Ходил он от дома к дому. И. Сталин. Рецензия

Ходил он от дома к дому,
Стучась у чужих дверей,
Со старым дубовым пандури,
С нехитрою песней своей.

А в песне его, а в песне –
Как солнечный блеск чиста,
Звучала великая правда,
Возвышенная мечта.

Сердца, превращенные в камень,
Заставить биться сумел,
У многих будил он разум,
Дремавший в глубокой тьме.

Но вместо величья славы
Люди его земли
Отверженному отраву
В чаше преподнесли.

Сказали ему: “Проклятый,
Пей, осуши до дна...
И песня твоя чужда нам,
И правда твоя не нужна!”

Иверия. 1895. № 218 (на груз. языке).


  Это стихотворение, принадлежащее перу молодого Иосифа Сталина (написанное в 1895 году, когда он был семинаристом в Тифлисе), отражает ранние романтические и революционные настроения будущего вождя. Оно сочетает в себе мотивы грузинской народной поэзии, библейской притчевости и социального протеста, характерного для революционной литературы конца XIX века. 

  1. Тема и основная идея
 
  Тема – судьба поэта-правдолюбца, гонимого обществом за свои идеалы. 
  Идея – трагическое противостояние между провидцем, несущим истину, и толпой, которая отвергает его, предпочитая духовную спячку. 

  Стихотворение перекликается с лермонтовским «Пророком», а также с грузинскими фольклорными мотивами (странствующие певцы-ашуги). В контексте биографии Сталина оно может восприниматься как предчувствие его будущей роли революционера, преследуемого властями. 

  2. Композиция и сюжет
 
  Стихотворение построено как баллада с трагической развязкой: 

- 1-я строфа – Появление героя: бедный певец с пандури (грузинский инструмент), стучащий в чужие двери. 
- 2-я строфа – Суть его песни: чистая, как солнце, правда и высокая мечта. 
- 3-я строфа – Его влияние: он пробуждает окаменевшие сердца и спящие умы. 
- 4-я строфа – Развязка: вместо благодарности люди дают ему яд, отвергая его правду. 

  Конфликт – между просветителем и косным обществом, не готовым к переменам. 

  3. Образы и символы

   Главный герой
 
- Странствующий певец – аллюзия на молодого революционера, несущего новые идеи. 
- «Дубовый пандури» – символ народной культуры и стойкости (дуб – прочность, пандури – грузинская идентичность). 
- «Нехитрая песня» – намёк на простые, но глубокие идеи социализма. 

  Образ толпы
 
- «Сердца, превращённые в камень» – метафора духовной омертвелости общества. 
- «Дремавший в глубокой тьме разум» – возможно, отсылка к забитости крестьянства и рабочего класса. 
- «Отраву в чаше преподнесли» – символ предательства (как Иуда с чашей или Сократ с ядом). 

  Символика
 
- Яд – не просто убийство, но ритуальное отвержение правды. 
- «Правда твоя не нужна» – финальный приговор, отражающий сопротивление старого мира новым идеям. 

4. Художественные средства

   Лексика и стиль
 
- Фольклорная простота – стилизация под народную балладу. 
- Библейские и романтические мотивы (гонимый пророк, одинокий герой). 
- Контрасты: 
  - «Солнечный блеск» - «глубокая тьма» 
  - «Возвышенная мечта» - «проклятый, пей до дна» 

  Ритм и звукопись
 
- Трёхстопный амфибрахий (;_;_ ; ;) – напевность, близкая к народным песням. 
- Аллитерации (*«с**п**есней своей»*, *«**в**еликая **п**равда»*) – усиливают музыкальность. 

  5. Историко-биографический контекст
 
- Написано в 1895 году, когда Сталин учился в Тифлисской семинарии и увлекался революционными идеями. 
- Пандури – отсылка к грузинскому культурному коду, важному для молодого Сталина. 
- Тема изгнания правдолюбца – возможно, предвосхищение его будущей судьбы (ссылки, аресты). 

  В более широком смысле стихотворение можно трактовать как: 
- Революционный манифест – призыв будить «спящие умы». 
-Личное переживание – ощущение одиночества в борьбе за идеалы. 

   6. Вывод: поэзия как предчувствие судьбы
 
  Это стихотворение – редкий образец раннего творчества Сталина, где ещё нет политической риторики, но уже чувствуется бунтарский дух и трагическое мироощущение. 

  Главная мысль: 

  Истинный глашатай правды обречён на гонения, но его слово – как «солнечный блеск» – остаётся чистым, даже если общество выбирает тьму. 

  Оценка: 

  Как поэтическое произведение – 8/10 (простота формы, но глубина символики). 
  Как исторический документ – 10/10 (уникальный взгляд на молодого Сталина). 

  Актуальность: 

  Стихотворение звучит поразительно современно – в эпоху, когда правда снова становится «не нужна» многим.


Рецензии