Сказания о легенде

О Стрельцове я узнал чуть раньше, чем впервые увидел его в игре.
И случилось это в 1965 году, когда московское "Торпедо" во второй раз стало чемпионом СССР по футболу.

Известных и любимых народом спортсменов было немало, но популярность - это одно, а легендарность - это нечто иное.
К известным и любимым футболистам СССР можно смело отнести: Яшина и Воронина, Блохина и Кипиани, Гуцаева и Бышовца, к хоккеистам: Майоровых и Старшинова, Мальцева и Юрзинова, Харламова и Фирсова, к гимнасткам: Латынину, Корбут и Турищеву, к боксёрам - Валерия Попенченко по кличке "мистер нокаут", к штангистам: Власова , Жаботинского и Алексеева, к фигуристам: Роднину, Пахомову, Белоусову и Протопопова.

Их слава была огромной, любовь - всенародной, а популяность - заслуженной.

Но в моей памяти , легендарным остался лишь один спортсмен - футболист Эдуард Анатольевич Стрельцов, центрфорвард московской команды "Торпедо" и сборной СССР, 1956-1958 и 1965 - 1970 годов.
Поразительно то, что Стрельцов начал превращаться в легенду ещё с самого начала своей стремительной и фантастической карьеры, причём я хорошо помню многочисленные байки и россказни , которые циркулировали как среди мальчишек, так и среди вполне взрослых любителей этой замечательной игры.
Этим вымыслам и слухам верилось, да и как иначе, если циркулировали они постоянно и источниками этих баек, были знакомые мне  люди, включая моего папу, который и приобщил меня к футболу в далёком, дотелевизионном 1958 году, когда я , восьмилетний пацан, с замиранием сердца , вперив взгляд в траурную черноту круглого репродуктора, слушал футбольные репортажи из Швеции, которые вёл несравненный Вадим Синявский - умница, футбольный эрудит, интеллектуал, наделённый при этом чувствами иронии и юмора.
- Вот на поле выходит наша команда, возглавляемая капитаном Игорем Нетто, высоким, осанистым , с длинной шеей, похожий на гуся.
Посмотрим как проявит сегодня себя в игре наш длинношеий предводитель и его коллеги.

Но на том чемпионате в сборной СССР, отсутствовали три ключевых игрока: Эдуард Стрельцов, Михаил Огоньков и Борис Татушин.
Стрельцов был центрфорвард, Огонькой - центральный защитник, а Татушин - правый крайний нападающий по принятой в те годы тактической схеме расстановки игроков : 1-3-2-5 или "дубль вэ".
История, в результате которой вся троица была арестована, допрошена органами     милиции и сурово наказана за якобы групповое изнасилование, тёмная, скользкая,"мутная", но при этом её участники были исключены из состава сборной СССР, дисквалифицированы на приличные сроки, а Стрельцов ещё и отсидел по приговору суда порядка 5 лет.
Кстати, несмотря на то, что материалы этого дела, впоследствии несколько раз пересматривались, до сегогдняшнего дня НИКТО из этих людей ТАК И НЕ БЫЛ РЕАБИЛИТИРОВАН.

А теперь, я перехожу, собственно, к самим байкам, так или иначе касаемых Стрельцова, которые я запомнил.

- Говорят, что сам Хрущёв распорядился тогда ПРИМЕРНО наказать Стрельцова.

- Да нет, просто если бы не ТАКОЕ, то наверняка бы дело "замяли", то тут всё касалось дочки французского посла в Москве.
Они её напоили, снасильничали по очереди, а потом закопали в землю по шею (тут уже попахивает аллюзией на Саида из "Белого солнца пустыни"?! - примеч. моё)сели в "Победу" и стали по этой голове на полной скорости туда-сюда, пока не размозжили...
(Эти байки травили дворовые пацаны 14-16 лет).

- В "Комсомольской правде" появилась статья: "Олимпийский чемпион - за решёткой!

- Эдик любил бухнуть, но с шиком, в ресторанах. Салатики заказывал по сто рублей, водочку и коньячок ему приносили исключительно в хрустальных графинчиках.

- Как-то он попал в больницу и администрация строго следила за тем, чтобы посетители (а их было много), не проносили в палату спиртное, так он подговорил мать, которая по его просьбе приносила водку, привязывать к горлышку бутылок верёвочку, а Эдик, самолично втаскивал таким образом бутылки к себе через окно и прятал.

- Незадолго перед ЧМ 1958 года в Швеции, должна была состояться решающая отборочная игра в Лейпциге, за право участия на чемпионате мира в групповых турнирах.
А Эдик перед этим сильно забухал и опоздал на поезд.
Остановить поезд было нельзя, поэтому тренер сборной, упросил министра путей сообщенрия, на каком-то перегоне притормозить и тогда, пьяненького и сонного Эдика, как мешок с картошкой, забросили в открытую дверь вагона!

Итак, волею судьбы, Стрельцов пропустил ЧМ 1958, 1962 годов и в 1963 году, после УДО, вышел на свободу, а в 1964-ом, восстановившись и набрав форму, начал официально выступать в чемпионате СССР, но...в дублирующем составе "Торпедо".
Трудно сказать, почему ему понадобился целый год, чтобы вернуться к полноценным выступлением за основной состав команды. В 1965-ом - он стал чемпионом СССР, а ещё через год - был включён в состав сбоной СССР.
Снова небольшое отступление.
В 1960-ом году, под руководством тренера Виктора Маслова, "Торпедо" провело триумфальный сезон став и чемпитоном СССР и обладателем кубка страны, но главное, что Маслову удалось создать команду, которая показывая фантастически слаженную, умную, техничную и результативную игру, демонстрируя элементы так называемого тотального футбола, родоначальниками которого официально считаются нидерландцы с 1972-го года.
Это была блистательная команда: вратари Поликанов и Глухотко - надёжные и примерно равные по силе, защитники: Медакин, Шустиков, Островский, великолепный тандем полузащитников: Воронин и Маношин и в нападении: Метревели, Иванов (Доронин), Гусаров, Батанов, Сергеев.
Но на следующий год команда буквально развалилась: Медакин перешёл в одесский "Черноморец", Островский - в киевское "Динамо", Метревели - в тбилисское "Динамо", Гусаров - в московское "Динамо, Доронин - и Сергеев - в ЦСКА.
Легендарной команды не стало.

Мне рассказывал один знакомый, который будучи в Москве, посетил одну из тренировок дубля "Торпедо" с участием Стрельцова.
В то время, основным голкипером команды был Анзор Кавазашвили: невысокого роста, крепенький, но чрезвычайно прыгучий вратарь с отменной реакцией.
Кавазашвили при этом был достаточно заносчивым, он уже пробовался в сборной и считал себя вратарём высокого класса.
Так вот, в конце какой-то обычной тренировки торпедовского дубля со Стрельцовым, на поле вышли игроки основного состава, в числе которых был и Кавазашвили.
Увидев Стрельцова, Анзор хвастливо обронил несколько фраз, смысл которых сводился к тому, что в отличие от него (от Стрельцова), он уже кандидат на место основного вратаря сборной СССР, в то время, как Стрельцов копошится в дубле команды.
Стрельцов ничего ему не ответил, но попросил стать в ворота, а какого-то игрока -  навешивать мяч с угловой отметки на линию штрафной площадки.
И вот Стрельцов, с линии штрафной, стоя СПИНОЙ к воротам, не давая мячу приземлиться, в воздухе, в падении через себя, 10 раз подряд пробивал по воротам, которые защищал Кавазашвили.
Результат был потрясающим: 8 забитых мячей из 10-ти.
За этим зрелищем наблюдали игроки и тренеры основного и дублирующегоо состава команды "Торпедо", а также болельщики-фанаты, присутствовавшие на тренировке.
В общей сложности - что-то порядка100-120 человек.
Под восторженный рёв зрителей, Кавазашвили в сердцах снял перчатки и бросил их на газон и, выматерившись, удалился восвояси.
Сезон 1965 года Стрельцов провёл классно: был явным лидером команды, много забивал сам, успешно и плодотворно ассистировал, но при всём при этом, его не включили в состав сборной на ЧМ 1966-го года в Англии.
Это был самый удачный чемпионат для сборной СССР, высшее достижение - делёж 3-4-го мест, бронзовые медали и в целом, весьма неплохой уровень игры.
Сезоны 1967-1968-го годов, Стрельцов был лидером в сборной и удачно сыгрался в дуэте с молодым Бышовцем.
Если в молодости, Стрельцов был нападающим таранного типа, который буквально прорывал оборону противника на очень высокой скорости, то последние годы, Эдик брал уже хитростью.
Большую часть матча он лениво бродил в районе центра поля, усыпляя бдительность защитников противника, но стоило ему получить мяч, как он тотчас же включал форсаж, на скорости обыгрывал 2-3-х визави и с ходу, выйдя один на один с вратарём, забивал мяч.
Доворльно неплохо он исполнял штрафные и даже пенальти.
Помню, как в одном из матчей на первенство страны с ЦСКА, в котором "Торпедо" победило со счётом 2 : 0, оба эти мяча забил Стрельцов.
Первый - со штрафного, метрах в 28-30 от ворот, кручённым ударом в "девятку, а второй - с пенальти.
Он долго устанавливал мяч, затем неторопливо подбежал к нему, положил корпус в одну сторону, сделал энергичный замах ногой, всем видом показывая, что удар будет мощнейшим, но в момент удара, как-то переложил тело в противоположную сторону и тихо, но точнёхонько , носком бутсы (что именуется в народе "пыром"), закатил мяч в нижний угол ворот, мимо оцепеневшего вратаря!

Эдик в конце своей карьеры погрузнел, утратил кураж, видимо ему было уже тяжеловато, но всё таки ещё дотянул до 30-ти лет, забивая при этом сравнительно немного, однако он был хорош в качестве диспетчера и распасовщика.

Он вошёл в клуб Федотова (100+ мячей за карьеру на официальном уровне), стал за свою футбольную карьеру дважды заслуженным мастером спорта СССР, олимпийским чемпионом и обладателем кубка страны.

Его называли "русским Пеле", хотя я бы вообще не стал сравнивать стиль их игры.
У Пеле была - мягкая, "кошачья" латиноамериканская техника, виртуозное владение мячом.
Мне кажется, что в молодые годы, по уровню скоростной техники , напору, умению прорывать оборону противника и результативно завершать атаку, Стрельцов был подобен Клинсману, а по диспетчерским качествам, видению поля, умению эффектно и эффективно отдать пас и сделать голевые передачи - Бобби Чарльтону и отчасти Гюнтеру Нетцеру.

Годы тюрьмы явно подорвали здоровье Эдуарда Анатольевича и в 53 года его не стало, но осталась легенда, а легенда если не бессмертна, то по крайней мере живуча!
Надолго ли - время покажет?!







   


Рецензии