Вичашита нача. 1
Вступление.
Когда-то был целым Священный наш Круг
И Древо Народа цвело, будто в сказке.
Семь славных племён шли Дорогою Красной,
Не зная ни горя, ни тяжести мук.
Убийство врага не считалось за честь,
Ведь "ку" (2) посчитать, брат, куда как сложнее.
Культ зла к нам пришёл вместе с белыми, верь мне,
В компании с богом, что нёс с собой крест.
Чуть позже бизоны ушли в страну грёз:
Их кости лежали в холмах, на равнинах.
Распался и Круг, ну а Древо погибло -
Лакота пошли по тропе тьмы и слёз.
Рассказ сей о жизни, которой уж нет,
О тех временах, когда мир был чудесен
И полон добра, счастья, танцев да песен,
Дарил людям силу, благой тёплый свет.
1
В селенье оглала в то время жил вождь -
Огромный, как гризли, но с сердцем ребёнка.
Своей добротой мог сравниться лишь с богом
Твоим васичу (3) - это правда, не ложь.
В окиге (4) огромном не слышен был смех,
Ведь жён не имел тот Вичашита нача.
Однако любовь, так, иль как-то иначе,
Приходит ко всем, что зимой ветр да снег.
Легла в его душу тоска, боль и грусть:
Вождь помнил ту деву ещё винчинчалой. (5)
Теперь-же звездой она яркой сияла,
Манил старца мёд нежных, сладостных губ.
Отдал он тогда за неё сто коней -
Хеткала, (6) конечно, была вряд-ли против
Такого слияния - всё ведь в природе
Стремится к тому, чтоб стать выше, сильней.
2
Любил деву вождь больше жизни своей,
С её появленьем, как-будто вернулась
И в душу и в сердце прекрасная юность,
А смерть отошла в мир безмолвных теней.
Любила-ль она? может да, может нет,
Но льстил индеанке вес мужа и статус.
Все женщины млеют от силы и власти:
Что-ж, с древних времён так устроен наш свет.
Союз был неравен - то знал добрый люд:
Какая жена из такой хокши-калы? (7)
А нача давно не лихой бравый парень,
Седой уж совсем, а года всё идут.
Пусть с виду их полнит огонь сладких грёз,
Но старый канюк не удержит голубку.
Ведь молодость тянется к младости, друг мой,
Не выдержит брак сей ни бурь и ни гроз.
3
В то лето собрались в один большой круг
Все семь тиошпайе (8) для общей охоты.
Мы были единым и мощным народом -
Как горько, что огнь тех дней уж потух.
Но сказ не о том - сия песнь о любви:
Случилась беда, хоть давно её ждали.
С каким-то юнцом от вождя убежала
Жена, под покровом предутренней мглы.
Ну что-ж, далеко им навряд-ли уйти -
Акичита (9) вслед беглецам выслал нача
С наказом вернуть молодых - пусть удача
Сопутствует в поисках вам по пути!
Раскрылись, как веер отряды бойцов -
Вот виден и след, очень чёткий и ясный.
Издав громкий клич, полный огненной страсти,
Неслись они в даль стаей бешеных псов.
4
Ввели их под вечер в окиге вождя,
Застыли акичита - что будет дальше?
Такие проступки не раз уж карались
Изгнаньем - а в прериях смерть лишь ждала.
Без племени ты, словно волк без зубов:
В долинах полно злобных кроу и пауни.
От них не дождёшься, поверь мне, пощады -
Стервятники чуяли слабость и кровь.
Изгнанник теряет всё то, что он взял
В бесчисленных войнах и стычках с врагами.
Ему дают нож, трут, кремень, покрывало -
И вот суть для всех человек погибал.
А вместе с ним в мрак сходит имя его:
Нельзя звать по имени тех, кто уж умер,
По разным причинам, к тому-же преступник
Став тенью несёт в себе чистое зло.
5
Входи, о Хеткала и слева присядь
И ты, юный воин садись, только справа.
Акичита, помнишь, я лошадь оставил
У входа в окиге? - веди-же сюда!
Вот шунка-вакан (10) и теперь он твой, друг!
А вот верный лук, так прими его с честью!
Не бойся, не будет изгнанья, иль мести,
Хоть скрылся, как тать, ты с чужою женой.
Нет злости, поверь, у меня на душе,
Ведь молодость тянется к младости, знаю.
Поэтому, брат мой, тебя я прощаю,
Но боле не смей делать глупых вещей!
Ты юн, так иди по дороге добра:
Тернист этот путь, но ведёт к искуплению.
Знай - смерть не страшна, но ужасно забвение:
Со временем сможешь всё это понять.
6
Затем на колени встал вождь пред женой,
Она лик свой прятала в шкурах бизоньих.
Текли по щекам её горькие слёзы,
Старик гладил косы девицы рукой.
А после расплёл он тугие витки,
Волос водопад пал на грудь, стёк на плечи.
Расчёсывать муж стал их гребнем неспешно,
В душе пряча грусть, хоть супругу простил.
Так стала она винчинчалой опять -
Лишь маленькой девочкой суть безгреховной.
Далось нелегко ему это и с болью,
Но сердцем своим нача смог всё принять.
Ну, что-же, идите и будьте людьми
Хорошими, дети, чтоб вами гордились.
Храните любовь, словно ока зеницу,
Лишь ради неё стоит век свой прожить.
Заключение.
В то время был целым Священный наш Круг
И Древо Народа цвело, будто в сказке.
Семь славных племён шли Дорогою Красной,
Не зная ни горя, ни тяжести мук.
Тот нача по совести, друг, поступил:
Нельзя держать зло в чистом пламени сердца.
Нет света и смысла в пустой глупой мести,
Она лишь крадёт у души лёгкость крыл.
Теперь-же бизоны ушли в страну грёз,
Распался и Круг, ну а Древо погибло.
Вся святость лежит в безымянной могиле -
Лакота идут по тропе тьмы и слёз.
Запомни сей сказ - жизни той уже нет,
А мир стал иным без преданий и песен.
С последним сказителем всё, брат, исчезнет:
Народ без корней ждёт закат - не рассвет.
24.06.2025.
Краткие пояснения.
1) Вичашита нача - Великий вождь.
2) Ку - касание врага спец. жезлом.
3) Васичу - жадный. Так лакота называли белых.
4) Окиге - типи, где жил Вичашита нача.
5) Винчинчала - девочка.
6) Хеткала - белка.
7) Хокши-кала - детка, малышка.Ласковое обращение
к девушке.
8) Тиошпайе - ветвь рода.
9) Акичита - блюстители законов племени.
10) Шунка-вакан - таинственная собака. Так лакота
называли лошадей.
Свидетельство о публикации №125062407284