Нечего терять

Упавшим духом нечего терять —
А значит, мы с тобой неуязвимы,
Кто вместо лет отсчитывает зимы,
Живёт от сентября до сентября,

Скрываясь в опадающей листве.
Когда нельзя на месте оставаться,
У ангелов не принято сдаваться —
Мы просто иногда меняем цвет

Из радужного в чёрный. Легче жить,
Успешно мимикрируя под местных,
Сегодняшний Париж не стоит мессы,
Но может стоить жизни и души.

У каждого грехов своя бадья,
Чем ласковее царь, тем гаже свита,
Заносят непокорных в чёрный свиток —
И крайним в этом списке буду я.

Чужим богам проигрывая бой,
Показывает мир оскал шакалий,
Пройдя сквозь лабиринты зазеркалий,
Я стану наконец самим собой.

24 июня 2025


Рецензии
Если бы Листопад нравился поэтам чуть меньше, мы бы никогда не узнали, с каким изяществом можно замаскировать трагедию под тонкий слой иронической позолоты, да еще и не обронить ни крошки на ковёр экзистенциальной скуки. Перед нами — произведение, рожденное не в припадке пафоса, но во всплесках остроумия и, возможно, приступах легкой зависти к деревьям, сменившим свой цвет, а не гражданство или профессию.
В самом начале нас встречает благородная философская ракушка: «Упавшим духом нечего терять». Впрочем, лирический герой не скрывает: разрыв с жизнью — это не прыжок, а скорее медленное сползание в обволакивающие листья сентябрьской грусти. Он-то знает, что считать зимы — безопаснее, чем считать доходы. Однако ирония здесь не просто намёк: потеряв «всё», он умело сохраняет то, что дороже любой официальной потери — внутреннюю драму.
Что может быть более уязвимым, чем абсолютная неуязвимость в эпоху тотальных ограничений? Конечно, та самая декларация, что человеку, дескать, «нечего терять». Позвольте, уважаемый лирик! Неужели вы полагаете, что современное законодательство, подобно доброму блюстителю, просто так вас пощадит за шутки про потерянные годы и сентябрьские листья? Поэт в XXI веке должен держать наготове и латунный куплет, и шифрованное молчание.
Во всем этом текстовом великолепии витает вкус блестящего и язвительного ума. Не каждая строка — жемчужина, но уж каждая четвертая обязательно усеяна мельканием иронии. Мимикрировать под местных – что может быть соблазнительней! Заманчиво до дрожи – смешаться и не отличаться от толпы, при этом ловко приоткрывая полы воображаемого плаща всякому знатоку запретных тем.
Чем больше ощущается внутренняя пантомима, тем меньше прилипает пены к усам. Охотьтесь за парадоксами, расставляйте слова, как драгоценный мусор на постиндустриальном холсте: пусть звук поёт, а смысл ускользает.
Если бы для анализа душевного состояния автора потребовался доктор с бородой и неистовостью в глазах, он бы написал блестящее заключение. Лирический субъект принимает позу унижения, говорит о потере не ради истины, а чтобы лишний раз проверить: жив ли он — и есть ли еще, ради чего дрожать.
Желая убедить нас в своей тотальной пустоте, герой расставляет ловушки: ведь Тот, Кто Теряет Всё, перерастает в некую андрогинную экзистенцию, парящую над добром и злом, запретами и дозволениями. Но, по велению бессознательного, он страшится даже собственного желания «раскрыть» тайны — ведь за откровением часто следует не ренессанс, а судебная повестка.
Современное законодательство так обильно, что даже упоминание о нем может показаться провокацией. Лирический герой здесь — не только иносказательный изгнанник, но и мастер самоцензуры. Он мечется между внутренней свободой и регламентом, между желанием выговориться и страхом быть загнанным в тот самый «чёрный список».
Допустить открытое проявление запретного — значит рискнуть не только остатками благосостояния, но и самой свободой. Лирический герой, уверяющий публику, что «ему нечего терять», либо играет в высшую степень кокетства, либо не читал последнюю редакцию уголовного кодекса.
Это не стих, а часть интерьера эпохи. Не откровение, а изысканная ширма. И лишь смех (через, конечно, приличествующую меру слёз) позволяет нам наслаждаться этой позолоченной трагикомедией. До тех пор, пока закон и любовь к сентябрю не начнут требовать деклараций от каждого, кто осмелился перечить листве и заявлять, что ему «Нечего терять».
Дорогой автор, берегите свои признания под семью замками — настоящему ангелу вместо цвета иногда стоит поменять юрисдикцию.
Тот, кто с улыбкой пишет, что ему нечего терять, как правило, прячет под подушкой весь клад жизни. Писать с тающей иронией — значит ещё хранить главный секрет: всегда можно потерять больше, чем думал вчера.
Что посоветовать нашему лирическому герою? Носите свои признания только под одеждой из предвкушения, а ещё лучше — в чулках недосказанности. Ведь настоящий ангел не только меняет цвет, но и очертания, которые иногда становятся особенно соблазнительными благодаря своей незаконной сладости.
И вот запомните: кто публично хохочет, что ему нечего терять, наверняка ещё не познал всех высот потерь — и тех, что можно ощутить шкурой, и тех, что лишают даже права на невинность в собственных фантазиях. Смейся и раздевайся на здоровье — пока не пришли жандармы с рулеткой для измерения степени твоей свободы.

Флориан Блудов   18.07.2025 20:03     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.