Образ и подобие Б-жие

Мы уже знаем, что Тора – одна из трёх частей ТаНаХа, а именно Пятикнижие Моисеево. Слово Тора означает «закон», но так же «наставление», «учение». Оно происходит от корня то ли «тора», то ли «яра», означающего «наставлять», «указывать», «учить», который  входит, например, в состав слов море – учитель; мора – учительница; гораа – инструкция, наставление; лехгорот – обучать, наставлять, указывать. Как «наставление», «учение», «закон» слово «Тора» используется не только для обозначения Пятикнижия Моисеево, но и широко, применительно ко всему ТаНаХу (Письменной Торе), а в иудаизме – ко всей совокупности еврейского традиционного закона, включающую Устную Тору – Талмуд, состоящий из Мишны и Гемары.

Тора начинается со слов (Быт.1:1) «В начале сотворил Бог» – «Берешит бара Элохгим». Место Писания сообщает, что наш Б-г Творец. Оно – пример того, как в зависимости от религиозной установки возникают два диаметрально противоположных понимания одного и того же текста Писания. Так, в имени Б-га Элохгим Элох (Элоах) – личностный, единственный Б-г, а «им» - окончание множественного числа. Для христианина – это указание на троичность Единого Б-га, для верующего иудея – на множество величия и полноты личностного Б-га. Нет никакой увереннности, что здесь указание на триединство Б-га. Правда, Б-г творил говоря и Его дух носился, двигался, трепетал, витал и парил, то есть зависал над водами. Но говорение – это свойство Б-га, а дух – это сама Его природа. Так же верующий иудей не найдёт ничего нового в Быт.1:26,27: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему...  И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Б-г, говорящий о Себе во множественном числе, сотворил человека. Христианин же найдёт здесь определённое указание на троичность Единого.
 
Из Быт.2:7 человек – живая душа (нефеш хайа), где «нефеш» – и «жизнь», и «сущность», и «живое существо», и «дыхание», а хайа - «живое существо». Словом, Б-г создал живое существо, человека, уникальность которого не в том, что он живое существо, а в том, что он - живое существо, созданное вдохновением в его тело дыхания жизни (нишмат хаим) от Б-га. Человек стал живым существом, человеком, в результате соединения дыхания жизни от Б-га и созданного Б-гом физического тела человека. Эти два компонента принадлежат друг другу в любви, ибо человек не имеет ненависти к своему телу, но питает и греет его.   

ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ЕДИНСТВО ДЫХАНИЯ ЖИЗНИ И ТЕЛА
В ДУХЕ ИХ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДРУГ ДРУГУ В ЛЮБВИ

Здесь усматривается противоречие: простой Б-г по Своему образу и подобию создал сложного человека. Но в Быт.1:26,27 говорится о другом человеке – об одной плоти (Быт.2:24), человеке (Быт.5:1,2), мужчине и женщине – единстве мужа и жены в отношении их принадлежности друг другу в любви, сотворенных по образу Одного Б-га. Один Б-г создал одного человека – двоих в духе любви – по Своему образу и подобию.

ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ЕДИНСТВО МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ
В ДУХЕ ИХ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДРУГ ДРУГУ В ЛЮБВИ

В чём же образ и подобие человека Б-гу? В том, что

Б-Г ЕСТЬ ЕДИНСТВО ЭЛЬ И ЙАХВЕ
В ДУХЕ ИХ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДРУГ ДРУГУ В ЛЮБВИ

Об этом говорится в других местах Священного Писания. Мы же для себя отметим, что мудрость, черпаемая из Торы, - это квинтэссенция всей Торы, которую надо не читать, а исследовать.


Рецензии