Байконур - Изделие 11К25 стояло на стартовом столе
стояло на стартовом столе и ждало своего часа.
Это было нечто новое. Мощное. Огромная масса, которая
никогда до этого не отрывалась от земли.
Сверхтяжелая ракета-носитель «Энергия» могла выводить
на орбиту около 100 тонн полезного груза.
Советскому Союзу удалось прыгнуть выше головы,
так как эта ракета опережала свое время
примерно на полвека.
Тогда, в мае 1987 года, на космодроме прошел слух,
что к ним в гости должен был пожаловать «сам».
Но уже когда в бешеном темпе стали укладывать
толстый слой асфальта на 40-километровую дорогу
от Тюра-Тама до космодрома, все догадались,
что это уже не слухи.
Стены байконурского МИКа
(монтажно-испытательный корпус) начали обшивать
панелями, сделанными из дорогущей карельской березы.
Работники защеголяли в новой красочной спецодежде,
а перед зданием МИКа вдруг забил фонтан
За ночь у фонтана «по щучьему веленью»
выросли деревья. Солдатки-срочники утром спешно
докрашивали зеленой краской листики на них.
На Байконуре Михаил Горбачев появился 12 мая.
Его сопровождала огромная свита важных чиновников,
среди которых был Нурсултан Назарбаев.
Тогда он еще занимал пост председателя
правительства Казахской ССР.
Видно Горбачеву приглянулся молодой ушлый казах.
Слишком уж быстро после этого Назарбаев стал
карабкаться наверх.
Генсека встречал главный конструктор ракетного
комплекса «Энергия» Борис Губанов.
(Борис Иванович Губанов, главный конструктор
ракеты-носителя «Энергия» и один из создателей
стратегической ракеты Р-36М: по классификации
НАТО - SS-18 «Сатана»).
Борис Иванович вспоминал, что был «буквально ошарашен,
когда Горбачев, едва поздоровавшись с ним,
бросил раздраженно: “Эту ракету Политбюро
не разрешит вам запустить”.
И я понимал, что такое
заявление первого лица страны появилось не просто так».
Большая толпа начала обходить ракету по окружности.
Когда половина пути была пройдена,
Горбачев «сдал назад». Он вдруг встал.
Задумался о чем-то и, повернувшись к главному
конструктору, произнес:
«Надо бы еще раз обсудить этот вопрос».
Завершив знакомство с ракетой, высокая делегация
направилась к макету «Бурана».
Горбачев внимательно выслушал о характеристиках
советского челнока, о перспективах уникальной разработки.
Затем произнес,
опять сразив всех чуть-ли не наповал:
«Ракета может и пригодится в будущем, а вот кораблю
мы навряд-ли найдем применение.
Да и вообще, товарищи, сегодня проведем
заседание политбюро. Кворум у нас здесь есть.
Решим — стоит ли ракете стартовать».
Это происходило как во сне.
Долгие годы работы над проектом. Готовый результат.
Многомиллиардные расходы. И как это понимать?
Главному конструктору почему-то отчетливо
запомнился взгляд Горбачева на творение рук
миллионов советских людей
— презрительно равнодушный.
Политбюро все-таки дало добро на старт «Энергии».
Так как все было готово к запуску, Губанов
немедленно отдал команду — стартуем 15 мая.
Михаил Горбачев не захотел присутствовать
при пуске новой ракеты. «Что-то пойдет не так,
про Горбачева скажут, что даже он не мог
предотвратить аварию, а если все пройдет успешно,
то его обвинят в раскрутке космической гонки вооружений»,
— объяснили Борису Ивановичу.
На следующий день произошла мировая сенсация.
Запуск такого носителя открывало для СССР
огромные возможности в космосе.
Запуск второй «Энергии», уже с «Бураном» на борту,
успешно прошел 15 ноября 1988 года.
Все это завершилось великолепной автоматической
посадкой космического аппарата.
Отечественная нейронная сеть впервые
продемонстрировала свою эффективность именно
во время посадки космического корабля «Буран».
После стандартного захода на посадочную траекторию
челнок спокойно приближался
к взлетно-посадочной полосе с запада.
Но неожиданно примерно за двадцать километров
от полосы корабль резко сменил направление полета
и исчез из поля зрения наблюдателей.
В Центре управления полетами воцарился хаос,
временами перерастающий в шумный переполох.
Очевидцы утверждают, что один из высокопоставленных
военных буквально сорвался на крик
и нецензурную брань.
Руководство уже почти готово было отдать
распоряжение уничтожить вышедшую
из-под контроля технику.
Но всего лишь миг спустя после этого «Буран»
неожиданно появился из-за облачного покрова.
Он шел на посадку с той стороны, с которой
и положено было садиться. Спокойно выпустив
стойки шасси, корабль плавно коснулся земли,
словно ничего особенного вообще не произошло.
Эмоции восторга и счастья захлестнули всех
присутствующих — тогда никто даже представить
себе не мог, что эта посадка станет единственной
в истории программы «Буран».
Свидетельство о публикации №125063006032
Игорь Карин 01.07.2025 16:49 Заявить о нарушении