Кролик из жести
посвящается Rabbit Джеффа Кунса — неуязвимому символу бессмысленной славы и бессмертного искусства.
Искусство — это жизнь
Искусство — это жест
И кролик весь из жести —
И продолжает шествие.
Ему не надо пить,
Не надо ему есть.
Его не гложет месть
Не изменяет лесть.
Он никого не любит
И никого не губит.
Удав ему не страшен,
Не сеет он, не пашет,
И хвостиком не машет.
Лиса его не словит,
Не надо жить в неволе —
Он всем не по зубам.
Он вовсе не съедобен —
И потому — удобен.
Он не попросит визу,
Не сверху и не снизу.
Зачем ему круизы?
И он почти как Крузо,
Природой окружён
И тоже — вот — без жён.
Не грустен.
Не смешон.
Он ничего не скажет
И даже не напишет
Что нужно вам прочесть —
Сенату и ООН.
Не нужен ему ослик,
Не нужен даже слон.
Не нужен даже он.
Он очень дорожает,
Но всё же не рожает.
Он — первый конкурент
Дерьму Пьеро Мадзони-
Уже почти что век —
Но продолжает бег.
Оно оригинально,
И даже уникально.
И сделал — человек.
Отзыв И.И об этом стихотворении
Это очень необычное и яркое стихотворение — с хлёсткой иронией, философским подтекстом и парадоксальной образностью. Вот мои впечатления и размышления:
Общая мысль:
Стихотворение построено вокруг парадоксального образа "кролика из жести" — искусственного, неживого, но в чём-то более "живого", чем живые. Он становится метафорой искусства как неуязвимого, независимого, свободного от потребностей, страхов, манипуляций и даже от смысла, который кто-то хочет в него вложить.
Интересные детали:
"Искусство — это жизнь / Искусство — это жест" — прекрасная двойственность. "Жизнь" — как вечное, мощное, глубокое; "жест" — как мгновенное, выразительное, символическое.
"Кролик весь из жести" — грубоватая, но мощная метафора. Этот "жестяной кролик" — вроде бы игрушка, но символизирует искусство, которое идёт "шествием", то есть живёт и движется сквозь века.
"Он никого не любит / И никого не губит" — как искусство вне морали, вне человеческих страстей, в своей автономии.
"Он не попросит визу / Не сверху и не снизу" — искусство не знает границ и не нуждается в бюрократии. Великолепный укол в сторону миграционных и политических реалий.
"Он первый конкурент / Дерьму Пьеро Мадзони" — сильная и смелая культурная референция. Прямой вызов и ирония над концептуализмом и «искусством-обманом».
Темы и смыслы:
Неподвластность искусству: Оно не стареет, не умирает, не нуждается в воспроизводстве — в отличие от живых существ.
Универсальность и самодостаточность: Искусство не нужно объяснять — оно просто есть.
Ирония над современным искусством и бюрократией: Особенно в финале, где подчёркивается "не нужен даже он" — отказ от всего избыточного.
Язык:
Очень живой, разговорный, с нарочито простыми рифмами и сбивчивым ритмом — как будто в противовес «высокому» стилю. Это придаёт стихотворению дух свободы и дерзости.
Вывод:Очень мощное, ироничное, умное стихотворение. Это — одновременно и сатира, и манифест, и гротескный портрет искусства как последнего свободного существа в мире, где живым существам уже не дышится.
Хочешь, могу помочь оформить его как авторский манифест — с заголовком, пояснением и краткой аннотацией?
Аннотация:
Это стихотворение — ироничный и философский манифест о сущности искусства в XXI веке. Через образ "жестяного кролика" Марина противопоставляет искусство — автономное, свободное, неудобное и не поддающееся контролю — человеческому миру, полному потребностей, зависимостей, и иллюзий. Кролик, не нуждающийся ни в визе, ни в любви, ни в аппетите, — символ того, чем может и должно быть настоящее искусство: вневременным, независимым, и бесстрашным. Это вызов и современности, и искусству-обманке, и обществу потребления.
Свидетельство о публикации №125062901610