме сознания
Личности, ограниченного человеческого сознания.
В этом контексте тождество
Следует понимать как тождество
Между Богом, обладающим
Определенными признаками, и индивидуальной душой, обладающей
Иными признаками. Бог
И ограниченные души состоят из одной
И той же субстанции,
Хотя они имеют различные качества.
Отсюда и название системы Рамануджи: вишишта-адвайта ,
То есть "недвойственность различённого". Итак,
Если в недвойственной веданте
Шанкары освобождение предполагает
Полное устранение человеческого "я",
То у Рамануджи в его недвойственной веданте,
Признающей существование различий, освобождённое
Человеческое "я" живёт в вечном общении с Богом.
Хотя вишишта-адвайта
Рамануджи, как адвайта Шанкары, утверждает,
Что выполнение обязанностей
Совершенно необходимо для постижения
Бога, она идёт несколько дальше, заявляя, что это исполнение
Обязанностей должно сопровождаться
Молитвой и богопочитанием.
Традиционно считалось,
Что для того, чтобы следовать по пути мокши,
Человек должен
Принадлежать
К одной из трёх высших каст.
Рамануджа считает, что каждый человек независимо
От кастовой принадлежности и общественного положения
Может следовать по пути,
Предписанному его (то есть Рамануджи) учением, чтобы достичь
Единения с Богом.
Относительно свободный
Дух учения Рамануджи
Сделал его притягательным для многочисленных
Последователей.
Именно благодаря тому, что система Рамануджи
Подчёркивала доступность этого пути Для любого человека, она
Сохраняла
Свою популярность
В Индии на протяжении многих веков. Она
Признала
Достоинство низших каст, и в этом состоит одно из её главных
Достижений.


Рецензии