Вечность и мгновение любви. Продолжение

       Итак, «земную жизнь пройдя до половины»*,   я всё еще  находилась в процессе непрерывного поиска ответа на свой детский вопрос. И в итоге – нашла, что искала.
         С теми, кто еще продолжает искать, могу поделиться парой советов  – разумеется, никому ничего не навязывая.
          Во-первых, необходимо непредвзятое отношение к людям.
          В годы своей заочной учёбы в институте, я поддерживала добрые отношения с православной Дашей, католичкой Розой, иудейкой Галей, мусульманкой Танчулпан и атеисткой Леной. Не приняв их взглядов, я сохранила к ним уважение.  Для меня совершенно безразлично, как именно общество и СМИ оценивают то или иное сообщество людей. К примеру, я  не принимаю образа жизни так называемых «сексуальных меньшинств»,  но  человека, принадлежащего к такой группе,  ненавидеть,  презирать или избегать, как  прокажённого, не буду.  Это его выбор.  Если сам Создатель дал всем людям право выбора, то кто я такая, чтобы выступать в роли прокурора или судьи, выносить приговоры «голубым и розовым», а тем более,  желать им какого-то зла?  Могу только показать по Библии, что Бог не одобряет такой образ жизни. Он сам всех рассудит,  причем гораздо мудрее и справедливее.    Иисус  Христос учил нас ненавидеть грех и зло, но любить людей. «Перестаньте судить, и не будете судимы», - сказал он в  Нагорной проповеди. А когда фарисеи осуждали его за то, что он проводит время с грешниками, ответил, что во враче нуждаются не здоровые, а больные.  И разве не для его последователей записаны слова из  Экклезиаста 7:16: «Не будь слишком большим законником; и не выставляй себя слишком мудрым: к чему тебе губить себя?» (переводы Макария и Павского).
               Во-вторых, очень помогает умение проводить исторические параллели.  Об этом я написала в стихе «Простые вопросы».

«Сын плотника, назаретянин, неуч!» -
Бросал вслед Сыну Бога фарисей,
Хотя, казалось, знал любую "мелочь",
Что записал в Законе Моисей,

Хотя слова пророков неизменно
Сбывались на Иисусе – и сбылись.
Но те, кто превознёс себя надменно,
Утратили  «путь, истину и жизнь».

Глаза  не видят, и не слышит ухо,
Когда гордыня властвует в душе.
Для тех, чей ум ослеп, а сердце глухо,
Христос – чужак,  соперник и мишень...

Иисус, хоть было, чем ему гордиться,
Смирению пришел людей учить.
Но шли за ним, смиренным,  единицы,
Но требовали тысячи: казнить.

Всё тот же мир – и та же ложь в чести!
Кто в наши дни похож на фарисеев?
И кто, толпой отвергнут и осмеян,
Идет сквозь мрак – по узкому пути?

Кто, с  верой, что рассвет не за горами,
Несёт сквозь град насмешек и угроз,
Свет истины  – словами и делами?
Кто ученик Иисуса?  Вот вопрос...
      
        Иисус сказал, что все народы  будут ненавидеть его  истинных учеников, как его "ненавидели без причины", и преследовать их, как преследовали его самого. Можно, конечно, думать, что слова эти относятся только к началу первого тысячелетия н.э., а в дальнейшем  те, кто точно следует по стопам Христа,  стали пребывать  в почёте, богатстве и при высоких должностях.  Можно думать, что угодно, а можно и вообще ничего об этом не думать. Выбор, опять-таки, за каждым человеком...
          После многих разочарований и потерь,  новый этап моих поисков начался с вопроса: «Будут ли все люди когда-нибудь любить друг друга?»  Вопрос  - не для конца девяностых прошлого столетия,  да и по нынешним  временам  – весьма проблематичен. Но - болевая точка: именно о такой всеобщей любви  я  и мечтала всю жизнь – а не только о любви единственного и неповторимого мужчины -  для себя, любимой... 
          «Хотелось бы, но это невозможно», -  был мой ответ в то время, а о Создателе как Источнике вечной любви, я сказала: «Если Бог и есть, то к людям он глубоко равнодушен».
             Именно на эти годы пришелся «пик»  моей прозы: несколько повестей и рассказов. Я сознательно писала их «в стол», понимая, что нигде они не будут напечатаны и никакой славы мне не принесут.  Но в этих повестях, в диалогах их героев, отразился постепенный рост моей веры – в то, что Бог может и хочет подарить людям вечность.  Не только на небе – избранным братьям Христа, но  и на земле: тем, кто научится любить – в мире ненависти.  А в дальнейшем – и тем, кто после воскресения научится любить – в мире любви.
              И пусть большинству людей такое представление о вечности кажется глупым  и наивным.  Но оно созвучно одной из главных потребностей каждого любящего человека: чтобы любимые люди не страдали, не болели, не старели и не исчезали навеки.  Чтобы они всегда были рядом, живые и неповторимые, а не тени «на одно лицо»,  как у Бродского : «в мире, где все мы бесплотны, немы». И не «скрипящие куклы», как в стихотворении Павла Антокольского:

Чтобы казалось: лампа не потухла!
Чтобы, по крайней мере, хоть дразня,
Скрипучая и розовая кукла
С твоим лицом шла около меня.

           Внезапно вспомнились строки из стихотворения Афанасия Фета:

Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет, уходя.

           Хотя это стихотворение - о любви к женщине, но образ "плачущего огня" для меня - гораздо шире стариковской скорби о мгновении любви, даже память о которой исчезает - вместе с мгновением  жизни. Жизнь без любви вообще бессмысленна, и потому основой вечной жизни может быть только вечная любовь.
          
           Последнее мое сомнение исчезло в последнем диалоге двух героев моей последней повести «Ты позовёшь, и я отвечу»:
            - Хотелось бы мне верить в то, во что веришь ты, но... Всё должно меняться и обновляться, это закон жизни.  И вечность для меня пока еще страшнее смерти...
            - А ты не бойся, просто меняйся и обновляйся – бесконечно!
            
        И напоследок – о зеркале. В письме Иакова Библия сравнивается с зеркалом, глядя в которое мы можем видеть то, что необходимо в себе изменить, - и не просто видеть, но меняться к лучшему (Иакова 1:22-25).  Повторю еще раз, потому что это очень важно: НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ В МИРЕ НЕНАВИСТИ.  Тогда «зеркало»  Божьего Слова откроет   путь к вечности – вечной жизни и вечной любви. И, в отличие от "кривых"  зеркал,   не солжёт...

*Данте Алигьери, «Божественная комедия».
         


Рецензии
"НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ В МИРЕ НЕНАВИСТИ. Тогда «зеркало» Божьего Слова откроет путь к вечности – вечной жизни и вечной любви. И, в отличие от "кривых" зеркал, не солжёт..." Вот это тот девиз, который я для себя определил с момента осознания себя христианином. И этой мыслью стараюсь тоже делиться с ближними. Я безумно рад, дорогая Танечка, что наши взгляды совпадают.
Спасибо тебе за эти, нужные каждому, произведения)))
Любви, Божьего благоволения тебе желаю))

Александр Рютин   06.07.2025 08:52     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой Саша! Один такой отклик - на тысячу молчаливых прочтений - служит хорошим стимулом для того, чтобы продолжать начатое дело и не опускать рук. И осталось-то две главы - всего два тысячелетия... Тебе тоже - заботы и помощи нашего доброго, любящего Отца!

Стрижевская Татьяна   07.07.2025 18:35   Заявить о нарушении