Ритм
Расположенный ниже набросок краткой стиховедческой статьи может быть полезным для всех интересующих данной областью знания и её прикладными аспектами.
Название:
Некоторые черты ритмического разбора анапеста (дактило-хореического логаэда в адаптации к анапесту)
Примечание: разбираемое произведение, текст которого мне прислали, по-видимому, находится в общественном доступе. Мой разбор выражает только стиховедческое мнение относительно текста, не несёт основополагающих моментов, касающихся личности автора текста, и, следовательно, не несёт цели и возможности кого-либо обидеть, дискриминировать или ущемить в каких-либо правах. Данный разбор может нести в себе только позитивные и (авто)обучающие моменты, касающиеся поэтического творчества, стиховедения и ритмологии.
Скобочный (ритмический, евфонический) разбор:
[[Сно[ва в] лоно]] мечты,
отрешась, погрузилась,
И откуда здесь ты?..
Расскажи [мне на] милость.
Неуверенно я
обличаю словами
Грезы прошлого дня,
что сплела между нами.
Здесь, где нет суеты,
[нет [и] ложного] страха,
Мне поведаешь ты
весть надежды иль краха.
… [Но в] м]ечтательно(м] сне)
нет касания взгляда,
И на призрачном дне
нет скамей[к[и [из сада],
Не[т т][ропы), что ведет
[ноги в ну]жное] место,
Нет струны, что споет
[пес][ню не]жную вместо
Слов, ч[то то]лько в мечте
нерешитель[но тонут],
И в немой пустоте
[нико][го не] затронут.
13 строк ; нет замечаний.
11 строк ритмоогрешны. В первой половине стихотворения их 1/4, а во второй 2/3. Т.е. концентрация ритмических огрехов преимущественно растёт от начала стихотворения к его завершению.
Если рассмотреть построфно, то:
1) 50%
2) 0%
3) 25%
4) 50%
5) 75%
6) 75%
Это даёт возможность уточнить Выводы по ритмической картине.
Лагуна ритмической чистоты 2-3-я строфы: около 10% (10-15%) огрешности
Окружена она 50% зоной огрешности. И завершается стихотворение третью текста с 75% огрешностью. Т.е. вначале автор как бы коротко разгоняется в первом катрене (4 строки, 50% огрешности) и выходит на уровень почти безогрешный (менее 20% огрешности в 11-и строках), а потом достаточно резко падает на уровень высокой 80% огрешности (9 завершающих строк)
Вопрос: как именно они (строки с ошибками ритма) ритмоогрешны?
Рассмотрим:
К1 - окаймляющая какафония согласных на одной гласной;
К2 - какафония разных гласных при двух одинаковых согласных (звуки могут быть несколько разные: пАрные - мягкий и твёрдый, пАрные - глухой и звонкий);
2П ; двойное прирастание, примитивный сдвиг;
С1 примитивный сдвиг;
Н ; неестественные для начала слОва звуковые начала (мсне, новм, нЕты);
П ; прирастание-сдвиг на фоне оставшейся готовой конструкции;
Г - гиатус одной буквы;
Д - двойной одинаковый согласный звук (в оглушении одного из них) на стыке слов;
К3 - какафония двух одинаковых слогов
(один из них ударный: тотО);
ЯС2 - явный сдвиг в два слова из двух слов (Ника вони);
П - прирастание псевдоприставки;
ПЯС2 - двойной полуявный сдвиг (песь нюнЕ);
С1 - сдвиг на одно слово из двух слов, получающийся поглощением звука (нет рапы);
СК - сдвиг какафонический, получающийся на фоне трёхсложной стопы из-за её ударности и из-за наличия какафонии разных гласных при двух одинаковых согласных (проблемные слоги разделены другим слогом);
В - вилка - такое ритмозвуковое состояние рядом стоящих трёх слов, которое не исправишь речевой паузой: сделаешь её в одном месте, так будет (проявится) сдвиг или звуконелепость в другой паре слов;
СН ; сдвиг неологический (нет слова "нЕты", но оно здесь звучит.
Поскольку ещё только идёт выработка терминологии для данного стиховедческого поля, то использую все подходящие индексы-аббревиатуры, даже если допускаю некоторую избыточность формулировок и повторы констатаций. Также следует учесть, что и сами определения тех или иных видов огрехов могут быть ещё достаточно несовершенными и нуждающимся в доработке.
[Сно[ва в] ло]но] мечты, К1
Расскажи [мне на] милость. К2
[нет [и] ложного] страха, Н В СН
… [Но в] мечтательно(м] сне) С1 Н
нет скамей[к[и [из сада], П Г Д
Не[т т][ропы), что ведет. С1
[ноги в ну]жное] место, СК
[пес][ню не]жную вместо. ПЯС2
Слов, ч[то то]лько в мечте. К3
нерешитель[но тонут], П
[нико][го не] затронут. ЯС2
Выводы:
1) можно предположить, что римические огрехи очень распространены: большой % у большого числа авторов;
2) когда творческая энергия ослабевает, увеличивается количество ритмических несовершенств в ткани стиха. Это можно объяснить снижением количества вариантов, которые сознание даёт на выбор автору, и автор выбирает огрешное из огрешного, заполняя поле повествования тем материалом, который у него в наличии; возможно, что значительно (сильно?) снижается способность отличать ритмошибочное от ритмогармоничного, ; та способность, которая до этого работала более успешно.
3) многие авторы не умеют (не могут) видеть своих ритмических огрехов. Или видят их далеко не все.
4) возможно, что многие авторы считают, что такие огрехи (или некоторые их виды) это норма.
5) в принципе, видов ритмических огрехов не так уж и много, и, надо полагать, они вполне успешно поддаются классификации.
6) анапестом писать непросто (как впрочем, и амфибрахием, и дактилем), но это благородное, в своём роде, занятие.
7) опыт показывает, что большинство авторов не слишком хорошо воспринимают критику, в том числе (и тем более) подобную (специфическую), особенно без обильный подушки комплиментарности, которая может граничить с явной лестью ; по старой поговорке: каши маслом не испортишь.
8) тот, кто кажется (себе или другим) знающим, понимающим, разумеющим и могущим, на самом деле перед более высшими ступенями знания и умения предстанет косноязычным, незнающим и неумеющим, непонимающим и неразумеющим.
9) никого не нужно судить в плане его умений и достижений, автору можно лишь радоваться моментам обретаемой гармонии, а также поэтическим произведениям (написанным другими и своим), которые имеют черты земного совершенства.
Свидетельство о публикации №125062703789
обозначение рифмоогрехов с чёткими примерами строк из данного стихотворения.
Есть чему поучиться!
С уважением к автору! Дальнейших успехов!🌞🌹🌹🌹
Марина Алтайская 27.06.2025 17:48 Заявить о нарушении
Область специфическая, но весьма актуальная.
Гавриил Тишков 27.06.2025 18:34 Заявить о нарушении