Жизнь Аврама
7* Великий Б-г, Творец неба и земли, и моря и всего, что наполняет их! Да святится имя Твоё! Да приидет Царствие Твоё! Да будет воля Твоя и на земле, как и на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день, дай нам слово Твоё животворящее, ибо (Вт.8:3) «не одним хлебом живёт человек, но исходящим из уст Йахве живёт человек», и за всё Тебе, слава, хвала и благодарение. 7* Аминь.
ВВЕДЕНИЕ
В идолопоклонническом мире Аврам поверил невидимому, неведомому Богу, Который открылся ему сказав: «Иди». В 2131 году в возрасте 75 лет Аврам вышел из Харрана.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. АВРААМ
Б-г говорит Авраму, чтобы он ушёл из своей страны, от своей родни, из дома отца в страну о которой не знает, куда идёт (К-2). Это образ каждого из нас, пошедшего за Б-гом по слову Его. Обетование о том, что Аврамом будут благословляться все земные племена – это повеление на его жизнь, на миссию еврейского народа, пророчество о Мессии и о верующих, пошедших путём жизни и благочестия (3). Б-г обильно благословляет Аврама стадами и благополучием, не для того только, чтобы Авраму было чем удовлетворить жизненные потребности, но чтобы ему было из чего уделять ближнему, приобретать людей (5) и быть благословением (2). Аврам по слову Б-га приходит в Ханаан, о котором Б-г говорит Авраму (7): «Потомству твоему отдам Я эту страну». Быт.12:8. Аврам (ав – отец и рам – «высокий», «возвышенный», «превознесённый») – Отец Возвышенный. Быт. 17:5: «И не будешь ты больше называться Аврам; но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов». (К-3) Авраам (Ав-ра-хгам) – означает «отец множества народов» (ав хамон гойим). Аврам поставил жертвенник между Вефилем (Бейт-эль – дом Бога) и Гаем (ха-ай – «руины», «развалины»).
Часто там, где мы читаем имя «Господь» в масоретском тексте стоит «Йахве», и об этом не надо забывать. Но, во-первых, имя «Господь» нам привычно, а во-вторых, оно напоминает нам о нашем действительном положении по отношению к Йахве, и об этом тоже не стоит забывать. В третьих, в ТаНаХе применяется слово «Адонай» – «Господа» и «адон» – «господин», которые надо понимать по их значению. «Адонай» (Господа) – имя Единого Б-га, подчёркивающее Его величие.
В Ханаане наступил голод – символ жажды по Б-гу. В связи с голодом в Аврам спускается в Египет – это указывает на грядущее египетское рабство. Здесь поведение Аврама можно понять как малодушие, но Б-г учит Аврама полагаться на Него. Затем Аврам возвращается к жертвеннику в Вефиле и там расходится с Лотом. История с Лотом – иллюстрация к тому, что 1) надлежит в точности выполнять Б-жии повеления; 2) что непоместительна становится одна страна для людей разного духа, потому враги человеку домашние его и 3) что блаженны миротворцы.
Когда Аврам возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве (ныне царская долина) и Мелхиседек, священник Б-га Всевышнего, царь Салимский, вынес ему хлеб и вино – себя и своё освящение. Священник Эль Элиона, царь Иерусалима, Малки-Цедек (мой царь - справедливость) приносит Авраму знаки гостеприимства (Быт.14:18). Б-г говорит Давиду: «Ты священник вовеки, по слову Моему, – как Малкицэдэк» (Пс.110;4). Мелхиседек – образ Мессии (Машиаха – помазанника), которому Авраам и в нём еврейский народ со священниками-левитами принёс десятину.
2. ЧЕТВЁРТЫЙ ЗАВЕТ
После этих событий Б-г заключил с Аврамом завет (союз) в том, что Аврам будет отцом еврейского народа, что Он, Б-г, даст народу землю (18-21). Б-г сказал: прямой потомок твой будет наследовать тебе. И вывел его наружу и сказал: «взгляни на небо и сосчитай звезды, сумеешь ли ты счесть их?... столь многочисленным будет твоё потомство». И поверил он Богу, а Он засчитал ему это в праведность». (4-6). Также Бог сказал Авраму: «потомство твоё будет пришельцами в чужой стране, и служить будут им, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении... в четвертом роде возвратятся они сюда» (13,14,16). Это было пророчеством о египетском рабстве. Б-г поставил с Авраамом вечный завет о том, что Он будет Б-гом Авраама и его потомков, они же должны исполнять завет об обрезании, которое есть знамение завета. Во все поколения должен быть обрезан всякий младенец мужского пола из потомков Авраама и всякий, рождённый в доме, купленный за серебро у иноплеменников, из других народов. Евреи – не этнос и не национальность. Евреи – это народ завета, который Б-г подтвердит с сыном Авраама, Исааком и потомством его заветом вечным (Быт.17;7-12,19). Отныне имя Сары будет Сарра (15). Имя Сара (Госпожа). В имени Сарра удвоенная буква «реш» подчеткивает главенство, лидерство его носителя, как основоположника нечто нового. Сарра родит Аврааму сына, Исаака, в следующем 2106 году в то же самое время. По-человечески необъяснимым образом Всевидящий (Быт.16;13) и Всезнающий Б-г предвидит и предзнаёт всё.
3. ПЯТЫЙ ЗАВЕТ
Когда Авраму было девяносто девять лет, в 2107 г., Йахве сказал Авраму: «Я Эль Шаддай (Бог Вседержитель); ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт.17;1). Хождение пред Б-гом – основание хождения с Ним. «Ты будешь отцом множества народов... Имя тебе Авраам (отец множества)... произведу от тебя народы и цари произойдут от тебя» (4-6).
4. НЕПОМЕСТИТЕЛЬНА ЗЕМЛЯ
Лот (покров, завеса, прикрытие), племянник Аврама, сын его брата Арана, умершего в Уре Халдейском. Когда Аврам в 2131 году вышел из Харрана, с ним пошёл и Лот. Аврам взял его (Быт.12:4,5). Это показывает, что Аврам нечисто исполнил Божие повеление идти «от родни» (1). Мы не знаем как бы сложилась судьба Лота, поступи Аврам иначе, но произошло так, как произошло, и стала непоместительна земля для обоих, чтобы жить им вместе. «И произошёл спор между пастухами стад Аврама и пастухами стад Лота... И сказал Аврам Лоту: «пусть не будет распри между мною и тобою» (Быт.13:6-8). Аврам творил мир. Он сказал Лоту: «Не вся ли страна пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево». Лот возвел глаза свои и увидел всю окрестность Иордана, как вся она была орошаема рекой до истребления Богом Содома и Гоморры, как сад Бога, как страна Египетская ...и избрал себе Лот всю окрестность Иордана; и двинулся на восток. И отделились они друг от друга» (9-11). Аврам предлагает Лоту свободный выбор. Лот делает выбор по плоти, без оглядки на Б-га. «Лот поселился в городах окрестности Иордана и строил шатры до Содома. Люди же Содома были злы и весьма преступны пред Богом» (12,13).
5. ИЗМАИЛ
Во время своего хождения Авраам оставался твёрд в вере, возрастал в ней, стал отцом всех верующих. Поскольку Сара была неплодна, она предложила Авраму свою служанку, египтянку Агарь (Хгагар – Отторгнутая, Кочевница, Беглянка, также, Хар - гора), чтобы иметь детей от неё. Аврам «согласился с Сарой» (Быт.16:1,2). Похоже, что супруги по своему рассуждению и не с оглядкой на Б-га так согласились исполнить Б-жие обетование «Прямой потомок твой будет наследовать тебе» (Быт.15:4). Агарь зачала от Аврама и, зачав, она, рабыня Сары, стала презирать свою госпожу (Быт.16:4). Сара обиделась, стала обвинять в своей обиде мужа и сказала ему (5): «Пусть Бог судит между мною и тобою». Аврам сказал Саре: «Рабыня твоя в твоей руке, делай с нею что угодно». Сара стала притеснять служанку и Агарь убежала от неё (6). «И нашел ее Ангел Бога у источника вод в пустыне, при источнике по дороге в Сур ...Откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от госпожи моей Сары... Возвратись к госпоже своей и смирись под руками её... весьма умножу потомство твое, и оно неисчислимо будет от множества... ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Из-маил, ибо Бог услышал скорбь твою» (7-11). Имя Измаил (ивр. Ишма-эль – Слышит Бог). «И будет он дикарь-человек: рука его на всех, а рука всех на него, и пред лицом всех братьев своих разместится он... Агарь родила Авраму сына; и нарек Аврам имя сыну своему, которого родила Агарь, Измаил» (12,15). Измаил родился в 2120 г. до н.э. (16). В 2107 году Бог сказал Аврааму об Измаиле: «Я уже благословил его и распложу его, и умножу его чрезвычайно; двенадцать князей произведёт он, и Я сделаю его великим народом. Союз же Мой заключу с Исааком, которого родит тебе Сарра к этому же времени следующего года... И взял Авраам сына своего, Измаила и всех, кто родидся в доме его и всех купленных за серебро, весь мужчин дома Авраама, и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как говорил с ним Элохгим. Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его. А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его» (Быт. 17:20-25). После того как в 2106 году у Авраама родился сын Исаак, Измаил стал насмехаться над Исааком (Быт.21:9). Сара сказала Аврааму, чтобы он выгнал Агарь и Измаила, потому что не наследует сын рабыни с сыном госпожи (10). Это было неприятно Аврааму ради его сына Измаила. Но Бог сказал Аврааму: «Пусть не покажется это тебе прискорбным ради отрока твоего и служанки твоей: всё, что Сара тебе скажет, слушайся голоса её, ибо в Исааке наречётся тебе род». Авраам отпустил Агарь. Она заблудилась в пустыне Вирсавии, оставила сына, села вдали и плакала. Бог услышал голос Измаила и сказал Агари: «Встань, подними сына, возьми его за руку, ибо я произведу от него великий народ». Бог был с ним. Он жил в пустыне Фаран (Паран) внутри Синайского полуострова. Он сделался стрелком из лука. То, что Измаил, выросший в семье пастуха овец, стал стрелком из лука, говорит о том, что он не жил сердцем в шатрах своего отца, ноги его не жили в доме отца. Агарь взяла Измаилу жену, египтянку (Быт.21:10-21). У Измаила родилось двенадцать сыновей – родоначальников двенадцати племён. Они жили от Хавилы до Сура. Это восточная часть Аравийского полуострова (Быт.25:16,18). На сегодняшний день существуют только два многочисленных народа, которые невозможно исчислить. Это христиане и мусульмане.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В идолопоклонническом мире Аврам поверил невидимому, неведомому Богу, Который открылся ему сказав: «Иди», и в 2131 году в возрасте 75 лет вышел из Харрана. В отличие от отца, который медлил, Аврам был верен избранному курсу, твёрдости веры и направлению движения от себя, искажённого грехом к себе истинному и настоящему. Он искал Б-га, близких отношений с Ним, призвывал имя Йахве, ходил Б-гом, ставил Б-гу жертвенники. Он ушёл из своей страны, от своей родни, из дома отца в страну о которой не знает, куда идёт, в связи с голодом спускался в Египет. Б-г учил Аврама полагаться на Него. Он заключил с Аврамом четвёртый завет – завет о еврейском народе – и пятый завет – завет Христов, о том, Авраам станет отцом множества народов. Аврам и Сара по своему рассуждению и не с оглядкой на Б-га согласились исполнить Б-жие обетование, дав Авраму служанку Агарь. Сын Агари, Измаил, не жил сердцем в шатрах своего отца, ноги его не жили в доме отца, стал стрелком из лука. Он праотец измаильтян. На сегодняшний день существуют только два многочисленных народа, которые невозможно исчислить от множества, – это христиане и мусульмане.
БЛАГОДАРЕНИЕ
7* Великий Б-г! Благодарим Тебя за то, что Ты сотворил духовный мир и физическую вселенную, небо и землю, и море, и всё, что наполняет их, за солнце над нашими головами, за твердь под нашими ногами, за воздух, которым мы дышим, за воду, которую пьём, за пищу, которую едим, за одежду, которую носим, за жилища, в которых живём, за здоровье, силы, крепость, концентрацию, за возможность приходить в Твоё собрание, слышать, слушать, при-нимать Твоё слово, чтобы не по своей, но по Твоей воле поступать и ЖИТЬ по Твоей воле. Бла-годарим Тебя за Твоё слово, и за всё Тебе, великий Б-г, слава, хвала и благодарение. 7* Аминь.
Свидетельство о публикации №125062403224