Верблюд как показатель поэтического мастерства
Верблюд
Антонина Тесленко
Верблюд по пустыне
Отважно шагает.
Все тайные тропы
В пустыне он знает.
Он знает, что там,
За барханом - вода!
И держит он
Путь свой прямо туда!
А там, за барханом -
Оазис, прохлада,
Напиться воды там
Верблюду так надо!
И снова в дорогу
Спешит караван.
И всё там реально;
Мираж лишь - обман!
Хорошо написано, просто. Но больше чем на картинку не тянет. Больше подойдет для чтения ребенку. В концовке слова "реально" и "обман" не согласовываются с общим миролюбивым описанием верблюда. Автор как бы выходит из "детской темы" и вставляет взрослую. Такой диссонанс. Уже более сложный подход демонстрирует следующий поэт.
Верблюд
Вероника Ткачёва
Верблюд ни капли не красив:
Жует он что-то с глупым видом,
А цвет у шерсти тускл и псив,
В глазах застыла то ль обида,
А то ли скорбь из всех времён,
Со всех сторон и континентов,
Он в флегму прочно погружён,
Как будто платит алименты
ПяткУ детей от разных жён,
Иль зубы очень беспокоят,
Горбы опять же... Не пижон,
Короче, тот, кто так же скроен.
И всё ж однажды мне верблюд
Красавцем дивным показался:
Без алиментов жизнелюб
Среди барханов красовался.
Здесь пошла уже более глубокая идея, с оригинальным подходом. И надо сказать, что поэт усложнил себе задачу, начав критиковать Верблюда. Причем получилось у него это весьма художественно. Такой неожиданный взгляд на верблюда, который стал метафорой для алиментщика. И казалось бы стих должен провалиться, но нет, в конце автор вывернулся и красиво закончил стих, и верблюд не остался покрытый тусклой шерстью, а заблистал в глазах автора красавцем. Здесь напрашивалось продолжение, но стих резко оборвался. И мы не узнали, чем же закончилась история "жизнелюба без алиментов" и героини стиха. В этом сказывается недостаток мастерства, то есть у автора не хватило идей продолжить стих. Он решил с ним закончить, как закончил Пушкин свой роман Евгений Онегин. Но начинающий поэт еще не Пушкин, чтобы позволять нарушать классическую композицию произведения. Так что и тут есть существенные недостатки.
Но вот мы добрались и до классика. Как же он подал многострадального верблюда, что он увидел в нем и его судьбе?
Арсений Тарковский
Верблюд
На длинных нерусских ногах
Стоит, улыбаясь некстати,
А шерсть у него на боках
Как вата в столетнем халате.
Должно быть, молясь на восток,
Кочевники перемудрили,
В подшерсток втирали песок
И ржавой колючкой кормили.
Горбатую царскую плоть,
Престол нищеты и терпенья,
Нещедрый пустынник-господь
Слепил из отходов творенья.
И в ноздри вложили замок,
А в душу — печаль и величье,
И верно, с тех пор погремок
На шее болтается птичьей.
По Черным и Красным пескам,
По дикому зною бродяжил,
К чужим пристрастился тюкам,
Копейки под старость не нажил.
Привыкла верблюжья душа
К пустыне, тюкам и побоям.
А все-таки жизнь хороша,
И мы в ней чего-нибудь стоим.
Ну, что сказать?.. Красота!.. Вот это мощь, вот это описание. Вот где широкой струей полилась поэзия, казалось бы на таком мало поэтическом образе как верблюд!.. Каждая строчка - образ. каждая мысль - глубина. Если посмотреть через призму буддийской мудрости, то ученик сидит в яме и видит мир из нее, а мастер стоит на вершине горы и обозревает все окрестности. Вот такая большая разница лежит в уровне понимания поэзии мастера и ученика. И ученику предстоит большой путь, чтобы выбраться из ямы и не лицезреть лишь одну луну, а подняться на высоты поэтического мастерства, чтобы обозревать всю широту мира с подлинных высот поэзии.
Свидетельство о публикации №125062203552
Ибо пример действительно неплох.
Алексей Пчельников 23.06.2025 05:30 Заявить о нарушении
Елена Маркушева 10.07.2025 10:42 Заявить о нарушении
