Сон Татьяны Лариной
… Вдруг Ольга входит,
За нею Ленский; свет блеснул,
Онегин руку замахнул,
И дико он очами бродит,
И незваных гостей бранит;
Татьяна чуть жива лежит.
Спор громче, громче; вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский; страшно тени
Сгустились; нестерпимый крик
Раздался… хижина шатнулась…
И Таня в ужасе проснулась…
Несколько дней сон не давал покоя Тане. Она пыталась разгадать его, даже справлялась в соннике, но понять не смогла. Сон прояснился через неделю, в день ее именин, 25 января (а приснился в крещенскую ночь – с 18 на 19 января).
Сон отражал переживания Татьяны, начавшиеся с того момента, как она увидела Онегина. Возникшее чувство к нему было подобно пробудившемуся зимой медведю. Неудержимая страсть, как дикий зверь, не отпускала и преследовала ее (во сне она не могла убежать от медведя). Письмо Татьяны к Онегину – тот шаткий мосток, который она переступила, признавшись в своей любви. Испуганная, положенная медведем (своей страстью) на порог судьбы Онегина, она ждала своей участи; Онегин поднял ее, положил на скамью и по-дружески склонил голову к ней на плечо. Так проявился в подсознании Татьяны ответ Онегина: «Я вас люблю любовью брата», не более.
Онегин приснился Татьяне в окружении страшных химер, чудовищ, которые сидели за столом:
Один в рогах, с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравль и полукот.
Еще страшней, еще чуднее:
Вот рак верхом на пауке,
Вот череп на гусиной шее
Вертится в красном колпаке,
Вот мельница вприсядку пляшет
И крыльями трещит и машет…
Вид этого сборища предсказывал события, впоследствии связанные с Татьяниными именинами. В тот день к Лариным съехалось много гостей:
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком),
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут.
С семьей Панфила Харликова
Приехал и мосье Трике,
Остряк, недавно из Тамбова,
В очках и в рыжем парике.
Как истинный француз, в кармане
Трике привез куплет Татьяне…
И вот из ближнего посада,
Созревших барышень кумир,
Уездных матушек отрада,
Приехал ротный командир;
Вошел… Ах, новость, да какая!
Музыка будет полковая!
Гости однозначно соответствовали чудовищам из сна Татьяны:
1. в рогах с собачьей мордой – это Скотинин, рога которого объясняются его фамилией или женой (отсюда множество детей);
2. с петушьей головой – это уездный франтик Петушков;
3. карла с хвостиком – это Панфил Харликов (равнозначно Карликов) с семьей;
4. остов чопорный и гордый – это отставной советник Флянов (остов сродни слову отставной).
Эти чудовища обозначали гостей с созвучными фамилиями, следующие – подходили по внешнему виду и ассоциативному образу:
5. череп на гусиной шее в красном колпаке – это мосье Трике, в очках и в рыжем парике;
6. полужуравль – это Буянов, в пуху, в картузе с козырьком;
7. мельница, которая вприсядку пляшет и крыльями трещит и машет – это ротный командир, дирижирующий полковым оркестром;
8. рак верхом на пауке – это Гвоздин – хозяин превосходный, владелец нищих мужиков. Он как паук сосет кровь из своих жертв (мужиков), а рак сидит на нем и благоденствует, клешнями отстригая подати.
Оставшиеся два чудовища – полукот и ведьма с козьей бородой – соответствовали толстому Пустякову и его дородной супруге.
Во сне все чудища глядели на Татьяну и кричали, показывая на нее: «Мое! мое!», наяву Татьяна также была в центре внимания, ведь гости собрались ради нее. Главным среди гостей (и среди чудищ) был Онегин. Его посадили напротив Татьяны. Под его взглядом она едва держалась, чтобы не упасть в обморок. Тронутый ее смущением, Онегин вдруг почувствовал к ней жалость и, произнося слова поздравления, вольно или невольно, посмотрел на нее с особой нежностью. Взор этот «сердце Тани оживил», опять пробудил мечты и надежды. Однако потом Онегин почему-то все свое внимание обратил на Оленьку, которая и во сне помешала Татьяне остаться наедине с любимым человеком: Оленька появилась в самый неподходящий момент, вместе с ней пришел Ленский, и Онегин зарезал его.
К сожалению, сон сбылся: 27 января Онегин убил Ленского на дуэли. Гости (они же чудовища из сна) стали невольной причиной поединка между приятелями. А началось все с того, что на правах жениха Ольги, Ленский пригласил Онегина к Лариным на именины Татьяны. Онегин отказывался, мотивирую тем, что там будет полно народа и всякого сброда, а он знакомства с соседями всячески избегает, поддерживать отношения с ними не желает. Ленский же его разубедил: «И, никого, уверен я! Кто будет там? своя семья», и Онегин согласился. Можно представить чувства Онегина, когда вместо тихого семейного праздника, он попал «на пир огромный», увидел множество гостей (как и предполагал!), которые со вниманием следили за каждым его шагом и взглядом, ведь слух о том, что он жених Татьяны уже был пущен. Онегин разозлился,
Надулся он и, негодуя,
Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить.
Теперь, заране торжествуя,
Он стал чертить в душе своей
Карикатуры всех гостей.
Онегинские карикатуры гостей – это и есть чудовища, которые Татьяна видела во сне глазами Онегина. Круг замкнулся. «Глагольными» существительными Пушкин еще более уточняет, подчеркивает их соответствие. Во сне от чудовищ исходит:
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конский топ,
наяву при приезде гостей слышны:
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога,
Поклоны, шарканье гостей,
Кормилиц крик и плач детей.
Гости съезжались в дом Лариных целыми семьями «в возках, в кибитках, в бричках и в санях». Отсюда тоже доносились «людская молвь и конский топ». Какая уж тут домашняя обстановка, обещанная Ленским!
За свой ненамеренный обман Ленский поплатился жизнью, он выполнил миссию, ради которой появился в романе. Своей гибелью он спас Татьяну.
Для него события сложились следующим образом. Он пригласил Онегина на именины Татьяны, обещая праздник в кругу семьи. Онегин приехал и увидел полный дом гостей. Это его взбесило, и он решил тоже испортить Ленскому настроение. Он стал мстить ему привычным для себя способом: оказывать особое внимание Оленьке, заставляя Ленского ревновать. (О чувствах Татьяны в тот момент он даже не думал!) Ленский, в силу романтической натуры и вспыльчивого характера, не смог простить такого поведения и вызвал своего приятеля на дуэль. Онегин, конечно, этого не ожидал, но отказаться от поединка, не запятнав свою честь, он не мог. Хоть к дуэлям (как и ко всему на свете) он охладел, и «разлюбил он наконец и брань, и саблю, и свинец», но здесь в историю вмешался «старый дуэлист» Зарецкий.
«Он зол, он сплетник, он речист…
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов…», -
так размышлял Онегин. Дуэль состоялась, Ленский был убит. Его «окровавленная тень» ежедневно являлась Онегину, не давая покоя, и «заставила» Онегина покинуть свое имение, пуститься путешествовать. Тем самым Татьяна была спасена. Если бы Онегин остался, она не справилась бы с собой и угасла от неразделенной любви.
Когда он уехал, жизнь для Татьяны потеряла всякий смысл. Однажды, бесцельно гуляя по окрестным местам, она случайно забрела в дом Онегина. Она увидела обстановку, в которой он жил, открыла книги, которые он читал. Она заметила на страницах пометки – тексты особого его внимания. Татьяна начала узнавать Онегина и ужаснулась тому, насколько выдуманный ею образ не соответствовал реальному. Тогда надежда на взаимные чувства (и брак с любимым человеком) покинула ее навсегда, и она согласилась по настоянию матери выйти замуж «за первого встречного». Она поехала в Москву «на ярмарку невест», где и была взята замуж почтенным важным генералом.
Так сон Татьяны отразил ее прошлое и будущее и по прошествии времени и событий не составил труда для разгадки.
Свидетельство о публикации №125063008379