Баланс, чувство меры и равновесие дрожащей руки

ПРОЛОГ

С времён великих древних греков,
Учение Запада пошло
На изучение предметов,
Вещей… Не Духа. Не всего.

Восток пошёл давно иначе
И Дао путь им осветил -
Везде "Баланс" и "Связь" им значит
И всё в движении. Весь мир.

Мы все частички друг от друга
И все болезни от того,
Не сбалансированы чувства,
Едим не так, не там, не то.

Симптомы гасим мы таблеткой,
А кто стаканом. Кто иглой…
И каждый шаг нам чёрной меткой,
И каждый шаг в Балансе сбой.

Восток подходит к организму
Не спрашивая - что болит?
А ищет дисбаланс, причину
Несоответствий Ян и Инь.

Нет одного и нет другого,
Лишь вместе жить им суждено.
Взаимодействием живого
И дополнением его.

Итак, меняется всё всюду
И цель ясна - храни Баланс.
Гармония прийдёт оттуда...
Но нет гарантий! Только Шанс!
.

БАЛАНС И РАВНОВЕСИЕ ДРОЖАЩЕЙ РУКИ

Не борись с собой – все равно проиграешь.
      - Ежи Лец

Есть нестабильность равновесия
И трудно удержать баланс
Хотя у нас всегда стремление
Достичь его, взять этот шанс.

И в жизни стран, и в личной жизни
Нам кажется - баланс вот-вот…
И в результате всё решится,
Сечением золотым прийдёт. 

Но не бывало, не случалось…
Канатоходцам лучше знать -
Ты на канате только малость,
А в жизни - на земле стоять

В китайской мудрой философии
Есть Инь и Ян, баланс во всём.
Но это цель и шанс, не более...
И не в балансе мы живём.

В экономических структурах
Баланса цель всегда важна.
Джон Нэш создал архитектуру
В теории игр она ясна.    

Поскольку это нестабильно,
“Руки дрожащей”  есть синдром
Баланса в жизни не обильно,
А мне он вовсе не знаком



Джон Форбс Нэш-младший (англ. John Forbes Nash, Jr.; 13 июня 1928, Блуфилд, Западная Виргиния — 23 мая 2015, Нью-Джерси) — американский математик, работавший в области теории игр и дифференциальной геометрии. Лауреат Нобелевской премии по экономике 1994 года за «Анализ равновесия в теории некооперативных игр».  Ему поставили диагноз «параноидная шизофрения».

Золотое сечение — это универсальное проявление структурной гармонии. Оно встречается в природе, науке, искусстве – во всем, с чем может соприкоснуться человек.

 Равновесие Нэша — концепция решения, одно из ключевых понятий теории игр. Так называется набор стратегий в игре для двух и более игроков, в котором ни один участник не может увеличить выигрыш, изменив свою стратегию, если другие участники своих стратегий не меняют. Джон Нэш доказал существование такого равновесия в смешанных стратегиях в любой конечной игре.

Равновесие дрожащей руки (англ. trembling hand perfect equilibrium) — принцип оптимальности в некооперативных играх, представляющий собой равновесие Нэша, обладающее дополнительным свойством устойчивости к достаточно малым отклонениям игроков от равновесных стратегий. Сформулировано Р. Зельтеном в 1975 г.



ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА

Что жизнь идёт волной заметной -
То вверх, то вниз известно всем
Иль полосой, как будто зеброй...
Вот маятника вам пример. 

И чем сильнее вверх забросит,
То с той же скоростью падёшь -
Период постоянен вроде
И от закона не уйдёшь.

Где есть любовь, там есть разлука.
Где - наслаждение, там - боль.
Есть интерес, к нему есть скука.
Есть колебания вновь и вновь.

Для тех, кто в бурном море жизни
Нужна лишь бухта и причал -
Им маятник наполнит смыслом,
Закономерность всех начал.

Есть золотая середина
Желательно быть поближе к ней.
Не удалятся очень сильно
От чувств, от боли только тень.
 
Страстей шекспировских не зная,
Решайте сами, как вам жить.
И с маятником путь сверяя -
Что будет, а чему не быть.




ЧУВСТВО МЕРЫ

Дружба — золотая середина между стремлением нравиться и хамством.
            —  Аристотель


Лекарство это или яд -
Зависит только лишь от дозы.
"Не нова притча", говорят,
Но забываем мы угрозу:

Всё абсолютно на земле
Для человека станет ядом,
Лишь увеличь его в еде -
И райский пир вдруг станет адом.

В большом количестве вода -
Угроза жизни, к смерти путь.
Любая вкусная еда -
Что больше номы - вред. Забудь.

Знать меру - это не легко,
А выполнять - ещё трудней....
Такое наше естество, -
На грани жить всегда милей.

Та "золотая середина",
О ней мечтал ещё Платон,
Она для нас недостижима -
То недобор, то перебор.

Но чаще мы не помним меры
И не желаем знать её.
Ограничения норм и веры
Мы отметаем - "не моё".

И отравляем тело, душу
Тем перебором вин и чувств.
То страсти, то бокал осушим...
А мера - это для медуз.



ЗАКОН ЧУВСТВА МЕРЫ

Умеренная трезвость еще никому не повредила.
        - Марк Твен


Как можно много избежать,
Когда знаком ты с «чувством меры»!
Где высказать, где промолчать,
Вся наша жизнь живым примером.

Берём мы чаще «перебор»
В еде, вине и в личной жизни.
Потом нам зеркало в укор
Или слова на ранней тризне.

Мы больше требуем внимания,
Участия и доброты
А всё от недо-понимания
Закона меры, той черты.

Когда пора закончить речи,
Уйти, ещё не надоев,
Когда обнять, подставить плечи,
Быть «Против», а не «За»,  посмев.

Порою эта мера - совесть,
Порою вера и мораль,
Порой порядочность. И помнить,
Что «в меру» закалялась сталь.





СВОБОДА ВОЛИ ПО АРИСТОТЕЛЮ

Истина — в середине.
        —  Моисей Маймонид (Моше бен Маймон)


Великий логик дрених греков
Свободу воли исключал
Коль принуждают человека,
Или что делает, не знал.

Его разумные поступки
Путь изменяют из-за страсти,
В душевной иль любовной муке
Он выбирает чаще сласти.

Всё, что не разумом даётся,
Вот то и предсказать нельзя.
Свобода воли остаётся -
Несовершенства лишь стезя.

Живи мы мудро, чувств не зная,
У всех задач - один ответ.
Но мы слабы, ответ меняя,
И вместо “да” решаем “нет”.

Цель - “золотая середина”,
Свобода Воли нам дана,
Чтобы найти её. А мимо
Всё от неё - источник зла.




ДОБРОДЕТЕЛЬ - СЕРЕДИНА МЕЖДУ КРАЙНОСТЯМИ

Скромность — середина между бесстыдством и стеснительностью.
           —  Аристотель


Семи грехам смертельным есть
Противоядием, барьером
Семь добродетелей.  Учесть
Святым и грешникам примером.

Четыре первых, кардинальных,
Даны нам греками в наследство.
Они описаны детально
Им в философии есть место:

Так МУЖЕСТВО есть середина
Меж трусостью и безрассудством.
УМЕРЕННОСТЬ - коль не транжира
И скупердяем быть не нужно.

Есть СПРАВЕДЛИВОСТЬ - не вендетта
И не прощение всему.
Где наказание есть мера
Пропорция всем: вам и ему. 

БЛАГОРАЗУМИЕ - способность
Решить, что делать и как быть
Не допуская вероломность,
Но и себя не ущемить. 

Великий Аристотель - логик
Дал объяснения под стать,
Как в середине быть нам стоит,
И двух пределов избегать. 

Потом, Блаженный Августин
Три добродетели добавил
Теологических причин
И христианство тем восславил:

Без объяснений, лишь приказом,
Для пояснений причин нет
Без философии с экстазом
Как догма, партии завет.

НАДЕЖДА, ВЕРА и ЛЮБОВЬ.
Все добродетели - букетом.
За них пролита морем кровь!
Грехам даже не снилось это.




УСРЕДНЕНИЕ

Уверенно дотянут до кончины —
Скрываясь за отчаянных и злых,
Последний ряд оставив для других —
Умеренные люди середины.
        - В. Высоцкий

Поставлено сегодня всё
На статистические графы -
Есть усреднённое бревно,
Есть усреднённая рубаха.

Вот усреднённый человек -
Народа верный представитель;
Он избиратель и успех
Понять его. Вот средний житель:

Он не хорош, но и не плох;
В нём нет достоинств, недостатков;
Не глуп и не умён. При том,
Имеет среднюю зарплату.

И пол в нём тоже усреднён,
Как впрочем и ориентация...
Такое среднее "оно"
Статистика решит задачу.

Имеет усреднённый вес
И рост по мерке усреднённый;
Женат порой, порою нет -
Статистикой вопрос решённый.

Он в среднем пьёт и в среднем ест,
И он по среднему гуляет.
Он политически везде -
Быть в средней партии желает.

Не "против" он, но и не "за";
Он телевизор смотрит часто
И из любимых передач
Мультфильмы, спорт под кружку кваса.

Имеет дробное число детей
Законных и сторонних.
Живёт без мнений и страстей
Обычной жизнью усреднённых.

Живет он в среднем ничего
И умирает в средних летах;
С болезней средней у него
Лишь статистически известной.

И на него галоши шьют,
Одежды, телепередачи.
Лишь для него певцы поют
И все политики кудахчут. 

Он - население страны,
Её оплот, надежда, гордость!
Все мудрецы и все шуты
Усреднены - святой и сволочь.

Там я и вы, и все вокруг -
Себя навряд ли кто узнает,
Но ведь статистики не врут,
А просто всех нас усредняют.




ТОЛПА ВСЕ ЧУВСТВА УСРЕДНЯЕТ

И у толпы бывают свои унаследованные фрейдистские комплексы.
      - Ежи Лец


Толпа всегда одностороння,
Ей цели узкие ясны,
Как примитивная погоня -
Вот мы, а все вокруг враги.

Воспринимает общим чувством,
Отарой всей и всем гуртом.
Там есть великое искусство
Того, кто станет вожаком.

Заразны чувства, как бациллы.
В толпе эмоции просты -
"О мы сильны и мы едины,
И безнаказанны все мы.”

В ней нет сомнений, калебаний.
Толпа права до острия -
Всё ясно, ей не надо знаний:
Вся правда у неё своя.

Пусть краткосрочна её сила
И возбуждение пройдёт,
Нет угрызений за могилы,
И кровь пролитая сойдёт.

Толпа порою возвышает -
В толпе дурак - он не дурак!
В толпе невежа столько знает,
Насколько знает вся толпа.

Толпа все чувства усредняет,
Но интеллект идёт от тех,
Кто меньше думает, кто знает,
Что фюрер прав, что в нём успех.

Инстинкт толпы - он в атавизме,
И в недрах каждого из нас…
Один бы не посмел бы в жизни,
Ну а с толпой - приказ, вожак.




ЭПИЛОГ

Конец жизни печален, середина никуда не годится, а начало смешно.
        —  Вольтер


Нам говорят, что нужно есть
И жить без стресса и волнений.
Как тело, душу уберечь,
И уходить от споров, прений.

Закрыть глаза на всё вокруг,
Не слышать стон и причитания,
И выбирать, лишь тот твой друг,
Кому не нужны сострадания.

Не возражать, всегда быть «За!»
За что - неважно, лишь не «Против».
Пусть чья-то рушится судьба...
И пусть кого-то жизнь заносит.

Не поддаваться всем страстям,
Гасить все чувства сразу в искрах,
Лишь трезвый ум оценит сам,
Убрать деяния даже в мыслях.

Ведь выживают только те,
Неприхотливые в привычках,
Кто вызов не даёт судьбе
И не ведёт свой бой с ней лично.

Жить без тревог и без забот,
Беречь здоровье, жить бесстрастно,
И долгих лет тому итог,
Но жизнь прошла, увы, напрасно...


Рецензии
Баланс между добром и злом,
быть безразличным ко всему
труднее сохранить -
придётся выбирать...
Как качели над пропастью,
иль вверх взлететь,
иль на дно упасть,
но равновесие не сможешь удержать...

Элина Григ   26.06.2025 12:02     Заявить о нарушении
Решение прийдёт нетрудно
На выбор меж добром и злом.
Сложнее сделать выбор нужный
Когда решаешь о другом:

Когда в тяжёлой ситуации
Одно из меньших зол найти,
Добро, что выше по градации
Как выбрать? И кого спасти?

Вот этот выбор нужен чаще,
А делаешь его душой,
Решаешь не что горше-слаще,
И споришь лишь с самим собой.

Оскар Хуторянский   26.06.2025 12:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.