Ритуал

Меня всегда удивляет, как собаки узнают время? Не имея ни мобильного телефона, ни налапных часов и, чего уж греха таить, не умея даже отличить минутную стрелку от часовой. Тем не менее, если им раньше времени предложить еду или прогулку, они конечно обрадуются, но первым делом  всё-таки удивятся и не сразу поверят такой удаче. Если наоборот, опоздать с кормлением или отсрочить прогулку, будут возмущённо пыхтеть, сопеть, всем своим видом указывая на непунктуальность хозяйки.
И вообще, собаки по природе - консерваторы. Во всяком случае - мои. Сразу приходит мысль: а может они от меня набрались приверженности к определённому укладу жизни и не любят всего того, что этот уклад может потревожить? Например: две большие собаки зимой всегда спят свернувшись одним калачом,  маленькая забирается в середину - дырку "калача" и все дружно храпят в три плоские морды. Или другой пример: если пристрастились они воровать и грызть хозяйственное мыло, туалетное даже не предлагай - побрезгуют. На прогулке всегда выстраиваются определённым строем: маленькая впереди, а две большие следом, как телохранители. Соседи так и говорят: "Смотрите, Кнопочка со своей крышей идёт!" А когда возвращаемся с утренней прогулки, к нам ещё наш кот Вениамин присоединяется. Вениамин вечером через форточку уходит в "ночную смену", а утром возвращается с собаками через дверь. Ест, отсыпается и на ночь опять уходит. У него своё расписание.
Но самая удивительная традиция в жизни моих питомцев, это кормление. Настоящий ритуал! Помню, в детстве читала рассказ Михаила Пришвина о том, как его собаки стручковый горох ели, ревнуя хозяина друг к другу. Там тоже  свой ритуал был. Ну и я кормлю  собак по старинке, натуральной едой. Это требует некоторого времени, чтобы всё разложить по мискам и перемешать. Слыша, как я гремлю посудой, собаки, которым запрещено путаться под ногами, лежат на своей подстилке в комнате. И не просто лежат, а трясутся, как подключённые к розетке, в ожидании заветной команды. В это самое время Кнопочка  начинает ритуал. Мелкими перебежками, рассчитывая на свой невеликий размер и на ходу маскируясь под все предметы, которые встречаются на пути, она буквально просачивается в кухню и забирается под стол. С этого момента  из-под стола на меня смотрят два глаза размером с пятаки, пытаясь понять: остался ли её марш-бросок незамеченным.
Про Кнопку хочу сказать отдельно: она - представитель китайской императорской породы пекинес. В отличие от китайцев, у пекинесов большие круглые глаза, а ещё существует легенда, что пекинес - плод страстной любви льва и обезьяны. Как бы там в древнем Китае ни было, но помимо рыжей гривы эти малыши отличаются отвагой и огромным чувством собственного достоинства. А что касается обезьяны - новорождённые пекинесики похожи на маленьких шерстяных человечков с абсолютно плоскими личиками.
Глаза под столом принадлежат явно не льву. В них неуверенность и надежда, на то, что не прогонят. Но к этому моменту маленькая миска уже ставится под стол. Кнопочка приступает к трапезе, в то же время продолжая держать ухо востро.  Размешиваю корм и ставлю на подставку первую большую миску. Кнопочка, не отрываясь от еды и каким-то чудом не подавившись, произносит первое "гав". Напряжение в комнате достигает апогея: там знают, что одна порция уже готова. Перемешиваю корм во второй миске и ставлю её рядом с первой. Звучит второе "гав", и большие собаки с пробуксовкой стартуют в направлении кухни. Кнопка, бросив свою еду несётся наперерез товаркам с целью "не пущать!"
Куда там! Для меня до сих пор остаётся загадкой - как мелкую ни разу не потоптали? Две морды утыкаются в свои миски, а  "лев-недоросток"  от возмущения, что его величество проигнорировали, начинает в бессильной ярости кусать невеж за задние лапы. Игнор продолжается, морды из мисок не вынимаются. Только лапы, в которые впивается маленький монстр, время от времени поднимаются, чтобы этого самого монстра, опять же неуважительно стряхнуть. Спустив пар, Кнопка возвращается к своей миске и доедает всё, чтобы не досталось "врагам". Большие собаки одновременно справляются со своими порциями, дружно меняются местами, и каждая вылизывает чужую посуду - остатки сладки! Конец ритуала - все садятся перед пустыми мисками, и я вытираю три сытые и довольные морды.
Один мой товарищ-собачник часто жаловался на отсутствие аппетита у своей питомицы - нежной и избалованной. Как-то заглянув на минутку ко мне, он из понятного любопытства попытался вместе с Кнопочкой встать на пути у двух проголодавшихся псин. Скажу сразу: взрослый человек, как и маленькая собачка, не был удостоен ни малейшего внимания. Как говорится: "Вижу цель, не вижу препятствий!" Он просто отлетел в сторону от удара о чей-то корпус. Уверена, что его собака в нашей компании не жаловалась бы на отсутствие аппетита, а стала бы достойной участницей этого ежедневного забавного ритуала.


Рецензии