Вечность и мгновение любви. Продолжение
С теми, кто еще продолжает искать, могу поделиться парой советов – разумеется, никому ничего не навязывая.
Во-первых, необходимо непредвзятое отношение к людям.
В годы своей заочной учёбы в институте, я поддерживала добрые отношения с православной Дашей, католичкой Розой, иудейкой Галей, мусульманкой Танчулпан и атеисткой Леной. Не приняв их взглядов, я сохранила к ним уважение. Для меня совершенно безразлично, как именно общество и СМИ оценивают то или иное сообщество людей. К примеру, я не принимаю образа жизни так называемых «сексуальных меньшинств», но человека, принадлежащего к такой группе, ненавидеть, презирать или избегать, как прокажённого, не буду. Это его выбор. Если сам Создатель дал всем людям право выбора, то кто я такая, чтобы выступать в роли прокурора или судьи, выносить приговоры «голубым и розовым», а тем более, желать им какого-то зла? Могу только показать по Библии, что Бог не одобряет такой образ жизни. Он сам всех рассудит, причем гораздо мудрее и справедливее. Иисус Христос учил нас ненавидеть грех и зло, но любить людей. «Перестаньте судить, и не будете судимы», - сказал он в Нагорной проповеди. А когда фарисеи осуждали его за то, что он проводит время с грешниками, ответил, что во враче нуждаются не здоровые, а больные. И разве не для его последователей записаны слова из Экклезиаста 7:16: «Не будь слишком большим законником; и не выставляй себя слишком мудрым: к чему тебе губить себя?» (переводы Макария и Павского).
Во-вторых, очень помогает умение проводить исторические параллели. Об этом я написала в стихе «Простые вопросы».
«Сын плотника, назаретянин, неуч!» -
Бросал вслед Сыну Бога фарисей,
Хотя, казалось, знал любую "мелочь",
Что записал в Законе Моисей,
Хотя слова пророков неизменно
Сбывались на Иисусе – и сбылись.
Но те, кто превознёс себя надменно,
Утратили «путь, истину и жизнь».
Глаза не видят, и не слышит ухо,
Когда гордыня властвует в душе.
Для тех, чей ум ослеп, а сердце глухо,
Христос – чужак, соперник и мишень...
Иисус, хоть было, чем ему гордиться,
Смирению пришел людей учить.
Но шли за ним, смиренным, единицы,
Но требовали тысячи: казнить.
Всё тот же мир – и та же ложь в чести!
Кто в наши дни похож на фарисеев?
И кто, толпой отвергнут и осмеян,
Идет сквозь мрак – по узкому пути?
Кто, с верой, что рассвет не за горами,
Несёт сквозь град насмешек и угроз,
Свет истины – словами и делами?
Кто ученик Иисуса? Вот вопрос...
Иисус сказал, что все народы будут ненавидеть его истинных учеников, как его "ненавидели без причины", и преследовать их, как преследовали его самого. Можно, конечно, думать, что слова эти относятся только к началу первого тысячелетия н.э., а в дальнейшем те, кто точно следует по стопам Христа, стали пребывать в почёте, богатстве и при высоких должностях. Можно думать, что угодно, а можно и вообще ничего об этом не думать. Выбор, опять-таки, за каждым человеком...
После многих разочарований и потерь, новый этап моих поисков начался с вопроса: «Будут ли все люди когда-нибудь любить друг друга?» Вопрос - не для конца девяностых прошлого столетия, да и по нынешним временам – весьма проблематичен. Но - болевая точка: именно о такой всеобщей любви я и мечтала всю жизнь – а не только о любви единственного и неповторимого мужчины - для себя, любимой...
«Хотелось бы, но это невозможно», - был мой ответ в то время, а о Создателе как Источнике вечной любви, я сказала: «Если Бог и есть, то к людям он глубоко равнодушен».
Именно на эти годы пришелся «пик» моей прозы: несколько повестей и рассказов. Я сознательно писала их «в стол», понимая, что нигде они не будут напечатаны и никакой славы мне не принесут. Но в этих повестях, в диалогах их героев, отразился постепенный рост моей веры – в то, что Бог может и хочет подарить людям вечность. Не только на небе – избранным братьям Христа, но и на земле: тем, кто научится любить – в мире ненависти. А в дальнейшем – и тем, кто после воскресения научится любить – в мире любви.
И пусть большинству людей такое представление о вечности кажется глупым и наивным. Но оно созвучно одной из главных потребностей каждого любящего человека: чтобы любимые люди не страдали, не болели, не старели и не исчезали навеки. Чтобы они всегда были рядом, живые и неповторимые, а не тени «на одно лицо», как у Бродского : «в мире, где все мы бесплотны, немы». И не «скрипящие куклы», как в стихотворении Павла Антокольского:
Чтобы казалось: лампа не потухла!
Чтобы, по крайней мере, хоть дразня,
Скрипучая и розовая кукла
С твоим лицом шла около меня.
Внезапно вспомнились строки из стихотворения Афанасия Фета:
Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет, уходя.
Хотя это стихотворение - о любви к женщине, но образ "плачущего огня" для меня - гораздо шире стариковской скорби о мгновении любви, даже память о которой исчезает - вместе с мгновением жизни. Жизнь без любви вообще бессмысленна, и потому основой вечной жизни может быть только вечная любовь.
Последнее мое сомнение исчезло в последнем диалоге двух героев моей последней повести «Ты позовёшь, и я отвечу»:
- Хотелось бы мне верить в то, во что веришь ты, но... Всё должно меняться и обновляться, это закон жизни. И вечность для меня пока еще страшнее смерти...
- А ты не бойся, просто меняйся и обновляйся – бесконечно!
И напоследок – о зеркале. В письме Иакова Библия сравнивается с зеркалом, глядя в которое мы можем видеть то, что необходимо в себе изменить, - и не просто видеть, но меняться к лучшему (Иакова 1:22-25). Повторю еще раз, потому что это очень важно: НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ В МИРЕ НЕНАВИСТИ. Тогда «зеркало» Божьего Слова откроет путь к вечности – вечной жизни и вечной любви. И, в отличие от "кривых" зеркал, не солжёт...
*Данте Алигьери, «Божественная комедия».
Свидетельство о публикации №125063005976
Спасибо тебе за эти, нужные каждому, произведения)))
Любви, Божьего благоволения тебе желаю))
Александр Рютин 06.07.2025 08:52 Заявить о нарушении
Стрижевская Татьяна 07.07.2025 18:35 Заявить о нарушении