От рассвета, до заката

 
 

Ну вот, пролетело незаметно время. Вроде совсем недавно  я сам  был студентом Ростовского на Дону Политехникума связи. В тот  теперь уже далекий 1965  год, сдал вступительные экзамены и поступил в Политехникум связи. Политехникум - потому, что  здесь готовят много различных специальностей, для нашего министерства связи. Министерству необходимы специалисты обслуживающие  местные  и междугородные телефонные коммутаторы. В послевоенное время  появилась потребность в  создании городских телефонных сетей. В стране наладили выпуск декадно - шаговых АТС 54 и АТС -54А. Очереди на получение  телефонного номера выросли до  огромных величин. По сути,  ждать приходилось или около 20 лет, а порой больше.
В стране развернулось  жилищное строительство панельных домов, которые образовывали новые микрорайоны. В Ростове  появился   Западный микрорайон. Но АТС, устанавливали  только в центральной части города. Вместо  уничтоженной в первую оккупацию АТС 6  которая находилась за обкомом КПСС, вначале  пытались восстановить разрушенную АТС фирмы Строуджер, работавшую с 1922 года.  Но вскоре поняли, что это проблему не решит.  Отстроили  здание и на втором этаже  смонтировали  первую отечественную АТС 54. Успех  в  установке  АТС -6 , такой номер дали  смонтированной АТС. Сеть в то время была нерайонированная. Это значит, на весь город работала одна АТС для жителей. Почти рядом с новой АТС  создали  междугородную телефонную станнцию. Основным оборудованием  вначале  были коммутаторы ручного обслуживания. Что бы позвонить в другой город, нужно было прийти на улицу Семашко, в переговорный пункт. В зависимости от того куда адресовался звонок, ждать приходилось либо несколько часов, а иногда до недели. Вся сеть тогдашнего послевоенного СССР работала по заказной системе обслуживания вызова. Если Вы  заказали соединение с родственником проживающим в другом городе, например в Подмосковье, нужно было  уведомить  вызываемого абонента телеграммой, и пригласить его в ближайший переговорный пункт. А если  родственник жил в пригороде,  то на это уходило двое и более суток. В это время, телефонистки и диспетчер, готовили канал связи, на определенное время. Ведь кабелей связи в стране почти не было, в основном использовались воздушные линии связи. Это деревянные или железобетонные опоры с траверсами, на которых закрепляли фарфоровые изоляторы. К изоляторам крепили линейные провода. Провода были стальные, трех миллиметровые, в диаметре, покрытые цинком. Это позже когда смогли  организовать «Линейно Аппаратные цеха» (ЛАЦ), и стали уплотнять  телефонные линии, появились провода покрытые медью. Их назвали БИМЕТАЛЛИЧЕСКИМИ. По паре таких  проводов можно было  организовать три  одновременных разговора. Это кое - как снимало напряженность в отрасли. Позже число каналов постепенно увеличили вначале до шести, а далее до двенадцати, и даже до двадцати четырех. Диспетчерам необходимо было   согласовать проключение (сквозное соединение) вызова, составлялся жесткий график, с учетом заказанной длительности разговора. Телефонистки, работали под контролем старшей телефонистки, а позже  разговоры в этих подразделениях записывались на магнитофон. Это что бы  предъявить телефонистке  факт, когда она допустила бестактность по отношению к абонентам. Работа телефонисток  была,  конечно нервной, это и строгий график соединений, и  нерасторопность самих абонентов. Но иногда  попадали и  такие разговоры, которые  в последствии  разбирали уже в КГБ.
Структура тогдашних сетей связи, была довольно сложной и даже громоздкой.
Линии связи обслуживали  профессионалы – линейные монтеры.
Монтеры  разделялись на городских и междугородных.
В 1966 году я  работал восемь месяцев в городе Таганроге. Там  приходилось менять линейные провода, которые пережили оккупацию и стали рваться при малейших нагрузках. Меняли опоры. Запомнил  один случай на переезде улица Дзержинского, на опоре  был вбит   медальон с датой 1906 год. Но в основном линии там были стоечные, На крышах домов, устанавливали металлические стойки с траверсами. Были растяжки, это в домах  ближе к заливу. Каждый дом, в том городе, был историческим памятником.
В наши обязанности, входил ремонт  телефонных аппаратов и  восстановление  внутрикомнатной проводки. Было строгое правило, насорил, убери за собой. Если телефон сразу починить не удавалось, его уносили в мастерскую. Но  те телефоны  имели очень прочные корпуса, из эбонита, поэтому, ремонт сводился только к настройке дискового номеронабирателя, замене микротелефонного или линейного шнура, иногда приходилось ремонтировать микрофоны. Ремонт сводился к резким встряхиваниям микрофона, для того что бы спекшиеся зерна угольного порошка, распались и прекратился треск.
К  периоду  1960-1968 годов в Ростове - на -Дону  насчитывалось уже три городские АТС. Они были соединены кабелями с медными жилами, парной конструкции. Поэтому их называли симметричными.
В нашем техникуме, готовили  линейщиков,  это группы ЛКС. Именно в такую группу я и был зачислен. Мне тогда на момент зачисления было еще 14 лет. А для прохождения практики на АТС и тем более на ТЕЛЕЦЕНТРЕ, на следующий год  мне должно было быть 19. Так я и стал «линейщиком».
Готовили нас преподаватели  специалисты, работавшие по специальности  более 15-20 лет. Это были практики. Телефонию- вели  Бовин, Блозштейн, и Шведикова. Первая фамилия знакома многим жившим в то время, Его Бовина сын,  много лет работал обозревателем на центральном телевидении, а последние годы жизни, был послом в Израиле. Блозштейн- была  председателем  цикловой комиссии , Шведикова,  до  РПС , работала  инженером ведомственной АТС системы ШЧ, при управлении Северо- Кавказской Железной Дороги, на Театральной площади Ростова на Дону. Несколько раз  проводил занятия Вахтанов Леонид Иванович, но он  был командирован по линии ООН в Африку, где создал  техникум связи.
Теорию связи  вела  Карпинская. Междугородные системы передачи Воронина М.Д.
Линии связи – это был основной предмет специальности, вела Стрепетова Елена Степановна. До РПС, она была инженером морских кабелей, работала на кабельном судне «ЯНА». Но по состоянию здоровья, ее списали на берег. В техникуме РПС, она  работала до середины семидесятых. Благодаря урокам Елены Степановны, мы прекрасно разбирались в кабелях различного назначения. Измерительных приборах, определяли расстояние до места повреждения с точностью до полуметра. Нынешние приборы такую погрешность не допускают. Но тогда, нужно было сделать математические вычисления по формулам, с учетом параметров кабеля, и получалось  вот с такой погрешностью.
За время обучения  были написаны два курсовых проекта. Один  по воздушной линии Ростов - на - Дону – Таганрог. Второй по междугородной кабельной линии  Ростов – на – Дону – Таганрог с системой уплотнения К-60, по кабелю МКСБ. Курсовые проекты  в отличии от нынешних не более 30 листов, должны были содержать  множество расчетов и обоснований, как  настоящий технический проект. Нужно было выполнить множество схем и графиков по данным  привезенным с производственной практики, а их было две по восемь месяцев на производстве и одна преддипломная на ПП 119  в Аксае.
Преддипломная длилась три месяца, а потом месяц на написание диплома. Вторая практика, была в СМУ 202, где я после получения диплома работал мастером.  В Кропоткине Краснодарского края, мы с нуля строили городскую телефонную сеть. В качестве  АТС, там была АТСК 100\2000, на максимальную емкость 2000 номеров. Все работы, от разрытия траншей, прокладки трубопроводов, затягивания кабелей в кабельканалы, выполняли мы. Сдавали то же мы, с мастером Серединным Борисом. Время сдачи запомнили мы надолго. Лили проливные, похожие на тропические ливни дожди. Грунтовые воды  в некоторых участках попали  внутрь. Воду откачивали и вычерпывали  по грудь в воде и это в ноябре месяце. Но все сделали и сдали. Монтаж кабелей делали уже  штатные работники, а наша практика, завершилась и мы вернулись на занятия. Каникулы были короткие, все мы  лечили простуду и чирии.
Защитив диплом, я отправился в Армию. Попал в Школу Младших Авиационных Специалистов. (ШМАС) Выучился там, на  авиамеханика по электро и радио оборудованию самолета СУ 7.
В конце обучения после  защиты, получил диплом с отличием и готовился  уже улетать в Харьков на военный аэродром. Но  природа взбунтовалась. Все наши учебные самолеты, перевернул ураганный ветер, не помогла страховка. Порвала непогода  и линию связи, от ШМАС до Таганрогского полка. Местные садоводы помогли стихии, от линии ничего не осталось. И тут вспомнили про мое личное дело.
Так я стал начальником системы связи ШМАС. Это майорская должность. Все с нуля я восстановил. Но предложили  вести занятия. Вел практику на аэродроме. Был завмастерской, где преподавал  монтаж и настройку электрооборудования и радиооборудования. Вел занятия по техническому обслуживанию самолетов модификаций. Пришлось даже участвовать в монтаже АТС 54А в полку. Было там много интересного, и множество событий, о которых  я не имел права говорить. Но после Армии  как то так получилось вернулся в техникум.  Вначале лаборантом, в лабораторию Сельских Телефонных Станций, там были собраны шесть типов совершенно различных  систем коммутации. Пришлось учиться самому, прямо  там.
В лаборатории  проводили лабораторные занятия, но самые большие проблемы были при проведении курсов повышения квалификации. АТС, ломали, а потом восстанавливали курсанты.  Но при замене  некоторых узлов, это приходилось делать мне самому. Сроки, как и везде, поджимали, нужно было достать  нужные детали, впаять их в маркеры и регистры, отрегулировать. Этому меня учили еще на телефонных мастерских Преподаватель Столповский Юрий Федорович. Все проблемы  выполнял, так же как и в армии. Один раз, была проблема, с родителями   пошли в театр, приехал театр на Таганке, На следующий день  уже был куплен билет в   Москву на сессию во ВЗЭИС, но на площади, встретил Шведикову. Е И. которая сообщила что сгорела плата в ЗИУ это генераторы зуммерных и индукторных устройств. Там одни транзисторы.  Перед началом  спектакля, из автомата позвонил товарищу, платы не оказалось, но кое - что  из запчастей  нашли. Всю ночь после театра, восстанавливал плату, сделал и  родители привезли мой чемодан мне на работу, а я успел на самолет. Тогда ходили маршрутки РАФ за 50  коп, привозил  прямо в аэропорт. Отсыпался уже в Москве. Сессию сдал. Курсы не сорвались. Спасибо свое от коллег, получил.
Институт закончил, в 1977. В том же году женился . Забот добавилось.
Дали  мне лабораторию, в которой я  изучал телефонию. Моя квалификация была коммутационные станции.  Вахтанов Л.И в это время опять по линии ООН, создавал техникум в Монголии. А мне пришлось самому  определять, что  и как должно быть в соответствии с программой в моей лаборатории. Очень помог опыт  службы в ШМАС. К тому времени, коммутаторы ЦБх2 уже снимали. Полуавтоматику одночастотной и двухчастотной систем то же  не жаловали, отдал эти две системы  Евсеенко Григорию Макаровичу. Помог сделать лабораторию, наладил мастерские по АМТС. Помог методическими
Видя мои старания, и о председателя Мартиросова Людмила Павловна,  отдала мне  трофейные стативы АТСК 50/200 и АТСК 100/2000 . Которые я смонтировал и с помощью заочников настроил. Самому это было невозможно.  Обе АТС соединил в сеть.  А лаборатория СТС, ушла в небытие. Ведь курсы нужно проводить только на действующем оборудовании. Случались накладки в расписании. Ругались между собой, но мирились за чаем в большой перерыв. У нас в то время была Фея  в учебной части, Лариса Леонидовна Грудинина, Она умудрялась  делать расписание так, что бы курсы и  студенты дневного и заочного не сталкивались. Я ей по сей день благодарен, за ее понимание, ведь ремонт  оборудования  никто не отменял.
Со студентами дневного и заочного отделения изготовил множество  тренажеров  узлов координатной станции. Все это  здорово помогало в учебном процессе. На стене, как реликвия, был закреплен «шнур» декадной АТС. Который создавали Вахтанов Л И и Шведикова Е.И. Это был контраст между координатной АТС и ДШ. В координатной самым громким был звонок  шахтного телефона. В дни откытых дверей, желающих посмотреть работу АТС абитуриентов было  очень много, а звонок  шахтного ТА, выводил из себя  администрацию на втором этаже, потому что звонил  бесконечно.
Но все проходит и эра координатных АТС ушла. Появились  новые АТС – Квази – Электронные. Почти электронные.
 В город Ригу, на курсы при заводе отправили моего лаборанта Якубенко Сергея Яковлевича. Он  перевел все линии с УАТС К100/2000 на КЭ Квант.. Кроме него в то время эту АТС никто не знал.
По этой причине  учиться мне пришлось у него. Конечно надоедливый  ученик, слегка раздражал. Но он терпеливо  все это сносил.  Дружеские отношения мы поддерживаем и теперь. Я учил его сына, а он моего внука.
КЭ Квант - довольно капризная АТС. У нее  проблемы с температурными режимами. Без кондиционера, летом эта капризная АТС работать отказывалась. Выходили из строя низковольтные блоки питания,  и ТЭЗы УСК. Запчастей, конечно не было. Пару раз ему пришлось возить ТЭЗы в ремонт на ВЭФ в Ригу.  Это не простое занятие. Через несколько лет, мы с ним решили  приобрести еще одну такую АТС. Уговорили директора, и почти за даром, притащили две  КЭ Квант М. ЗИП был. Но  станция оказалась контробандной, везли ее из Болгарии в шторм, Морская вода  дала жуткий налет  на печатных платах.
Пришлось еще одну  в нагрузку брать, но уложились в выделенную сумму.
Собрали  каркас и набили кассеты втроем. Но наладить самим не получилось.  Нашел  знакомых в управлении связи, а там в те времена все были наши бывшие выпускники.
Из производственной лаборатории, пришли  двое.
Дело сдвинулось с мертвой точки.
На 57 РАТС  нашли  недостающие, но рабочие ТЭЗы. Запустили  станцию.  К тому времени в лаборатории появилась Электронная АТС Квант Е. и из Таганрога, привезли мы с Голиченко Виктором Прокофьевичем  Протон ССС.  Все три станции  соединили в единую систему. Заодно  подключили и старый Квант М.  А УАТС, перевели на Вектор, Таганрогского  производства.
Что бы сеть была похожа на реальную, сделали на первом этаже  оптическое кольцо с двумя кроссконекторами.
Что бы экспериментировать на сети, в соединительные и абонентские линии включили  магазины затуханий, и один магазин емкостей. Реальная сеть просуществовала до моего ухода на пенсию. Сейчас ее нет.
Студентам было довольно тяжело понимать и запоминать  все операции по Тех обслуживанию станций. Для Кванта М, со студентом Гавриловым Евгением Викторовичем, создали на Паскале множество схем - программ имитирующих работу узлов КЭ АТС и ЭАТС КВАНТ Е. Самое сложное было создать имитатор работы самой АТС, с ответом  на вводимую директиву. Но все получилось. В лаборатории стояли три первых компьютера, и  все кто хотел научиться, учились у меня в лаборатории и на верхнем этаже у Людвиг Сергея Михайловича. По нескольку раз, в год, приезжали группы директоров с замами, и наши программы разлетелись во всей стране. Лабораторию и мои лекции, снимали на кино, печатали про нас  в журнале СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Все это я делал совершенно бескорыстно.
Но и это  потихоньку стало уходить.
На горизонте замаячила мобильная связь. Как то вечером, когда после 20  часов в моей лаборатории собрались все  мои помошники-кружковцы, зашел директор.
Это Стрюков М.Б. Попили чаю, поговорили, и высказал он просьбу, а можешь ли ты помочь  моему однокурснику Домбровскому А. Но не отказал. В то время я уже по совместительству работал в фирме НИКОЛА - ТЕСЛА Хорватия. Вечером позвонил  в Краснодар, своему начальнику из фирмы, объяснил проблему, договорились, что он приедет на следующей неделе. За это время  я познакомился с Домбровским, Выяснил на каком этапе его проект, оказалось на этапе  формирования названия Би- Лайн. Понятия о системе связи ни он, ни его помощник никакого не имели. Только поверхностные терминологии.
Через неделю  была встреча. Угостили кофе без сахара. Потом в  ресторане ИНТУРИСТ, с начальником попытались сформировать себе задачу и график. Оба мы люди грамотные, имеющие практический опыт в подобных делах, но оба мы технари.  В денежных вопросах профаны, но  за спиной у нас была фирма с специалистами и в этой области.  Практические  деловые встречи с первыми лицами  областного управления связи, клее что  прояснили, но делать, что либо они отказались. Возникла проблема цифровых Соединительных линий и выход на АМТС, да и сама АМТС ARM 20, для этого проекта не годилась. Три месяца напряженной работы по созданию схемы, которую делал я, и согласований с производственной лабораторией Загреба дали результат. Схему на заводе одобрили, Соединительные линии протестировали в беспроводном  формате, я случайно в кипе привезенных начальником журналов нашел МИНИЛИНК 15. Но ее нужно было доработать. Завод это сделал. Проблема была решена. Но тут началась война в Хорватии, завод купили Шведы, они  занимались таким же производством, а вместо  того что бы заказать все  по нашему списку в НИКОЛА – ТЕСЛА, заказчик  заказал по  линии Швеции. И мы оказались не у дел. Решение с GMTS  это была моя идея, бессовестно была украдена. Завод был куплен Шведами, и все наши наработки достались им.
Схема  предложенная мной, работает по сей день, принося  приличный доход Домбровскому, Цифровые системы  коммутации и схема  цифровой сети  так же ушла  и реализована на многих сетях .
Но и  эти достижения техники устаревают.
Время громоздких  АТС  уходит в  прошлое.
Сейчас для создания  фиксированной  сети, в первую очередь необходимо создать  транспортные сети  нескольких уровней на базе  оптоволоконных и беспроводных сред передачи.
Далее в местах ответвления  трафика, установить кроссконекторы.
Причем  это оборудование может быть создано на базе уже давно используемых виртуальных АТС.
MUX – это мультиплексор.
В нашем варианте, переформатированная виртуальная  или облачая АТС.
Сложных, с точки зрения обслуживания  коммуникаций  больше нет. Есть только городская  IT сеть включенная  в оптическое  кольцо.  ( Построение «Транспортной сети» рассмотрено в отдельном файле.)
Через мультиплексоры, с использованием протоколов IT, кольцо, подключает  районы предоставления услуг. Это услуги голосового и IT  трафика, со всем набором услуг.

Что такое виртуальная АТС? Как она работает?

Виртуальная АТС (ВАТС) уже более 20 лет известна и доступна российским пользователям для личных и деловых звонков. Однако до сих пор провайдеры услуг получают ряд вопросов по данному сервису: что такое виртуальная АТС, как она работает, чем отличается от аналоговой связи и как ее подключить.
Виртуальная АТС — это автоматическая телефонная станция, которая обеспечивает голосовую связь двух и более абонентов через интернет. Для ее работы компании физически не нужны серверы и телефонные провода, сама АТС размещена на хостинге у провайдера и предоставляется удаленно как облачный сервис.
Подключение, настройку и поддержку виртуальной АТС обеспечивает провайдер услуг. Пользователям необходим только выделенный интернет-канал, а для звонков можно использовать профильные IP-телефоны, обычные стационарные с VOIP-шлюзом или любые мобильные устройства с бесплатным программным телефоном.

Как работает виртуальная АТС?

Принцип работы виртуальной АТС кардинально отличается от аналоговой.
Вызов -  поступает в облако, где перенаправляется уже на другого абонента.
Другими словами, вызов проходит через виртуальную АТС и здесь происходит его маршрутизация по соответствующему сценарию в зависимости от подключенных сервисов и настроек.

С технической точки зрения схема звонка выглядит следующим образом: голос абонента, который преобразуется в цифровой сигнал, передается с одного устройства на другое через интернет, автоматически трансформируясь в привычную нам речь собеседника (аналоговый сигнал).

Облачная АТС: что это такое?

Виртуальная АТС и облачная АТС — это синонимы. Если решение реализовано локально и задействованы внутренние серверы компании — это виртуальная АТС.
Если функционал полностью находится в облаке, на сервере провайдера, такое решение называют облачной АТС.
И в том, и в другом случае для передачи данных используется IP-протокол, поэтому часто можно услышать еще такой термин: IP-АТС.
Этот сервис и вид связи также можно подключить и использовать на любом устройстве: есть IP-телефония через мобильный и обычный стационарный телефон, подключенный к интернету, или специальный IP-телефон.
Чем виртуальная АТС отличается от аналоговой АТС?
Быстрое подключение и масштабирование. Подключить виртуальную АТС можно за несколько часов. Процесс подключения аналоговой АТС может занять несколько дней, ее надо настроить, при этом каждый отдельный модуль с дополнительной функциональностью подключается отдельно.
В случае с виртуальной АТС новые сервисы настраиваются в считанные минуты причем удаленно.
Минимальные вложения и трудозатраты. При использовании аналоговой АТС необходимо приобретать специальное оборудование, брать в штат или на аутсорсинг сотрудника для поддержки сервиса.
 Виртуальная АТС -  полностью находится в ведении провайдера, он сам осуществляет подключение, настройку, поддержку, ремонт и т.д.

Работа с интернетом и без сети. IP-телефония поддерживает как мобильную, так и интернет-связь, при этом функциональность сохраняется. Чтобы подключить мобильную связь с функциями виртуальной АТС, достаточно установить в своем смартфоне или любом другом мобильном устройстве специальную SIM-карту. Дополнительно вы получаете виртуальный мобильный номер и пакет интернет-трафика.

Дополнительные функции. Благодаря использованию цифровых каналов виртуальные АТС являются более функциональными, чем аналоговые. Можно передавать голосовые сообщения и мультимедиа файлы, подключать одновременно несколько абонентов. Пользователям доступны новые сервисы: статистика и запись звонков, аудио и видеоконференции, IVR, сценарии переадресации и т.д.




Послесловие

Начальник  получил  жуткий нагоняй,  завод пытался судиться со Шведами, но это невозможно, они одна фирма. Какие то деньги  работники лаборатории в Загребе получили. Начальник  несколько лет работал в Москве  в созданной  им  учебной зоне мобильной связи.  А ведь хотели мы  сделать это  в нашем колледже Ростова – на –Дону. Я  закончил и издал  учебный стандарт по мобильной связи. Написал множество программ, учебных пособий по Цифровым Системам Коммутации.
Создал для своих учеников три учебных сайта. Ими по-прежнему пользуются, но вынужден был уйти на пенсию.
 За зарплату начинающего преподавателя вел  курс: КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ.   РЕМОНТ ИСТОЧНИКОВ ПИТАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕКХНИКИ; и после смерти коллег всю жизнь преподававших ЛИНИИ СВЯЗИ   до последнего дня вел эти курсы. Но в связи с болезнью жены ушел  совсем.
Гаврилов Евгений,  живет  в США, там дослужился до ведущего специалиста  по программированию в Майкрософт. Сейчас занимается разработками по искусственному интеллекту. У него трое взрослых детей и жена Американка.

Чем чаще отмечаем  юбилеи
Тем меньше близкий круг друзей
И в  дни рожденья, годовщины звуки  праздничных речей
Тем глуше и скромнее  звон заздравных тостов
А -  песни наши все грустней.

Так жизни миг, исчезнув вдруг
Виденьем  дивным обернулся
Но слышу голоса друзей
С которыми  всю жизнь  в трудах прожил

Как дуновенье бурь земных
Всех нас уже не молодых
Нечаянно коснулись годы
И мы средь пиршеств и народа
Вдруг оказавшися  чужим
Предались вдруг воспоминаньям.

В  речах, что льются как бальзам
Перечисляя все проблемы
В тревоге пестрой, но бесплодной
Нововведений и забот.
Увидев  взгляд судьбы холодной
Среди побед сиюминутных,
Про все, забыв, задвинув  далее
Что было прежде позабыв.
Кто  сей фундамент возводил
Здесь проводя и дни  порой и ночи.

Румяный критик мой насмешник
Готовый  век все отрицать
Ты подойди, присядь со мною
Быть может, сладим и с твоей хандрой.

И вместе все прорехи и промашки
Подумав  вместе  уберем
Восстановив  утраченных позиций
Пройдя  до нынешних вершин.

О, кто бы ни был ты
Чьё вечное ворчанье
На речи сладкие моих воспоминаний
Чья скрытая рука мне крепко руку жмет
Указывая путь и посох подаёт!

Проходит все
Подруги юности мечты и вздохи
Тогда  все молоды мы были
И неугомонны.
А ныне вспомнились вдруг все по именам:


Ногаев - легкий и открытый
Сережа Людвиг  умный, но сердитый
Вахтанов  Леонид – был Богом АТС
С улыбкой доброй и открытой
Людмила  Павловна как мать
С речами,  что порой смущали
Но заставляли уважать.

И литератор Куцемелов
На все вопросы жития
Готов ответить был  немедля
А рядом с ним его жена
Людмила - чуткий математик.

Сорокины отец и сын
Бессменные  во временах
С руками золотыми
Чинили - все, что нужно было.

Многоканальность без проблем
Всегда готовы все измерить
Воронина и  Кузнецов
Коллега Цивина Светлана

Всегда на боевом посту учил чинить приборы, телефоны
Столповский  Юрий и Тамара  бессменно  в  телефонных мастерских ;   
Дичась советов и укоров
Преподнести  понятным смысл любых регулировок в АТС.

Свой опыт линий на земле и в океанах
Елена Стрепетова  научила, как - строить городскую сеть
И без обмана перед сдачей, измерить  все параметры сети.
Как кабель проложить  меж городами
И рассчитать  по  нормам затуханий
Число  необходимых НУП
Расскажет  и поможет  безотказно.

Прекрасный инженер – специалист от Бога
Прошедшая  по океанам много миль
Измерив кабелей  морских  так много,
И спроектировав,  построив  сеть земных.

О, как нам  - этой жизни мало,
Как быстро катятся года.
Еще одна звезда упала,
Сияв над нами, в памяти легла.

Да  слава в прихотях вольна
Как огненный язык она
По избранным главам летая
Иных же тихо забывая
Умчится в призрачную даль.

О, это правда, что в ночи
Когда покоятся живые
А с неба  лунные  лучи
Нам освещают тьму земную;

Хочу сказать, что всех люблю
И ни кого не укоряю
Не  для того - что б иногда
В сомненьях мучась и тоскуя
Хочу сказать, я помню всех
И бесконечно всех люблю Вас!


Рецензии