Философия независимого кинематографа будущего
Из принципа квантовой суперпозиции нам известно, что элементарные частицы до определенного события всегда пребывают в разных состояниях в одно и тоже мгновение времени. Если условно под (например) электроном понимать метафизический паз, а под разными его состояниями - процессы творения/созидания, то из этого следует, что творчество в провселенском значении - заполнение квантовых пазов креативными фишками. Ведь развитие системы - изменение ее характеристик/свойств при неизменности сути. И благодаря этим удивительным свойствам Вселенной существует возможность творить, наполняя ее новыми смыслами. Всегда всё относительно и субъективно относительно наблюдателей, но именно благодаря этому у последних имеется возможность наполнять субъективную реальность креативными смыслами, окрашивая пространство вокруг понятиями из мультизначных идей. Мироздание - удивительный пазл, составленный из фантазий и смыслов его наблюдателей, в котором:
1. Каждый желающий должен иметь возможность делать собственное кино. Уже сегодня это стало возможным, благодаря глобальной распространенности видеозаписывающих устройств.
2. Красота сама по себе может быть смыслом кино. В каждом красивом фильме есть, по меньшей мере, один большой плюс - его красота. Именно симбиоз красивого с креативным в коллективном сознании общества приводит к его закономерному процветанию. Хочется верить, что кинематограф будущего будет очень разнообразным в отношении стилей и красок картинки. Ведь отсутствие выбора приводит к застою и упадку всего.
3. Любительскую кинофантастику можно делать без денег. К тому же фильмы более дешевые по бюджету видятся зрителю более искренними по своему производству. Ведь главное при создании фильма - любовь, которая вложена в его производство. Потому что при отсутствии оной, даже успех (каким бы он не был) будет фальшивым (Любовь, как первая и главная статья бюджета в любительском творчестве).
4. Навороченность софта на незаурядность и креативность творчества никак не влияет. А настоящее искусство всегда незаурядно. Смущающиеся возраста программ и оборудования всегда могут задать себе один простой вопрос: На каком оборудовании и софте делались эффекты начала 80-х, когда вышли величайшие космические фильмы всех времен?
5. Интересных креативных фильмов может быть гораздо больше. Только эксперименты в искусстве открывают его новые грани, формы и стили. Благодаря гибридности своей основы, кинематограф являет собою богатейший для творческих поисков феномен культуры. Оригинальность в качественном независимом кино вообще является его основополагающей доктриной. У каждого креативного режиссера фантаста есть свои "фирменные фишки". Например, у почитаемого мною Бретта Пайпера, это stop-motion ползающие "бикарасы" из другого измерения. Если говорить о кинематографе в целом, то непопулярные и невостребованные идеи для фильмов имеются даже по актуальным явлениям в обществе. К примеру, много ли вы знаете фильмов о нон-экзистенциальном одиночестве?
6. Экшен физических взаимодействий - не единственный возможный. Любые атмосферу нагнетающие элементы могут вступать в роли действия. Особенно в авторском кино (ввиду специфики его производства) такое встречается чаще.
7. Софт-абстрактные ирреалии фильма дают команду воображению, раздвинуть границы возможного и досказать недосказанное. Сам зритель участвует в создании фильма, когда коридор для полета фантазии остается открытым. Креативные смыслы - единственный вид смыслов, свободного от шаблонов кино. Тем более бессмысленно искать смыслы там, где их нет (“Ошибкой в живописи является сюжет. Ошибка кино – сценарий. Освобожденное от этого груза кино может стать гигантским микроскопом вещей, никогда не виданных, никогда не ощущаемых” - Ф. Леже).
8. Креативное искусство в океане лайков не плавает. Массовое и эстетское друг друга взасос не целуют. Хочешь много подписчиков - занимайся второсортной банальностью. Настоящее искусство всегда не для всех. Забыть о рейтингах - первое, что нужно сделать любителям indie искусства. Второе - стараться мыслить самостоятельно. Третье - не прекращать развивать свой эстетический вкус.
9. Новые течения возникают в искусстве в связи с невозможностью удовлетворения вкуса уже существующими.
10. Доминирование визуальных эффектов в фантастике придало большей заметности фильммейкерам классической школы эффектов (Когда поверхностный слой придает большей заметности тому, что под ним. Но только для тех, кто способен увидеть начинку).
11. Изображения в ящиках могут являться лишь суррогатом проекций. Хотя бы потому, что последние являют собою иной - гораздо более свободный и креативный способ подачи изображения. Но устройства отображения информации станут не просто голографическими. Это будут высоко интеллектуальные, интерактивные системы, автоматически подстраемые под индивидуальные предпочтения человека. Бытовая техника будущего сама сможет монтировать фильмы на основе сюжетов/ситуаций/сценариев, придуманных зрителем.
12. В будущем любительская кинофантастика станет полноценным сегментом кинематографа. Сегодняшние первые шаги безбюджтных фильммейкеров станут длинной тропою культурного наследия Земли.
13. Непосредственность в фильме гораздо важнее профессионализма, которым он закачан. Вы можете снять фильм с классным сценарием, безупречной режиссурой и актерским мастерством, который просто будет выглядеть ужасно заурядным: по актерам, цвету, светопостановке... Особенно в наше время выходит огромное количество эстетически непривлекательных фильмов, а зачастую и просто некреативных. Многие режиссеры сегодня даже не пытаются найти интересных, незаурядных актеров. В свою очередь, у актеров-любителей нет той отточенной фальшивости, что свойственна профессионалам. С ними ведь никогда не угадаешь, что они выкинут. Поэтому некоторые режиссеры (особенно андеграундные) предпочитают работать с такими людьми. Между тем, непосредственность - в том числе и ошибки, совершенные индивидами в процессе их творческой деятельности. А при жесткой экономии плёнки многие сцены с первого дубля снимаются. И это придает им особенный шарм.
Использование документальной стилистики, её элементов или намеков - один из способов придания дополнительной непосредственности фильму. Документальный видеоряд является открытым и универсальным по своей квинтэссенции, а потому гармонично сочетается с любым киножанром. Например, можно смонтировать non-fiction с элементами sci-fi или sci-fi с элементами non-fiction. 2001: Космическая Одиссея - ярчайший пример научно-фантастического фильма с тончайшим покрытием из документальной стилистики. Это роскошная креативная идея, которую можно использовать при создании собственных фильмов.
Особую значимость непосредственности и креативности картины придает ее свето/цветопостановка. В фильмах 70-х годов понятия "праздник" и "цвет" часто были синонимическими. В 2000-х большое кино попросту исчезло, как вид визуального искусства. Только в андеграунде еще пытается кто-то изыски творить. Сегодняшняя цифровая цветастость в кино довольно посредственна и экспрессивна. Не чувствуется в ней тонкости, отделяющий изысканный цветоряд от дурного. Отсутствие художественной/эстетической ценности, главным образом выражающееся в посредственном и упрощенном цвето-свето представлении визуального ряда – главная беда современного кинематографа. Таким образом, нормы и тенденции приводят к глобальной деградации визуального вкуса у зрителя.
Методы генерации и усиления непосредственности могут быть разные, но очень важно помнить о том, что непосредственность рождается от индивидуальности и индивидуального видения. Использование готовых шаблонов и копирование чужих наработок не приводит к созданию чего-то совершенно особенного.
"Мне всегда нравится работать над отходами, делать вещи из отходов. Я всегда считал, что у выброшенных вещей, вещей, которые по общему мнению никуда не годятся, огромный потенциал – из них можно сделать что-то очень смешное. Это как работа по переработке отходов. Я всегда думал, что в отходах масса юмора. Когда я вижу старый фильм Эстер Уильямс, где сто девушек спрыгивают с качелей, я думаю о том, как проходили предварительные просмотры и про все дубли, в которых у какой-нибудь девушки не хватило храбрости спрыгнуть в нужный момент. В монтажной такой дубль становился «отходом» – его вырезали, и девушка, вероятно, тоже превращалась в «отходы» – ее, наверняка, увольняли. А ведь эта сцена была гораздо забавнее, чем настоящая, где все прошло нормально, и девушка, которая не прыгнула вовремя, была звездой вырезанных кадров.
Когда у нас не было денег на художественные фильмы с тысячами вырезок и дублей и так далее, я попытался упростить процедуру съемок и стал снимать фильмы, в которых мы использовали каждый фут отснятой пленки, потому что это было дешевле, легче и смешнее. Благодаря этому у нас не оставалось никаких отходов. Потом, в 1969 году, мы начали монтировать наши фильмы, но даже в наших собственных фильмах они мне нравятся больше всего. Вырезанные кадры – превосходны. Я их тщательно храню" - Энди Уорхол.
14. Обычно конечного зрителя не волнуют условия и возможности, при которых создавалось кино. Зрители редко задумываются над тем, сколько времени и труда уходит на создание декораций и реквизита в любительском фильме. Отчасти это происходит из-за разницы в возможностях, предоставляемых средой обитания фильммейкера: то, что в одном регионе можно свободно купить в магазине, в другом придется делать самому. Конечно, категория смотрителей любительских фильмов является специфической уже по умолчанию. Но всё же мне видится, что людям далеким от кинематографа зачастую не свойственен анализ фильммекинга. Из этого следует вывод неприятный, но честный - безбюджетные любительские фильмы оценивается зрителем по той же шкале, что и коммерческие (по крайне мере, микробюджетные), несмотря на более узкие рамки возможностей в создании первых.
Почему так важно творить и распространять красоту:
Потому что если даже каждый третий человек станет свободнее и красивее внутри, то общество в целом от этого значительно преуспеет. В конце концов, игровой фильммекинг - индустрия творческих поисков и красоты. Хотя иногда союз "и" можно убрать. Идея здесь не в борьбе с трендом безвкусия, а в том, чтобы показывать альтернативу, тем самым, генерируя выбор для зрителя.
Почему так важно развивать кругозор:
Качество познается в сравнении. Кругозор рождает представление, влияющее на творчество автора (Почему величайшие музыканты - меломаны, гениальные фильммейкеры - киноманы и синефилы...). Лучшая школа фильммейкера - фильмы других фильммейкеров. Давно прошли те времена, когда можно было сделать что-то стоящее в кинематографе, не будучи синефилом.
Чем еще полезен фильммекинг:
Создание собственных фильмов полезно еще и потому что, занимаясь сложными видами творчества, учишься решению проблем разного свойства. Ведь главная особенность кинематографа - симбиоз всех видов искусств. Что и делает таким сложным его воплощение в жизнь. Профессия кинематографиста и бизнесмена похожи в том плане, что в определенных областях нужно быть профи, но понемногу разбираться полезно во всём, что касается дела. И, вне всякого сомнения, создатели игровых фильмов с нулевым бюджетом - очень креативные люди.
Настоящие фильмы всегда снимались в гараже ("The Wizard of Speed and Time", 1988)
< Красота - гармония всего в одном >
< Самое искреннее творчество - то, что любительское (любительское - от "любить") >
< Показывать обычным способом известное необычное - не креатив. Креатив - показывать/выявлять необычное в обычном явлении/предмете, показывать необычно об обычном/необычном и превращать обычное в необычное. У каждого фильммейкера есть любимые приемы киносъемки, но только самые креативные режиссеры/операторы их разрабатывают сами >
< Искусство - информация, несущая креативные смыслы. Блог - информация, несущая информативные смыслы (В чем разница между искусством и видеожвачкой) >
< Делать невозможное в творчестве - быть пионером его потайных закоулков (Всё невозможное - локальный шаблон доминантной системы сознания) >
< Особенности стилистических, визуальных решений - главное преимущество редких и андеграундных фильмов >
< Плотность креатива в минуту метража интересностью являет гармонию монтажа (Интересность фильма - лучшая половина его гениальности) >
< Экспериментальное кино свободно от смыслов и в их наличии не нуждается >
< Хотите, чтобы актер сыграл гениально - пускай перестанет играть >
< Смех - главное, чем сопровождается процесс съемки игровых фильмов. Потому что кино - большой фан >
< Фильмы - лишь коллекции образов, с различной поверхностью и плотностью упаковки >
< Вселенная - не то, чем она кажется >
< В мире банальностей правит штампованное мышление >
< Понижение посредственности - большой шаг в развитии креативности >
< Широта и глубина видения прямо пропорциональны свободе восприятия >
< Не стоит выкидывать то, что может пригодиться вашему знакомому креативщику. Возможно, люди до сих пор жили бы в каменном веке, если бы не было тех, кто не выкидывает "ненужные вещи" >
(2019)
Свидетельство о публикации №125062603756