О чем на самом деле сказы П. П. Бажова
Эта статья в удобном виде с фото и картой: https://dzen.ru/a/ZtlwYz2LjjIWQzRP
"- … Как успенье [конец августа] пройдет, так и объявится этот девий набор на старый завод. Сирот, конечно, в перву голову хватали. Ну, и отецких задевало. Стражников еще пошлют с возами-то, чтобы которая не убежала. А кто убежит, коли все без ума ревут. Слезная в ту сторону дороженька!..
Привезенная в Полевской завод [из Сысерти] таким диким способом, бабушка "приняла там закон, с кем указали", прожила свыше двадцати лет, вырастила детей… на вопрос о Медной горе отвечала:
— Самое это проклятущее место. Сколь народичку оно съело! Сколь народичку! У моей-то золовушки парня вовсе в несовершенных годах гора задавила. А девчушка у ней — у золовушки-то — на этой же горе сгорела. Вовсе себя потеряла, — как без ума сделалась. Бегает да кричит, и понять нельзя. Брата-большака у моего-то старика тоже гора изжевала. Семью осиротил. Пятерых оставил. Кум Матвей, на что здоровый мужик был, и того уродом гора сделала: плечо ему отдавила...
Условия труда в горе в крепостное время были самые тяжелые. В сущности это была самая тяжелая форма каторги, из которой выхода вовсе не было. В таких безвыходных условиях крепостные горнорабочие могли мечтать лишь о помощи со стороны непонятных им 'тайных сил'." П.П.Бажов «У старого рудника» - авторское предисловие к сказам, которое перестали печатать в «Малахитовой шкатулке» после смерти автора.
П.П.Бажов и мировая литература
Задумавшись о месте П.П.Бажова в мировой литературе, я не могла вспомнить аналогичных авторов, писавших сказки с фантастическими персонажами о беспросветном кошмаре жизни крайне бедных тяжело работающих людей на протяжении нескольких поколений. Какое-то сходство есть с историями рабовладельческого Юга, но обычно рассказывали о "низших слоях" белые, богатые и образованные, не прожившие ужас сами (У.Фолкнер, например). Какое-то сходство есть со свидетельствами о войнах, концлагерях и жертвах террора, но там речь не идет о 200-300-летней истории. Очень грустные сказки Х.-К.Андерсена, но они касаются эпизодов из жизни разных людей, не связанных ни родством, ни местом, ни временем.
П.П.Бажов не скрывал, что основные персонажи и сюжеты он взял из горняцкого фольклора - из устных рассказов Хмелинина Василия Алексеевича (деда по прозвищу Слышко). География его сказов настолько точная, что названия можно и сейчас легко найти на карте (гора Белый камень, речка Гремиха, Полевской, Полдневая, Сысерть, Мраморское, Красная горка, Денежкин камень, Азов-гора, Думная гора).
Сказы П.П.Бажова - психоанализ уральцев?!
Для меня сказы П.П.Бажова - что-то вроде вытесненных воспоминаний о травме, "раскопанных" в процессе психоанализа. Они должны быть осознаны, чтобы избавить "больного" от последствий травмы и вернуть к нормальной жизни. Никого сейчас не удивишь понятием коллективного бессознательного. А ведь герои П.П.Бажова - не такие уж далекие предки людей, живущих рядом со мной в Екатеринбурге и окрестностях.
Персонажи вроде Хозяйки медной горы, Синюшки или Полоза - по-моему, типичные для сновидений попытки выдать желаемое за действительное, когда не сбывшаяся наяву мечта снится исполненной. Люди, попавшие в кошмарные обстоятельства, чтобы сохранить силы жить, обращаются к Богу, вере, своим близким (яркий пример - книга В.Франкла о концлагере). Ничего подобного нет в сказах. Но есть обращения к тайным защитникам, которых не могут запретить и отнять враги.
"Раз мне удалось, притаившись за углом, у заводских магазинов, слышать, как старик рассказывал в присутствии начальства, и я рад, что это больше не повторилось.
Сказ о "Хозяйке медной горы" превратился в такую грубую похабщину, что мне до слез было обидно и за Степана и за Хозяйку, которые так нравились в этом сказе. Когда сказал об этом старику, он спокойно ответил:
— Так ведь тут надзиратель сидел. Разве при нем можно по-доброму-то сказывать? Не для них, поди-ко, это сложено, не им и слушать."
П.П.Бажов «У старого рудника»
Гумёшевский рудник
Горы такой - Медной - нет. "Медной горой" называли Гумёшевский рудник, который не поднимался над местностью, как ожидается от горы. Наоборот, люди работали в шахтах - в земле. Сейчас рядом с заброшенным рудником недалеко от города Полевского находится поселок Зюзельский.
"На прииске-то он годов шесть либо семь робил. Тогда ведь, при крепости-то, с малолетства людей на работу загоняли. До женитьбы иной, глядишь, больше десятка годов уж на барина отхлещет." П.П.Бажов "Синюшкин колодец"
"Один-то молодой парень был, неженатик, а уж в глазах зеленью отливать стало. Другой постарше. Этот и вовсе изробленный. В глазах зелено, и щеки будто зеленью подернулись. И кашлял за все тот человек." П.П.Бажов "Медной горы хозяйка"
Памятник горнякам в поселке Зюзельском на заброшенном с 1994 года Гумёшевском руднике.
"Придут вечером с работы — смотреть тошно. Что измазаны да промокли до нитки — это еще полгоря. Хуже, что за день всяк измотался на крепкой породе до краю. Того и гляди, свалится. А разуются, разболокутся, сполоснут руки у рукомойника — сразу повеселеют, а похлебают горяченького либо хоть всухомятку пожуются — и вовсе отойдут." П.П.Бажов "Рудяной перевал"
Церковь через дорогу от памятника горнякам в Зюзельском
Так выглядит затопленный Гумёшевский рудник
Развалины строений Гумёшевского рудника.
На карте отмечены горы Азов, Думная, и Гумёшевский рудник в Зюзельском.
По-настоящему "бажовскими местами" стоило бы назвать именно засыпанный и затопленный рудник - где унылая безысходность, кажется, висит в воздухе. Но нет - воспоминания, связанные со сказочником, должны быть веселыми! Поэтому появились "потемкинские" Бажовские места, о которых речь ниже.
Азов-гора
"В Думной горе пещера есть. С реки ход-от был. Теперь его не видно, — соком завалили. Поди, сажен уж на десять. А самоглавная пещера в Азов-горе была. Огромаднейшая — под всюе гору шла. Теперь ход-от есть, только обвалился будто маленько. Ну, там дело тайное. Об этом и сказ будет.
Сперва татара мимо заездили: по подгорью от Думной горы к Азов-горе тропу протоптали."
П.П.Бажов "Дорогое имячко"
Пещер там нет, ни в Думной, ни в Азов-горе. И никаких признаков, что они там когда-то были: что ж, легенда есть легенда. Зато на вершине Азов-горы есть рисунок:
В 2016 году поверх старого, уже плохо видимого рисунка нанесли новый. Его автором стала Елена Бажова (внучатая племянница писателя П.П. Бажова).
Дорога на Азов-гору
Рисунок на Азов-горе
Останец на Азов-горе
Родник на Азов-горе. Летом воды мало, пить не получится. По легенде, это слезы девки Азовки, замурованной вместе с сокровищами.
Тальков камень и парк Бажовские места
Тальков камень упоминается только в одном сказе - "Золотоцветень горы", и никак не участвует в сюжете. Это затопленный карьер, окруженный почти со всех сторон высокими скалами. Единственный проход к воде используется для купания.
Дорожки в парке отсыпаны, ходить удобно. Много велосипедистов. Сделаны "достопримечательности", отдаленно привязанные или совсем не имеющие отношения к сказам П.П.Бажова.
Замечательные зайцы в туфлях и дед Мазай - только зачем они в Бажовском парке? Если что, стихотворение "Дедушка Мазай и зайцы" написал Н.Некрасов.
Серебряное копытце в кругу семьи?
Во многих сказах П.П.Бажова кто-нибудь рыбачит. Оказывается, в Чусовой раньше был хариус... увы.
Кузнечик прыгает вместе с бревном: другой конец бревна в воздухе, можно покататься на "качелях".
Стена из талька: на ощупь как мыло, легко крошится в руках
На Тальков камень приезжают любители прыжков в воду.
Бесчисленные "балкончики" вокруг озера Тальков камень.
Тальков камень
Речка Черная, вдоль которой идет дорога на Тальков камень.
Родник Кипящий ключ: это просто колодец в беседке. Воду можно достать лежащим рядом длинным черпаком.
"Синюшкин колодец"
"Места тут он знал вдоль и поперек. Дорога на прииск не близкая. На Гремыхе [на карте речка Гремиха], сказывают, тогда добывали чуть не у Белого камня. Вот Илюха и придумал:
«Пойду-ко я через Зюзельско болотце. Вишь, жарынь какая стоит. Подсохло, поди, оно, — пустит перебраться. Глядишь, и выгадаю версты три, а то и все четыре…»" П.П.Бажов "Синюшкин колодец"
По дороге на Азов-гору из Зюзельского есть поворот к роднику. Колодца там нет. Есть родник и ручей. И сделаны декорации по сказу "Синюшкин колодец". Местные жители набирают здесь питьевую воду.
Деревянная статуя у родника
Герой сказа "Синюшкин колодец" Илья шел из Зюзельского к горе Белый камень, где, по словам П.П.Бажова, тогда находился Гумёшевский рудник. Крестиком отмечен современный родник под названием Синюшкин колодец - совсем не по дороге. Зеленым отмечено место заброшенного рудника сейчас.
Настоящий синюшкин колодец (глубокое маленькое озерцо) очень далеко от Полевского: это так называемое Голубое озеро на Чусовой перед Большими Глухими камнями на правом берегу, примерно в 12 км от города Чусового. Цвет у него бирюзовый: не синий (как пишет П.П.Бажов) и не голубой (как названо озерцо). Это выход подземной реки.
Гора Белый камень
На гору Белый камень для пешеходов или подготовленных машин есть дорога из Зюзельского. На обычной машине лучше доехать до бывшего пионерского лагеря, и пешком идти оттуда: получится примерно вдвое ближе, но километр - через болото. Разумно взять с собой резиновые сапоги.
Видео с вершины горы Белый камень
Короткая дорога к Белому камню: крестиком отмечено место, где был когда-то на речке Гремихе пионерский лагерь, а сейчас можно оставить машину. От лагеря осталась асфальтированная дорожка и несколько закрытых досками ям, а также отсыпанная дорога из Зюзельского, по которой и сейчас можно проехать на обычной машине. Синим обведено болото: рекомендуется идти в резиновых сапогах.
В
ид с горы Белый камень
Горы Азов и Малый Азов с вершины горы Белый камень.
Вид с горы Белый камень
На вершине горы Белый камень
Гора Думная в городе Полевском
Гора упоминается во многих сказах: и Емельян Пугачев на ней думал, и "татара", и друзья, и враги, и свои, и чужие. А еще здесь была та самая караулка, где слушал старого горняка Слышко Павел Бажов.
Вид с горы Думной в городе Полевском
Видео с горы Думной в городе Полевском
Свидетельство о публикации №125062302416