Лирический герой неспетых песен Виктора Цоя
В 1991 году вышла книга «Виктор Цой Стихи, документы, воспоминания» [1]. Авторы-составители: Марианна Цой, Александр Житинский. В книгу вошли тексты песен Виктора Цоя со всех альбомов группы «Кино», интервью Виктора Цоя газетам и журналам, публикации самиздата и официальной прессы о Викторе Цое и группе «Кино», воспоминания друзей и близких Виктора.
Впервые черновые наброски текстов песен Виктора Цоя были опубликованы в 2018 году в книге Виталия Калгина «Виктор Цой. Подлинные черновики. Песни, рукописи, рисунки. Памятный альбом» [2].
В 2023 году вышло «Полное собрание текстов Виктора Цоя» с черновиками и архивными фотографиями [3].
В ряде современных учебных пособий и статей ( [4–6] и др.) дана характеристика лирического героя песен Виктора Цоя.
В статье [4] на основе текстов песен восьми альбомов группы «Кино» показаны этапы эволюции лирического героя. Представлена следующая типология образов лирического героя Виктора Цоя:
1. Дерзкий экспериментатор, который бросает вызов обществу, не боится пробовать новое.
2. Неоромантик, который не принимает идеалы общества, находится в конфликте с больным миром, а также не может достичь гармонии с самим собой. Он страдает от проблем в отношениях с возлюбленной, испытывает тоску по идеалу, которого не может достичь. Романтик-бунтарь находится в поиске обновления и вдохновения.
3. «Мистер Х» – загадочный отшельник и лишний человек, который вынужден носить маску. Он страдает, ищет средство от одиночества, хочет обрести душевный баланс и найти любовь.
4. Лидер-бунтарь, которого заботит будущее и устройство мира. Он устал находиться в состоянии хаоса.
5. «Последний герой» – герой нового поколения, затрагивающий глубинные вопросы мироздания.
Рассмотрим черновики семи неспетых песен Виктора Цоя.
Квадратными скобками […] обозначены строчки, зачёркнутые поэтом в рукописях.
Что можно сказать о лирическом герое этих произведений?
1. «В последнее время меня не покидает ощущенье…»
«В последнее время меня не покидает
Ощущенье, что что-то не так.
Я шёл по дороге, не зная верна ли она.
Но, может быть, это просто зима.
И, может быть, это просто хандра.
Но вот я встаю, и вместо окна стена.
Я плыл по течению и был уверен, что прав.
Я плыл по реке, не зная куда плыву.
И если теперь я опять ни с чем,
То это моя беда и вина,
Но нет никого кто скажет, как я живу.
Но зачем я волнуюсь, ведь всё предопределено.
И если я должен ослепнуть, я буду слеп.
И с этим бороться просто смешно,
Хотя не бороться нельзя,
Чтоб спокойно читать страницы прожитых лет»
Лирический герой этой песни – личность, склонная к самоанализу. Героя «не покидает ощущенье, что что-то не так». В нём нет самоуверенности и самолюбования, его терзает сомнение в правильности жизненного пути («шёл по дороге, не зная верна ли она»; «плыл по реке, не зная куда плыву»). При этом лирический герой никого не обвиняет в том, что он «опять ни с чем» («это моя беда и вина»). Герой песни чувствует, что в жизни всё предрешено («зачем я волнуюсь, ведь всё предопределено»), но он не может с этим смириться, быть пассивным в жизни («с этим бороться просто смешно, хотя не бороться нельзя»).
2. «Зима»
«Я смотрю в окно на грустный бал зимы:
Деревья без листьев, долгая ночь.
С каждым днём труднее помнить лето.
Эти дни не могут мне помочь.
Мёртвое тепло в железе батарей.
Мёрзлые цветы на рынках плачут.
Каждый вечер хочется быть дома.
Эти дни не так уж много значат.
Первый снег красив, но он несущий смерть.
Голуби сидят на люках жизни.
В это время больше хочется тепла.
Я сижу и жду весну»
Лирический герой этой песни – романтик, человек с поэтическим взглядом на окружающий его мир. Он не любит зиму, поскольку зимой мало тепла, тепла физического и душевного («эти дни не могут мне помочь»; «в это время больше хочется тепла»). По мнению героя, настоящее тепло - это природное тепло, а в батареях ненастоящее тепло («мёртвое тепло в железе батарей»). Лирический герой грустит и душевно плачет зимой, так же как плачут мёрзлые цветы («мёрзлые цветы на рынках плачут»). Тепло зимой становится символом жизни («голуби сидят на люках жизни»). Герой ждёт, когда наступит весна и лето, ждёт возвращения большого природного и жизненного тепла («с каждым днём труднее помнить лето»; «я сижу и жду весну»).
3. "Следующая станция..."
«Следующая станция - "Невский проспект" – вперёд.
Водитель метро знает конечную цель.
Как сделать так, чтобы было светло?
Как сделать так, чтобы было светло?
Крутить телефонный диск, говорить слова.
Выйдя из дома, я должен выбросить ключ»
Что могут сделать птицы без крыльев?
Как могут жить птицы без крыльев?
Лирический герой этой песни ищет свой творческий и жизненный путь. «Водитель метро знает конечную цель». Лирический герой не знает свою конечную цель, но понимает, что он должен действовать так, «чтобы было светло», он должен дать свет людям.
Герой очень нуждается в дружеском общении и понимании. Общение для него – это свет («крутить телефонный диск, говорить слова»). Герой не хочет быть привязанным к своему дому (к бытовым вопросам своей жизни), дом для него – это целый мир вокруг (выйдя из дома, я должен выбросить ключ). Творчество, общение, стремление к свету и свободе – необходимость для героя Цоя («как могут жить птицы без крыльев?»).
4. «Стук их сердец»
«В доказательство единства эта зелень стекла.
Что же делать, если я встал в 6 утра?
Ветка жасмина не может знать толка в вине.
Помнишь, ты мне обещала вчера?
Я не вижу их, я смотрю вокруг.
Я хотел бы услышать стук их сердец,
Я хотел бы проверить крепость их рук,
Что они смогут сделать с первым концом?
Если стена будет падать, кто подставит ладонь?
Кто заменит тех, кто смертельно устал?
У кого хватит сил поддерживать этот огонь?
Кто сможет встать на место тех, кто упал?
Кто они? Может быть он, может быть ты.
В ком проснётся то, что нужно нам?
Где их дом, где? Здесь или там.
Смотришь на солнце без солнцезащитных очков.
Смотришь вверх, не глядя вперед.
Я иду с ними, где они? Я готов.
Как перейти реку, не зная, где брод.
Те, кто могли бы петь, стоят у станков,
Не смея порвать свой заклеенный рот.
Открывать дверь и не спрашивать: "Кто?"
Лететь, зная - не сможет сесть самолет»
Лирическому герою песни очень нужны друзья, соратники, сильные и творческие личности. Герою трудно в жизни выполнять свою миссию одному («я хотел бы услышать стук их сердец, я хотел бы проверить крепость их рук»). Ему нужны стойкие и преданные делу друзья («у кого хватит сил поддерживать этот огонь? Кто сможет встать на место тех, кто упал?»). Лирический герой ищет людей, преданных искусству ("где их дом, где? Здесь или там"). Но как быть, если никто не может помочь этим людям реализоваться в творчестве («те, кто могли бы петь, стоят у станков, не смея порвать свой заклеенный рот»). Или они не могут решиться идти по тому же пути, на который ступил герой?
5. «Ты сидишь дома»
«Ты сидишь дома, когда родителей нет.
Слушаешь плёнки и некому сделать потише.
У тебя есть вопрос, ты хочешь слышать ответ.
Пока ты один, ты можешь не услышать.
В эти часы ты поймёшь, что можешь любить.
Когда-нибудь в эти часы ты поймёшь, что любим.
Ты будешь ждать телефонный звонок,
Готовый отдать всё, что есть,
И верить, что голос судьбы звучит вместе с ним.
В эти часы к тебе приходят друзья.
В эти часы вы можете не шептать.
Эти часы - это твой секрет, ты должен его хранить.
Здесь переход границы слова "нельзя!"»
Возможно, это ранний вариант песни «Проснись».
Лирический герой песни «Ты сидишь дома» молод, он влюблён, переживает новое душевное состояние («у тебя есть вопрос, ты хочешь слышать ответ»). Герою дано любить и быть любимым («в эти часы ты поймёшь, что можешь любить. Когда-нибудь в эти часы ты поймёшь, что любим»). До небывалых высот возрастает для него ценность простого телефонного звонка ("ты будешь ждать телефонный звонок, готовый отдать всё, что есть, и верить, что голос судьбы звучит вместе с ним").
6. «Целый вечер один…»
«Целый вечер один.
Вечер тих, как свеча.
Тускло светит фонарь.
Свет на складках плаща.
Возвращаюсь домой,
И вокруг ни души.
Лишь вдали шум машин,
Этот здешний прибой.
Это будний день,
Вечер буднего дня.
[Это город монет,
Здесь убили весну]
Двери все на замках.
Лишний шаг - и капкан.
Ключ в надёжных руках.
Держи крепче стакан.
[Выпивай, говори,
Так пройдёт много лет]
Это просто луна,
Это просто хандра.
[Просто будние дни,
Это скоро пройдёт]
Почему же вокруг,
Как не встань, всё стена?»
Лирический герой песни одинок («целый вечер один»). Он один в городе, людей он не видит, а из звуков слышит только шум машин вдали («возвращаюсь домой, и вокруг ни души. Лишь вдали шум машин, этот здешний прибой»).
[«Это город монет, здесь убили весну»] – эти строки зачёркнуты Цоем в рукописи. Они говорят о том, что город воспринимается лирическим героем как город торговли, корысти, где не ценится чувство и творчество человека. В городе нет места живому общению людей, царит недоверие («Двери все на замках. Лишний шаг - и капкан»). Люди в городе встречаются, чтобы выпить и поболтать о несущественном ([«Выпивай, говори, так пройдёт много лет»]).
Лирический герой не находит понимания среди людей в городе, в этом причина его хандры («Почему же вокруг, как не встань, всё стена?»).
7. «Я шёл переулком...»
«Я шёл переулком, я помню, это был вечер.
Автобусы едут в сторону центра, но мне
С ними не по пути.
Я шёл переулком, я видел горящие окна.
Я ждал дождь, мне нужен был дождь.
Дождь мог меня спасти.
И первые капли легли на щёку как слёзы»
Лирический герой песни одинок, расстроен. Герой стыдится заплакать, поэтому ему очень нужен дождь. Во время дождя капли на щеке похожи на слёзы («Дождь мог меня спасти. И первые капли легли на щёку как слёзы»).
Источники
1. Цой В. Стихи, документы, воспоминания / авт.-сост. М. Цой, А. Житинский. СПб.: Новый Геликон, 1991. – 382 с.
2. Калгин В. Н. Виктор Цой. Подлинные черновики. Песни, рукописи, рисунки. Памятный альбом – М.: АСТ, 2018. – 256 с. – (Звёзды века).
3. Цой В. Р. Стихи. 1982–1990. Полное собрание текстов / М. : Издательство АСТ, 2023. – 224 с. : илл. + [32 вкл.]. – (Русский рок. Поэзия. Легенды).
4. Плеханова Н. Ю. Субъектно-объектные отношения в рок-поэзии Виктора Цоя: проблема лирического героя // Русская рок-поэзия: текст и контекст [Электронный ресурс] : сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. науч. журн. – Екатеринбург; Тверь, 2019. – Вып. 19. С. 194-203.
5. Петрова С. А. Образ лирического героя в рок-поэзии В. Р. Цоя // ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 1 (86) 2021. С. 394-396.
6. Современная поэзия: творчество Виктора Цоя в аспекте интермедиальности: электронное учебное пособие / С. А. Петрова; Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. — Казань: Бук, 2022 — 76 с. — Текст: электронный.
Свидетельство о публикации №125062106252