Твардовский
Из автобиографии.
Родился я в Смоленщине, в 1910 году, 21 июня на "хуторе пустоши Столпово", как назывался в бумагах клочок земли, приобретённый моим отцом, Трифоном Гордеевичем Твардовским.
Стихи писать я начал до овладения первоначальной грамотой, пытался записать, еще не зная всех букв алфавита .
Там не было ни лада, ни ряда,— ничего от стиха, но я отчетливо помню, что было страстное, горячее до сердцебиения желание всего этого — и лада, и ряда, и музыки, желание родить их на свет...
Лет тринадцати я как-то показал свои стихи одному молодому учителю. Ничуть не шутя, он сказал, что так теперь писать не годится: все у меня до слова понятно, а нужно, чтобы ни с какого конца нельзя было понять, что и про что в стихах написано,— таковы современные литературные требования.
Какое-то время я упорно добивался в своих стихах непонятности.
В газете «Смоленская деревня» летом 1925 года появилось мое первое напечатанное стихотворение «Новая изба». Начиналось оно так:
Пахнет свежей сосновой смолою,
Желтоватые стены блестят.
Хорошо заживем мы с весною,
Здесь на новый, советский лад...
После этого я, собрав с десяток стихотворений, отправился в Смоленск к М. В. Исаковскому, работавшему там, в редакции газеты «Рабочий путь». Принял он меня приветливо, отобрал часть стихотворений, вызвал художника, который зарисовал меня, и вскоре в деревню пришла газета со стихами и портретом «селькора-поэта А. Твардовского».
В развитии и росте моего литературного поколения было, мне кажется, самым трудным и для многих моих сверстников губительным то, что мы, втягиваясь в литературную работу, выступая в печати и даже становясь уже «профессиональными» литераторами, оставались людьми без сколько-нибудь серьезной общей культуры, без образования.
Когда в московском «толстом» журнале «Октябрь» М. Светлов напечатал мои стихи, и кто-то где-то отметил их в критике, я заявился в Москву. Но получилось примерно то же самое, что со Смоленском. Меня изредка печатали... жил по углам, койкам, слонялся по редакциям.
. Зимой 1930 года я вернулся в Смоленск и прожил там лет шесть-семь, до появления в печати поэмы «Страна Муравия».
В Смоленске я поступл в педагогический институт без приемных испытаний,с третьего я ушёл по сложившимся обстоятельствам и доучивался уже в Московском институте истории, философии и литературы (МИФЛИ), куда поступил осенью 1936 года.
Моя поэма «Путь к социализму», выпущенная по рекомендации очень благожелательного к молодым Эд. Багрицкого в 1931 году издательством «Молодая гвардия», встречена была в печати, в общем положительно.
Вторая моя поэма, «Вступление», вышедшая в Смоленске в 1933 году, была данью поискам «естественности» стиха:
Жил на свете Федот,
Был про него анекдот:
— Федот, какой умолот?
— Как и прошлый год.
— А каков укос?
— Чуть не целый воз.
— А как насчет сала?
— Кошка украла...
Историю замысла «Страны Муравии» подсказало одно из тогдашних выступлений А. А. Фадеева.
Я переехал в Москву; в 1938 году вступил в ряды Коммунистической партии, в 1939 году окончил МИФЛИ, выпустил книгу новых стихов «Сельская хроника».
Осенью 1939 года я был призван в ряды РККА и участвовал в освободительном походе наших войск в Западную Белоруссию. По окончании похода я был уволен в запас, но вскоре вновь призван и — уже в офицерском звании, но в той же должности спецкорреспондента военной газеты — участвовал в войне с Финляндией.
А мое участие в создании фельетонного персонажа «Васи Теркина» в газете «На страже родины» (ЛВО) — это по существу начало моей основной литературной работы в годы Отечественной войны.
"Вася Тёркин" был известен ещё с 1939-1940 года - с периода финской кампании. В то время в газете Ленинградского Военного Округа "На страже Родины" работала группа писателей и поэтов: Н.Тихонов, В.Саянов,А.Щербаков, С.Вашенцев,Ц.Солодарь, и пишущий эти строки. Коллективно выпускали страничку юмора.
Все последующие иллюстрированные фельетоны , выполненные коллективом авторов, носили единообразные заголовки: "Как Вася Тёркин..."
Основным автором "Тёркина" стал А.Щербаков, красноармейский поэт, давний работник редакции.
(На основе "Васи Тёркина" Твардовский и написал свою знаменитую "Книгу про бойца"), но уже самостоятельно.
Почти одновременно с «Теркиным» и стихами «Фронтовой хроники» я начал еще на войне, но закончил уже после войны поэму «Дом у дороги».
Всегда наряду со стихами я писал прозу — корреспонденции, очерки, рассказы, выпустил еще до «Муравии» нечто вроде небольшой повести «Дневник председателя колхоза» — результат моих деревенских записей «для себя». В 1947 году опубликовал книгу о минувшей войне под общим заглавием «Родина и чужбина».
Эту новую мою связь — связь с «иными краями» я сознательно развиваю и укрепляю с конца сороковых годов, когда впервые побывал на востоке страны, и она непосредственно сказалась в главной моей работе последних лет — книге «За далью — даль», а также в лирике и очерках.
Факты из жизни:
Родители, братья и сёстры Твардовского были раскулачены и сосланы, а его хутор был сожжён односельчанами. Отец не был кулаком, но имел крепкое хозяйство (кузнец).
Родители, четверо братьев и две сестры Твардовского были реабилитированы 30 января 1996 года.
Твардовский был главным редактором журнала «Новый мир» в 1950—1954 и 1958—1970 годах.
В оба периода редакторства Твардовского в «Новом мире», особенно после XXII съезда КПСС, журнал стал прибежищем антисталинских сил в литературе, символом «шестидесятничества», органом легальной оппозиции советской власти. В «Новом мире» печатались произведения Фёдора Абрамова, Василя Быкова, Бориса Можаева, Юрия Трифонова, Юрия Домбровского.
После снятия Хрущёва с высших постов в прессе (журнал «Огонёк», газета «Социалистическая индустрия») была проведена кампания против журнала «Новый мир».
26 июля 1969 года в журнале «Огонёк» было опубликовано письмо «Против чего выступает „Новый мир?“» 11 литераторов (Михаил Алексеев, Сергей Викулов, Сергей Воронин, Виталий Закруткин, Александр Иванов, Сергей Малашкин, Александр Прокофьев, Пётр Проскурин, Сергей Смирнов, Владимир Чивилихин, Николай Шундик). Это стало началом кампании по смене редколлегии и, в дальнейшем, изменению редакционной политики журнала.
. 9 февраля 1970 года с Твардовского были сняты редакторские полномочия, часть редколлегии журнала последовала его примеру, сложив их с себя. Редакция была, по сути, разгромлена.
В 1966 году Твардовский отказался одобрить судебный приговор писателям Юлию Даниэлю и Андрею Синявскому. В 1968 году отказался подписать опубликованное 30 октября 1968 года в «Литературной газете» «Открытое письмо писателям Чехословакии» в поддержку ввода советских войск в ЧССР, поскольку содержание письма представлялось ему весьма невыгодным для чести и совести советского писателя.
В конце жизни тяжело болел.
22 сентября 1970 года Твардовский перенёс инсульт, приведший к потере подвижности и речи, а в больнице у него обнаружился ещё и запущенный рак лёгких.
Умер 18 декабря 1971 года в дачном посёлке Красная Пахра Московской области. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
НАГРАДЫ:
-орден Ленина == 1939
-орден Красной Звезды — за участие в советско-финской войне == 1940
-Сталинская премия второй степени — за поэму «Страна Муравия» == 1941
-орден Отечественной войны 2-й степени == 1944
-орден Отечественной войны 1-й степени == 1945
-Сталинская премия первой степени — за поэму «Василий Тёркин» == 1946
-Сталинская премия второй степени — за поэму «Дом у дороги» == 1947
-орден Ленина == 1960
-Ленинская премия — за поэму «За далью — даль» == 1961
-орден Ленина == 1967
-орден Трудового Красного Знамени == 1970
-Гос. премия СССР — за сборник «Из лирики этих лет. 1959—1967» == 1971
-Награжден посмертно медалью почетного гражданина города Смоленска 24 мая 1988 года. == 1988
Свидетельство о публикации №125062406594