Страница Двенадцатая
Самый правдивый, и то относительно, в силу разных причин, учебник истории, это Книги воспоминаний, мемуаров, дневников известных и малоизвестных, но никогда неизвестных, людей, того или иного времени. В записях этих, изящнолитературных, фиксируются события и факты, и молниеносное отношение, тут же, к этим событиям и фактам, без редактуры великих редакторов в угоду чего-либо или кого-либо. Читать их бывает трудно, но интересно. Трудно, в силу литературных способностей и принадлежности своей речи к изяществу, способностью, без особой привираемости, подать записанное, как блюдо, которое будет хотеться слопать всё сразу не оставляя на потом. И в этом случае степень обжорства или степень жадности, будет весьма поощряема, а не наоборот.
"Но никогда неизвестных", ибо эти неизвестные, также, в силу разных причин, не записывают свои впечатления, наблюдения, не ведут дневников, им лень, они не хотят, им не нужно.
А, ведь, какому-то чудаку через пятьдесят, через сто лет будет нужно, ох, как нужны будут воспоминания не только известных или малоизвестных людей, но и эти воспоминания простых обычных людей, для своей, также нужной очень, литературной или исторической работы. Да наплевать, что они были записаны и сформулированны без нужного изящества, так нужного для красоты речи, наплевать. Но они не будут записаны. И не только через сто лет эти воспоминания будут нужны, но и нужны сегодня и были нужны вчера.
Есть читатели, которые на уровне "книжного алкоголизма" запойно предаются этому чтению. Их хлебом не корми, дай им дневники Л. Толстого, Пришвина и остальных, преуспевших в этом жанре писателей и не только.
Помню, как сам с превеликим удовольствием вливался в только-только начавшееся издание дневников Пришвина в "Московском рабочем", пока оно не прекратило своё существование.
И помню, как меня удивил тот факт, что у Михаила Михайловича была не только "Кладовая Солнца", но и другая "кладовая", которая вобрала в себя и самое главное сохранила, то, что вобрала, до наших дней, весь тот объём происходящего с личным мнением человека и писателя, случившемуся жить в то время и прожить в том времени.
Пиша в наше время о времени том, поймал себя на мысли, что неплохо было бы и перечитать, ту часть дневников Пришвина, которую не только когда-то читал, но уже и подзабыл.
Читается литература подобного жанра, как я уже говорил, в некоторых случаях, трудно, особенно если нету к этому жанру никакого желания. И тем не менее, благодаря этим Книгам имеешь относительное, возможно и не относительное понимание происходящего, современниками которому были авторы.
И думаю, что, в какой-то степени, литературоведческие потуги современников, пишущих и создающих свой образ о людях прошлого, внёсших тот или иной вклад в какую-либо область жизнедеятельности, более бесплодны, нежели живые воспоминания оставленные современниками того или иного деятеля прошлого.
Вспомнился случай в музее Чехова на Кудринской, в котором, одна из работниц музея, почти, прям, настойчиво предлагала мне купить Книгу, некоего английского современного автора о Чехове. Я попытался ей объяснить, что всё это пустая литература, абсолютно не нужная, ибо есть прекрасные воспоминания о Чехове его современников, которые оставили прекрасные страницы воспоминаний об Антоне Павловиче. Но работница музея, то ли не понимала о чём я говорю, то ли понимала и всё равно пыталась, также настойчиво, завербовать меня на чтение неизвестно кого, якобы обладающего новыми современными мнениями о русском писателе. Работница оказалась наивной до одурения. Думаю, что Чехов, живи он в нашем веке, нашёл бы время написать о ней свой новый рассказ.
Конечно учебник истории, предлагаемый для зачитывания до дыр в школе, не может вместить такой объём информации в регламент своих границ, никто на этом и не настаивает.
Да и не нужно школьнику, у которого ещё сгущёное молоко не обсохло на губах вся эта информация, не поймёт.
Человек, рождённый с умом упорным, неравнодушный к истории, а самое главное к чтению, обязательно прочтёт главные учебники по истории: воспоминания, мемуары, дневники...
PS
"Только, как я понял, никакая История сейчас уже никому не нужна. А уж школьникам ваще до лампочки.
Время поменялось и продолжает меняться так быстро, что даже мы с тобой уже динозавры прошлого."
Это комментарий моего друга, с которым я поделился своими мыслями.
Да, согласен, время поменялось и продолжает, и дальше меняться, и преобразовываться в нечто, доселе нами невиданное, в котором, возможно, никакие воспоминания, дневники и мемуары, кого-либо, будут не только не нужны, но и будут враждебны, ибо "Форенгейт" Бредбери уже написан.
Но это будет уже другая эра и другие ценности.
***
Когда я впервые увидел эту Миро-любивую картинку, подумал, ну, что за мазня детсадовской группы, да ещё с претензией на портрет Евтушенко? Это было... не помню в каком году, помню, что смотрительница галереи Евтушенко в Переделкино долго мне не разрешала сфотографировать этот шедевр Миро, ссылаясь на Евгения Александровича, которого в тот день небыло в Переделкино, а, возможно, и в стране и, который не разрешает в галерее ничего фотографировать, так как все эти портреты эксклюзивны и не выпущены в интернет, но я не отступал... мы потихонечку разговорились... о картинах, об искусстве и конечно о стихах... говоря о стихах, я ненавязчиво цитировал стихи Евтушенко по две или четыре строчки... потом в галерею пришли ещё жаждущие искусства или жадные до искусства посетители и смотрительница, такая уж у неё работа, занялась ими... ну, а я продолжил самостоятельно знакомиться с галереей и мемориальным кабинетом Поэта... после, когда уже пришло время уезжать, ко мне подошла смотрительница и тихо, чтобы не было слышно, чуть ли не прошептала: Можете сфотографировать, но только быстро и без фотоспышки... что я тогда и сделал... но те фотографии того какого-то года, где-то, где-то, где-то в архиве... а эта фотография почти свеженькая... недавняя, хотя... уже и давнишняя... теперь уже можно, фотографировать...
Кстати, после, изучая портрет, в какой-то момент, как по взмаху волшебной палочки, я, обратив внимание на глаза, увидел в этом портрете Евтушенко...
Своеобразный и, возможно, лучший портрет Поэта...
***
...думаю, эмоциональные качели есть у тех знаков зодиака, которые Любят друг друга... и качаются на них только те, кто Любит...)
***
Памятник выдающемуся человеку, это хорошо, памятник Михаилу Ульянову, это хорошо вдвойне! Но памятник, который установлен в Михайловском саду в Москве, далеко не Михаилу Ульянову, которого мы все или почти все знаем, возможно, его одноимёнцу и однофамильцу, которого мы абсолютно не знаем и знать не хотим, ибо мы все или почти все полюбили нашего Михаила Ульянова, который и... Ленин, и Чарнота, и Жуков, и Председатель, и Ричард lll, и Абрикосов, и Юлий Цезарь, и Булычов, и Наполеон, и Веселов, и Тевье, и... и так далее...
Откуда пошла тенденция, уж, не оттуда ли, "что пОшло, то и пошлО", выставлять на всеобщее обозрение свои, не то, что не совершенные работы известным людям, а работы, которые искажают или не доносят образ того или иного человека?
Памятник, якобы, М. Ульянову не первый в этой плеяде выдающихся работ выдающихся деятелей современности... достаточно замедлить шаг и поглядеть по сторонам...
И становится непонятно, кому и зачем это надо, а если ни кому и ни зачем, то тогда вообще зачем ставят эти памятники, которые являются некой задуманной и осуществлённой издёвкой в память портретируемого и оскорблением чувств интеллектуалов, многие из которых помнят этих людей "живьём", когда они ещё не были памятниками.
Ну, общество заплевали, ладно, но, ведь, существуют родственники, они, что также запамятовали, как выглядели их родные и близкие?
***
"Труселя" - это не шмотка, это - психология.
***
"Хорошими жёнами не рождаются. Хорошими жёнами становятся рядом с хорошими мужьями." (фейсбук)
комментарий: Именно - рождаются!!! Как хороший добрый друг, подруга, жена, муж... а не становятся, ибо грязь не будет алмазом, хотя, иной раз, и сверкает!
***
Два явления культуры, которые вышли за границы своего времени: Высоцкий и Цой, одного нет почти 45 лет, другого почти 35, но их не только помнят, им не дают уйти... их помнит и знает старшее поколение, не всё конечно, да, всё и не нужно, и знает молодое поколение, не всё конечно, да всё и не нужно, у каждого свой уровень интеллекта... восприятие... мурашки...
***
Пушкин несомненно великий Поэт... но, как же вы бедны, если знаете только его.
***
о фильме "Москва слезам не верит"
Принято считать, что Гоша ушёл из-за некоей мании величия и каких-то там слов о зарплате, Катерины, думаю это не так. Гоша ушёл когда к Екатерине пожаловал её бывший знакомец из прошлого, внешне, в которого и уродилась их совместная дочь, и это трудно не заметить, тем более Гоше. Вдруг, Гоша, такой доброжелательный и общительный за столом в тот вечер, становится задумчивым и малоразговорчивым, да просто он понял, кто пришёл к Екатерине и, соответственно, понял, что он там лишний. Думаю, Екатерине, нужно было бы это учесть, на всякий случай, после встречи с Рудольфом на Гоголевском бульваре...
А вот по какой причине режиссёр перевёл весь вопрос в другое русло, высосанное из пальца, неясно.
***
- Можно узнать наличие Книги по автору?
- Да, назовите название автора...
из разговора в Книжном "Москва"
***
Если не имя, то музыку Олега Каравайчука знаю с детства и с юности, ибо фильмы, которые знакомы с той поры: "Мама вышла замуж", "Женитьба", "Короткие встречи"... любимы до сих пор...
Знакомство с именем произошло позже...
Композитор не был актёром, хотя каким ещё был! Но, тем не менее, забежал на пару минут в некоторые фильмы и оставил в них свой след.
Фильм "Секундомер" о спортсмене, который уже вот-вот закончит свою карьеру. По сюжету спортсмен встречает одноклассницу, с которой они не виделись почти двадцать лет. Прогулки, взгляды, разговоры, улыбки... как некие намёки на "а, вдруг"? И в этот момент или в следующий, они заходят в букинистический магазин, в котором на роль продавца, буквально недавно, забежал Олег Каравайчук.
Продавец с букинистической, как и положено внешностью и наполненностью всего облика, предлагает своим посетителям, то что сам посчитал нужным предложить, не имея о вкусах и запросах своих гостей ни малейшего представления, но, тем не менее, "считал" их за "своих".
И я думаю, не ошибся.
Герои покупают томик стихов Пушкина, который в дальнейшем будет учавствовать в их, возможно, уже зарождающихся чувствах.
Для чего в спортивную ленту был вкраплен этот островок, эта бусинка абсолютно другого мира, в какой-то степени чуждого миру спорта? Наверно, для святой романтики сердца...
Каравайчук удачно вписался в этот сюжет в сюжете, ибо книжников-букинистов считали и считают некими такими со странностями людьми. Именно таким и считали композитора. Неординарным... удивительным... странным...
Так и хочется процитировать: "Я странен, а не странен кто ж, Тот, кто на всех глупцов похож?"
Другой фильм детский, суматошный "Большие хлопоты из-за маленького мальчика", в котором композитор, также забежав на несколько минут, выступил в роли режиссёра. Буквально несколько минут и повествование фильма уже стремится дальше, без режиссёра. Режиссёр также странен, как и продавец-букинист. Мог бы эти эпизоды сыграть другой актёр? Конечно.
Но будем признательны нашим актёрам за то, что они этого не сделали. Тем самым сохранились образы, как маленькие жемчужины, в исполнении Каравайчука.
Как-то приехав в Питер и гуляя по оному, встретил афишу на каком-то музыкальном заведении, а возможно и нет, о том, что вчера там состоялся концерт Олега Каравайчука. Долго я ходил с досадою, что не приехал раньше. Конечно не факт, что были бы билеты, но, а вдруг?...
Осталась Музыка...
Слушай и рисуй мысленно портрет автора... вливайся, наполняйся, лети... всё, что он должен был сделать, он сделал, остальное за тобой...
***
Стрельна...
в парк и во дворец зайти не получилось, ключи дома забыл, а то что они предложили свой вариант вхождения в парк и во дворец, "бабка за дедку, дедка за репку...", меня не устроил.
человек приезжает отдохнуть, побродить со своими мыслями или просто побродить, полюбопытствать, что и как? а этому человеку предлагают в обмен на дорогие их сердцу его бумажки, познакомиться с не нужной его сердцу экскурсией, поглядеть на деревья и кусты, естественно толпой, а, как иначе? иначе - никак.
зачем человеку гулять, чувствовать, мыслить, дышать? лучше конечно толпою, навяжем какую-нибудь ахинею текста, да ещё и за дорогие сердцу бумажки.
***
Книга Л. Годованника "Тайные гастроли: Ленинградская биография Владимира Высоцкого"
вот пишут в Книге: "в воспоминаниях этих людей Владимир Высоцкий предстаёт совсем не таким, каким мы привыкли воспринимать его на основании других воспоминаний. Организаторам концертов актера в ВАМИ Высоцкий запомнился весьма меркантильным и практичным типом."
во-первых: "привыкли" - то есть "собачкам Павлова" предложили информацию и теперя они не в состоянии раздвинуть горизонты? проанализировать и понять?
во-вторых: "Высоцкий запомнился весьма меркантильным и практичным типом" - а каким он должен был запомниться? рубахой-парнем на всю катушку, не помнящим родства и не знающим себе и своему творчеству цену, с привкусом взахлёбного альтруизма и запахом ландыша?
Он знал себе и своему творчеству цену, вёл грамотные переговоры до поры до времени, отдавал себя работе и в работе...
и всё это запомнилось администраторам, которые, видимо, хотели подзаработать на "лирике", а тута попался камень, который, блин, не обойти, ни обдурить.
и, как результат: "типом" - лёгким таким разочарованием от воспринимания не таким, как хотелось. Конечно водочку и закусь, куда проще организовать после "лирики", нежели достойно встретить желаемого артиста.
ну и в третьих: "предстаёт совсем не таким" - господа-товарищи-барины, мы все предстаём не такими, какими нас рисуют в своей голове другие, которые находятся в состоянии "без руля и без ветрил" в своих сочинениях, не имея художественного образования напрочь, не говоря уже о правилах поведения.
***
кто-то любит, зайдя в магазин, чтобы к нему тут же подбежал продавец и увидев, как вы, что-то смотрите, какую-то вещь, например, начал водопадно, обрушивая на вас весь поток и вес этого потока, рассказывать, что-то интересное про вещь, которую вы держите в руке?
не захочется ли вам тут же всё бросить и бежать, возможно, и до финской границы?)
и я не люблю... есть такая песня "Я не люблю", в ней, правда, нет подобной информации и тем не менее, не люблю.
так вот, смотрю я на вещь под названием "зимняя обувь", стоимость приятная, качественная, современная: четвертак... и самое важное, ну или одно из важных, не хочу ни с кем разговаривать))) но не тут-то было, ишшшшь, какой умник, не хочет ни с кем разговаривать, надо!
подходит продавец, женщина, ииии... как начала мне рассказывать про обувь....
я смотрю и поглаживаю кожаный верх, продавец мне рассказывает про кожаный верх, я переворачиваю и смотрю и проверяю на прочность подошву, она мне, тут же, переключившись, рассказывает всё о подошве...
несмотря на её усилия, разговаривать мне всё равно не хочется и я подумываю, что надо бы, как-то об этом ей намекнуть...
и я встав к ней совсем ближе, несмотря на неё, как бы в сторону, тихо, с выразительными интонациями в голосе, говорю:
- Девушка, а если я щас посмотрю на вашу грудь, вы также мне начнёте всё о ней рассказывать?
О! Что тут началось...)
да, ничего не началось, продавец, заулыбавшись, продолжила дальше, ещё более раскрепощаясь, как давнему знакомому, рассказывать всё, что она знает именно про эту обувь...
Свидетельство о публикации №125062607682
Есть возможность оценить Ваше умение пользоваться словом и передать свои мысли .
Отлично!
Без лести )
Тания Ванадис 18.07.2025 17:13 Заявить о нарушении