Частушки

Было это ещё во времена Пушкина, так что нельзя сказать доподлинно, было ли это вообще. Но думаю, это было, раз память об этом событии сохранилась в веках.

Директор музыкальной школы, существовавшей при императорской консерватории в Москве – назовём его именем Иван Семёнович Огрызко – прослышал о музыкальном инструменте, существовавшем в Германии, а у нас, в России, неизвестном вообще. И попросил людей, ездивших по разным делам в Германию, привезти ему этот инструмент.

Вскоре Огрызко привезли этот инструмент, носивший название гармошка. Купленная в одном из городков, располагавшихся возле Берлина, гармошка эта веселила народ на Пасху и Рождество, украшала свадьбы и прямо-таки владычествовала на похоронах. Точнее будет сказать, на поминках, когда уставший народ, выпив пива, начинал снимать с себя груз, давивший ему душу. Тогда-то и требовалась помощь уставшим ногам и голове, полной печальных воспоминаний. И гармошка успешно справляла свои обязанности, раздувая свои меха.

Немец, если отойти от него далеко, похож на русского человека. Вблизи же он полная противоположность ему. Русский человек, если загуляет,  пропьёт всё, что носит на себе. Немец же запретную черту никогда не перейдёт. Придёт к жене и тихо уснёт на сеновале, чтобы её не разбудить!

Как бы там ни было, а гармошка была в Россию привезена. Иван Семёнович растянул меха, прошёлся по кнопкам-клавишам, прислушался к её звуку и загрустил. Уж больно визгливой показалась ему речь гармошки. Как будто режут кабана осенним днём, на задворках империи! Огрызко пытался привыкнуть к её беспощадному звуку и – никак. Пахло палёной тушей, народным весельем и водкой, выпитой в избытке! Подержал Иван Семёнович эту гармошку у себя дома какое-то время и подарил её свояку, приехавшему по крестьянским делам из-под Рязани.

И тут произошло неожиданное. Будучи доставлена в глубинку, в край бездорожья и широкого неба над головой, гармошка там прижилась. Стала своей, желанной гостьей, согретой народным теплом!

В те времена поэзия была в почёте. Каждый гусар или чиновник писал стихи, вдохновлённые гением Пушкина, в подражание ему. И русский мужик тоже был к этому причастен. Тоже хотел писать, да у него толком не выходило. Не хватало гимназии и хороших манер! Но гармошка в его жизни сыграла существенную роль. Куплет, сочинённый мужиком, полный насмешек и веселья, пошёл под звуки гармошки на ура!

Так в России появился ещё один жанр в искусстве. Не песня, нет – на неё не хватало сердечного чувства! – а ни то, как говорится, ни сё. Назвали этот жанр словом «частушка», происходившим, надо думать, от слова «часть». Рифмованное четверостишье, исполненное под гармошку, сочинённое с целью развеселить подвыпивший народ!

Вот вам короткая история возникновения в России частушки. А кто захочет более подробно об этом узнать, пускай заглянет в книги. Не наше, не писательское это дело собирать сухостой, когда под ногами – цветы разнотравья!

Хочу описать вам и ритуал, связанный с исполнением частушек, который возник сам собой. Ныне он забывается, и скоро забудется совсем. А так, если ритуал этот описать, останется память о нём, пускай и пахнущая музейной пылью!

Во-первых, нужен праздник, свободный день. Во-вторых, нужен гармонист и подгулявшие девки. В которых рюмка-другая водки уничтожила стеснительность и грусть. У которых щёки зацвели, словно маки. А платок развязался сам собой, и лежит на плечах больше для форса, чем для согревания!

Девки, напоминающие своими юбками цветущие луга, собираются возле плетня, под берёзой. Гармонист выпивает, закусывает хлебом и огурцом, и растягивает меха гармошки. Девки, одна за другой, выбегают в круг, образованный народом, пляшут и поют частушки.

Договорились заранее: о хорошем не петь. Только о плохом, но любимом, от которого чешутся груди по ночам и кружится голова. О лени, похоти, зависти и прочих людских пороках, поданных слушателю с перцем и чесноком!

Листва шелестит над подгулявшими, мычат коровы, которых забыли подоить, но этого не слышит никто. Внимание сосредоточено на происходящем, напоминающем исповедь, но только весёлую. Словно подгулял поп из местной церкви, и попадья, мстительная баба в чёрном платке, вышла встречать его с половником!

Кто-то скажет – святотатство, а кто-то на этот счёт и промолчит. Хмыкнет в кулак, глубже надвинет свою кепку и поправит книжным слогом расходившегося брехуна. «Не святотатство, – скажет поучительно, – а передача тяжести, накопившейся в душе, берёзкам, ручьям и соловьям, минуя местного священника!»

Вот вам короткое описание народного действия, лишённое прикрас. Таков народ в России. Любит частушки, жизнь, любит и многое другое. Не берусь судить о том, плохо ли это или хорошо. А берусь любить русского мужика, каков он есть на самом деле!
 
Скажу ещё о последствиях сельской забавы, в которой гармошка играла существенную роль. Они практичны, легки и в полной мере касаются бабьего хозяйства. Сельские летописи говорят, что надои молока, совершённые сразу после праздника, намного превышали нормы.


Рецензии