На картину Гелия Коржева Лишенные рая, 1998

… Голая, безжизненная планета и на ней двое. Тоже обнаженные, но они - единственные носители в себе жизни. И они в пути. «Куда и откуда? Кто эти двое? Почему они идут?» - на все эти вопросы должно нам дать ответ само название картины. Это изгнанники, «Лишенные рая»… Они идут вдаль от навсегда потерянной вечной радости и блаженства в обещанную Богом (в наказание за грехопадение) скорбь и встречу со смертью. Ни место, ни скорость движения не избавят их от этой встречи. Они обречены. Их движение - не поиск, но, кажущееся на первый взгляд бессмысленным, оно - единственный признак имеющейся в них жизни. Как сказано древними:«твой путь и есть цель»…

Однако на картине присутствуют детали, позволяющие посмотреть на нее и под другим углом. Адам в набедренной повязке из шкуры, по слову Писания (см.Быт.3:21), на Еве же мы видим белую ткань, которой она как в люльке крепко привязана к Адаму и которой покрыта ее глава. Откуда ткань? Что означают кожаные ризы и белые пелены? Что вообще символизирует собой одежда, если не «социальную принадлежность» или состояние духа?
Все святые единодушно под «кожаными ризами» разумеют зверонравную и скотоподобную плоть, в которую человек облекся после потери жизни равноангельной. Белые пелены - символ чистоты, которой сподобляется душа, омытая в купели крещения от первородного греха. Но человек не делается святым «автоматически». В крещении (во Имя Отца и Сына и Святаго Духа) он лишь освобождается от довлеющего насилия страстей и обретает возможность воли не творить зло. В него лишь всеевается семя благодати, которое нужно взрастить трудом «в поте лица», а земля сердца, «из нея же взят бысть Адам» не будет этому содействовать, производя из себя «волчицы и терния»  (Быт. 3:17-19) греха, как свободно поработившаяся дьяволу…
Мы идём в прочной, и до смерти в неразрывной связке: падшая человеческая природа ветхого человека и обновленная благодатью Христовой душа. Ветхий Адам несет уже не свою Еву, а невесту Христову - несет сквозь тяготы и лишения, скорби и печали навстречу к Богу, зная что отдаст Ему ее на пороге смерти в дверях вечности. Тяжело донести грешнику чистую душу!!! Не уронить, не испачкать, не испортить, …….. не бросить! Трудно и душе, зная из «чьего ребра она вышла» и в тоже время, чья она по призванию, - не соблазниться, не забыться, не разувериться. И она «заплаканным лицом уткнулась в грубое плечо» своего тела, которое вместо неё смотрит в этот саморазрушающмйся по их вине мир. Своим чувствами тело сообщает душе все что вокруг них, и идут эти двое  по безжизненной пустыне страстей навстречу вечности, спотыкаясь и падая….
                17.06.2025

P.S.

Как часто я к смоковнице запретной
Душою-Евой соблазнённой подходил!
От посторонних глаз украдкой, незаметно,
Вкушение плода приятным находил.

И познавал... добро потерянного Рая
И зло разлуки с Богом. Искушённый злом,
От древа жизни в отчужденьи умирая,
В слезах просил наполнить душу мне добром (2002).


Рецензии