Какие прекрасные лица у детей!

...КАКИЕ ПРЕКРАСНЫЕ ЛИЦА У ДЕТЕЙ!
Этими словами заканчивается книга Надежды Ажгихиной «ДЕТСКИЙ САД»
Заказать по телефону +7 (916) 619-01-35
или по электронной почте издательства "АИРО - ХХI" probel-2000@mail.ru

Книгу я прочитал дважды. Первый раз — на волне восторга от авторского мастерства. Но когда решил написать о книге, вдруг понял, что тот восторг затмил многое. И женские судьбы переплелись в воспоминании. И кочующие имена, и кочующие детали, объединяющие события, разделённые временем были подобны фейерверку. Попробуй, вспомни, где и какой огонёк в этом огненном букете? Помню букет. И ещё для меня было важно понять, кто из героинь был alter ego автора (не могу написать слово «авторка»). Это особенно трудно, потому что знаю саму Надю, многих её друзей, знакомых, и теперь, после второго прочтения могу сказать, что почти во всех героинях есть и Ажгихина, и девочки, девушки, женщины, встреченные ею по жизни. Только, пожалуй, в первой и последней историях живёт и действует в героине она сама. Ну, так показалось. Пишу эти строки сразу после нуля часов в день рождения Надежды Ильиничны 24 июня. Хочу, чтобы она сегодня получила этот текст. И благодарю её за подарок замечательного чтения и сопереживания… К слову, вспомнилось высказывание Эрнеста Хэмингуэя, которое и здесь уместно: «Плохо писать о том, что действительно с вами случилось. Губит наверняка. Чтобы вышло толково, надо писать о том, что вы сами придумали, сами создали. И получится правда».
Да, читаю придуманную правду, и вижу правду реальную. Так всё и было.
Это, конечно, проза о женщинах. Если бы глянец не испортил понятие «женская проза», можно было сказать и так.
***
МАРИЯ ЛЯНГЕ,
у которой глаза горели и в 90 лет
=================================
Детский сад Марии Войцеховны Лянге в Кузбассе действительно первый в России, и это было нечто удивительное, и таким остаётся по сию пору. Хоть через этот волшебный детский сад прошла ближайшая родня Нади Ажгихиной, в книге это понятие становится обобщающим, объединяющим тех, кто был, тех кто есть и тех, которые будут («Какие прекрасные лица у детей!»). Всё правда. И про Анжеро-Судженск, и про книги, и про саму дочь польского ссыльного из Томска, и про семью Лещёвых, и про невидимые нити, связывавшие этих людей долгие годы… И всё, о чём молчали или умалчивали, открывается со временем. Просто время имеет свойство уходить, не попрощавшись.

ЛЕНКА, ИРКА, ОКСАНА, НИНА И ДРУГИЕ
==================================
Они мечтали, и в школьных сочинениях написали о том, как представляют семейное счастье, за что учительница обвинила девочек в эгоизме. Важно то, что всё сбылось. Не так идеально, часто трагично, но сбылось. Будто программу девочки задали себе. Конечно, любовь. Конечно, дело делать. Никто не планирует гроз, разводов, смертей, войн, но всё это случается, как и счастье. Это про жизнь, которая не примиряет с обстоятельствами, но учит жить, любить, работать что бы ни случилось. И ещё: каждая выбирает судьбу сама.
Да, конечно, для женщины любовь, семья, дети — это важно, возможно - главное. Только герои и героини «Детского сада» журналисты, историки-исследователи, коучи, кассирши в магазине, правозащитники, домработницы, да все — это целый интернационал людей, болеющих сочувствием другим людям, которым труднее. Русские, украинцы, армяне, казахи, евреи, поляки, американцы американские и американцы новые, французы. Странно не то, что они понимают друг друга, а то, что судьбы их переплетены вопреки обстоятельствам. И это естественно, как противоестественны любые войны и любая вражда.  Каждая случайная встреча этих людей не случайна, хоть порой такой и выглядит. Работа в комиссиях ООН, женское движение, конференции и простой очевидный быт… Время не может изменить череду событий. «Время вообще категорически отказывалось быть константой, оно имело свойство перетекать, убыстряться или замедляться в зависимости от смысла происходящего. И главный смысл был – встреча»…

О ЖЕНСКОЙ ДРУЖБЕ. «ТАНИТОЛКАЙ»…
===============================
Наш странный мир навязывает тренд враждующих женщин. Дружба Тани и Тони (таких непохожих и таких верных и искренних) — противоположность тренду. Их и назвали Танитолкаем. Поскольку всегда вместе, даже когда далеко друг от друга. И это сохранилось навсегда.  Когда в рассказах этой книги имена перетекают из одной истории в другую, это не случайно. Да и не только имена: скажем в двух рассказах, между которыми десятилетия, вдруг появляются трубы — нечто тревожное, о чём нельзя говорить. И вот эти искры, летящие от одного костра к другому, создают особую атмосферу. Каждый как бы автономный рассказ легко можно было бы развернуть в повесть или роман. Но в лаконичности и во внутреннем единстве разного есть своя прелесть.
И даже повторы не есть повторы. В рассказе «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» тётя Таня и тётя Роза фронтовички, разные, но внутренне единые, примерно такие, как Таня и Тоня в «ТАНИТОЛКАЕ». Но другие. Со своим опытом, со своим преодолением пошлости, абьюзинга, лицемерия.

НЕБО В АВГУСТЕ
===============
Так называется последняя главка романа в рассказах. Это о ГКЧП и о победе, которую одержал народ над попыткой узурпации власти. Та главка, где автор сливается с alter ego. Пересказывать не буду. А завершается она закатом после победы: «Мне снова чудится небо того далёкого августа и почти библейский закат, чудесно высвечивающий контуры зданий и профили, глаза, скулы, подбородки москвичей. Почему-то я думаю, что ещё раз увижу тот закат».
А я вспоминаю закат 19 августа. Страшный, кровавый закат, как будто не предвещавший победы. Только отец Глеб Якунин молился и говорил: «19 августа. Преображение Господне! Преобразится страна!». Казалось, что случилось. Казалось, что ясный библейский закат после победы закрыл эту историю. Но дальше открывается новая история. И я хочу закончить словами, которыми завершила книгу Надежда Ажгихина:
«...КАКИЕ ПРЕКРАСНЫЕ ЛИЦА У ДЕТЕЙ!» 

Виталий Челышев


Рецензии