Элиас 3
Однажды, во время очередного посещения Старика и моря, Элиас сидел рядом с Мастером, наблюдая за игрой света на воде.
— Мастер, — начал Элиас, его голос звучал бодро, согласно с лёгким ветерком и рябью на поверхности моря,- почему мы следуем традициям, правилам, не находя цели?
Мастер кивнул, его взгляд был устремлен на горизонт.
— Ты задаёшь вопрос, который мучил и меня долгое время.
Мастер взял трость и начал выводить на песке новый, более сложный узор.
— Каждый элемент — это огромное количество качеств, имеющих единые корни или принципы. Вспомни Силу духа. Это и честь, и милосердие, любовь к ближнему. Но когда система искажается, понятия Воли и Силы духа заменяются стремлением к власти, насилию. Истинная забота о ближнем, благородство, честь — всё это, входящее в понятие Силы духа, замещается ложной толерантностью. Это не милосердие, а безразличие, прикрытое правилами. Мы "терпим" друг друга, но не любим, не сопереживаем. Мы боимся осуждения, а не причинения вреда. Он провёл тростью по кругу, обозначающему Синергию. — Согласованная содружественная деятельность, которая должна рождать творчество, ограничивается правилами. Правами человека, правами меньшинств, правом извращённого понятия пола. И это не всегда плохо само по себе, Элиас. Стереотипное действие не может существовать вечно, оно извращается… и даже любовь и дружба. Это как музыка, которая в руках исполнителя не звучит всегда одинаково. Импровизация! Вот что движет искусством: музыкой, изображениями на холсте или в мраморе. Эта импровизация и есть жизнь, не застывшая, изменяющаяся и… извращающаяся. Свобода Воли даёт человеку возможность отступить от того согласованного, одобренного и всеми принятого искусства. Но это случается тогда, когда художник освоил свой профессиональный навык и может действовать как автомат. У него отключён мыслительный контроль и он подчиняется своему чувственному движению души. В этом экспериментировании он может зайти так далеко, что его уже не понимают обычные люди, а только такие же профессионалы — художники или музыканты.Радость творения не переходит в радостное раздумье, а минуя Раздумье, осознание переходит в Созерцание творения. Со временем к этому приучаются и другие, особенно власть предержащие, делая такое искусство модным. Извращение стереотипа может касаться какого-то элемента системы: волевые, к примеру, готический стиль или музыка И. Баха; согласованность, диссонирующая у сюрреалистов и абстрактная живопись; извращение цели может представить абсурд, гротеск, перфоманс.И это, опять же, не плохо. Но перескачив через элемент, мы попадаем совсем в другой цикл развития. Не зная тво;рческого смысла творения, мы постоянно перескакиваем через элементы познания. Замещая разумное созерцание истины чувством кратковременной радости от созерцания. Что ведёт вместо рождения энергии Силы воли к гордыне и праздности для поиска новой радости созерцания и унынию, раздражению и невежеству. Это потребительский западный вариант жизни.
"Мы так сегодня и живём,
Искусством обозначив абрис.
И одиночество вдвоем
Нам общий замещает адрес.
Когда пройдешь наискосок,
Столкнувшись, вспоминаешь лето...
Любви уже не спелый сок,
Кивок - заменою привета.
А из законов бытия
Сближение не манит к цели.
Мир "толерантностью" объят -
От Лондона и до Брюсселя.
Какой комический исход
В автобус забежать мальчишкой
И видеть, как она встаёт,
Закладку вкладывая в книжку.
И не умело поступить.
Спросив, руки не тронув: "как ты?"
Прощения не сметь купить,
В ее глаза взглянув украдкой".
- А мы хотим найти истину, которая заключена в Разуме,- продолжил Мастер. - Поэзия — это тоже своего рода импровизация речи, мысли, чувства. Как многообразен сам элемент системы, так и бесконечно много может быть импровизаций и извращений тоже. Так сложилось, что искусство передаётся из поколения в поколение, и без него современный человек не может существовать. Но когда идеи навязываются силой, когда права меньшинств становятся самоцелью, когда они используются для подавления других мнений, отчуждения неугодных, для разделения, а не для объединения — тогда Синергия искажается. Вместо совместного созидания мы получаем хаос, который парализует Волю и Разум. — Мастер указал на центр схемы.
— Обвинение же волевого организованного процесса в авторитаризме — это лишь предлог для создания насильственной ложной демократии. Итог такой "демократии" — не свобода, а создание из согласованности хаоса, чтобы не виделась цель. Хаос — это пропуск элемента Цели. Нам навязывают бездумное следование правилам, которые не ведут ни к чему, кроме порабощения унынием, бессилием. Люди теряют ориентиры, их энергия рассеивается, и они впадают в апатию, потому что не видят смысла в своих действиях. — Мастер провёл линию, соединяющую элементы власти и праздности.
"Хорошо проводим время
но ему туда не надо:
время движется по стрелке
поворачивая вправо.
значит бить надо добрее…
отбивая дни-секунды.
Котик в лодке с дом размером,
уворачивался ловко.
Тянутся к нему верёвки,
котик полосато-рыжий.
На одной - вертится рыбка,
на другой мужик - он голый.
Лодка полная народу -
отдыхают на природе,
заняты все чем-то очень.
Бабка хвост кошачий держит.
За столом монах с монашкой
ловят хлеб - он круглый мячик
на верёвке. Кто укусит,
тот поддастся искушенью.
Ловят воду голых двое,
вплавь - передают на лодку.
А бутыль с вином припрятал
кто-то за бортом. Монашка
увидала, бьёт бедняжку
кувшином по рыжей морде.
Дерево стоит как мачта
над котом, привязан лентой
он за шею. В гуще кроны
чья-то голова - ни Босх ли?
Босх сюжет картины вертит:
Кот исчез и хвост стал лютней.
Все поют и все довольны -
время хорошо проводят.
Сумасшедшие как люди"
— И тогда вступает в игру сила власти денег. Она ведёт к быстрому достижению богатства и власти для одних, и к безвольному, тяжкому, организованному насилием труду для других. Это стереотип, Элиас, который формировался тысячелетиями. Он глубоко укоренился в сознании, потому что мозг склонен к рекурсии, к повторению успешных (с точки зрения выживания) циклов, даже если они деструктивны для души и Воли.
Элиас слушал, его лицо отражало глубокомыслие на грани отрешённости.
- Это как море.
Рис. Пародия на картину Босха (из сети)
Продолжение http://stihi.ru/2025/06/18/3475
Свидетельство о публикации №125062000927