Облака плывут, облака
пару-тройку
облаков –
и,
как воздушный
шарик, вверх
подняться...
Светлана
Латышева
Облака плывут, облака,
Не спеша плывут
как в кино.
А я цыпленка ем табака,
Я коньячку принял полкило.
Облака плывут
в Абакан,
Не спеша плывут облака…
Им тепло небось, облакам,
А я продрог насквозь, на века!
Я подковой вмёрз
в санный след,
В лёд, что я кайлом ковырял!
Ведь недаром я двадцать лет
Протрубил по тем лагерям.
До сих пор
в глазах —
снега наст!
До сих пор
в ушах —
шмона гам!..
Эй, подайте мне ананас
И коньячку ещё двести грамм!
Облака плывут, облака,
В милый край плывут, в Колыму,
И не нужен им адвокат,
Им амнистия —
ни к чему.
Я и сам живу — первый сорт!
Двадцать лет,
как день, разменял!
Я в пивной сижу, словно лорд,
И даже зубы есть
у меня!
Облака плывут на восход,
Им ни пенсии,
ни хлопот…
А мне четвертого — перевод,
И двадцать
третьего — перевод.
И по этим дням, как и я,
Полстраны сидит в кабаках!
И нашей памятью в те края
Облака плывут, облака.
И нашей памятью
в те края
Облака плывут, облака…
Александр
Галич*/
P.S.
Облака плывут, облака,
Евпаторию накрыв,
пятернёй...
И пьянит родная рука
больше, чем
бокал коньяка.
Здесь на пляже
"Робинзон"
мы пока
Не покроется загаром спина
Я твоих волос
аромат
Всё вдыхал бы,
как и те облака
И твои в улыбке
глаза
Для меня здесь
самый
лучший покой.
Облака мне говорят, что сказать,
Чтобы навсегда была
ты со мной.
________
*/О Галиче
Сам Александр Галич считал началом своего песенного поприща «Леночку», написанную по случаю в 1962 году. Эта песня действует безотказно и устроена просто. Взят шаблонный сюжет массовой культуры, но «исполнители» играют предначертанные, как в комедии масок, роли в неожиданной реалистической манере — будто автор не понимает условностей жанра, к которому обращается.
Поясню на примере: если присмотреться к шедевру Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин»,
в основе его различима видавшая виды советская милицейская история. Главный герой — немногословный идейный представитель власти, носитель истины в последней инстанции (артист Андрей Болтнев). Его цельность оттеняет милый путаник-интеллигент (артист Андрей Миронов). Ну и — любовь для придания сюжету человечности (артистка Нина Русланова).
Вывод, к которому подталкивают читателя-зрителя такие истории, известен: главный герой, в общем и целом, прав, в том числе и в том, что с врагом по-хорошему нельзя. Но, благодаря гению Алексея Германа и съемочной группы, актерская игра, фактура, операторская работа и прочее преображают рутинный канон до неузнаваемости.
Так и тут. Из «Золушки», из женского романа выглядывает и строит рожи советская действительность — обман стилистических ожиданий и создает комический эффект:
А там на Старой площади,
Тот самый эфиоп,
Он принимает почести,
Тот самый эфиоп,
Он чинно благодарствует
И трет ладонью лоб,
Поскольку званья царского
Тот самый эфиоп!
Уж свита водки выпила,
А он глядит на дверь,
Сидит с моделью вымпела
И всё глядит на дверь.
Все потчуют союзника,
А он сопит, как зверь,
Но тут раздалась музыка
И отворилась дверь:
Вся в тюле и в панбархате
В зал Леночка вошла,
Все прямо так и ахнули,
Когда она вошла.
И сам красавец царственный,
Ахмет Али-Паша
Воскликнул — вот так здравствуйте! —
Когда она вошла.
Журнал«Знамя»8, 2022
СЮЖЕТ СУДЬБЫ
Об авторе | Сергей Маркович Гандлевский (21 декабря 1952, Москва) — русский поэт и прозаик, эссеист. Окончил филологический факультет МГУ. Работал школьным учителем, экскурсоводом, рабочим сцены, ночным сторожем; в новейшее время — литературным сотрудником журнала «Иностранная литература». Лауреат премий «Малый Букер», «Анти-Букер», премии «Московский счет», лауреат Российской национальной премии «Поэт». Постоянный автор «Знамени». Предыдущая публикация в журнале — «Другой Межиров» (№ 3, 2022).
Сергей Гандлевский
О Галиче
Сам Александр Галич считал началом своего песенного поприща «Леночку», написанную по случаю в 1962 году. Эта песня действует безотказно и устроена просто. Взят шаблонный сюжет массовой культуры, но «исполнители» играют предначертанные, как в комедии масок, роли в неожиданной реалистической манере — будто автор не понимает условностей жанра, к которому обращается. Поясню на примере: если присмотреться к шедевру Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин», в основе его различима видавшая виды советская милицейская история. Главный герой — немногословный идейный представитель власти, носитель истины в последней инстанции (артист Андрей Болтнев). Его цельность оттеняет милый путаник-интеллигент (артист Андрей Миронов). Ну и — любовь для придания сюжету человечности (артистка Нина Русланова). Вывод, к которому подталкивают читателя-зрителя такие истории, известен: главный герой, в общем и целом, прав, в том числе и в том, что с врагом по-хорошему нельзя. Но, благодаря гению Алексея Германа и съемочной группы, актерская игра, фактура, операторская работа и прочее преображают рутинный канон до неузнаваемости.
Так и тут. Из «Золушки», из женского романа выглядывает и строит рожи советская действительность — обман стилистических ожиданий и создает комический эффект:
А там на Старой площади,
Тот самый эфиоп,
Он принимает почести,
Тот самый эфиоп,
Он чинно благодарствует
И трет ладонью лоб,
Поскольку званья царского
Тот самый эфиоп!
Уж свита водки выпила,
А он глядит на дверь,
Сидит с моделью вымпела
И все глядит на дверь.
Все потчуют союзника,
А он сопит, как зверь,
Но тут раздалась музыка
И отворилась дверь:
Вся в тюле и в панбархате
В зал Леночка вошла,
Все прямо так и ахнули,
Когда она вошла.
И сам красавец царственный,
Ахмет Али-Паша
Воскликнул — вот так здравствуйте! —
Когда она вошла.
И вскоре нашу Леночку
Узнал весь белый свет,
Останкинскую девочку
Узнал весь белый свет —
Когда, покончив с папою,
Стал шахом принц Ахмет,
Шахиню Л. Потапову
Узнал весь белый свет!
Уже в первой, по мнению автора, «серьезной» песне проявился главный его дар: пародирования, снижения, карнавализации, говоря по-научному.
Для Галича, на мой вкус, существовали два способа художественного воплощения.
Первый — исполненная пафоса прямая речь, местами смыкающаяся с проповедью — эта манера, увы, довольно скоро приедается, особенно в относительно мирное время.
И другая ипостась дарования автора — балаган. Он — очень хорош, и долго еще будет хорош. Вот что писал по этому поводу критик Лев Венцов: «Поэт открыл, в сущности, новый жанр, которому и названия еще не придумано: песню-спектакль, а то и песню-сценарий. Этот жанр особо впору приходится по-домашнему бытующей культуре…» А Андрей Синявский так и назвал свою статью о барде — «Театр Галича».
Вот и «Городской романс» (1962), в сущности, — песня-диалог. Сразу за первой строкой-ремаркой: «...Она вещи собрала, сказала тоненько» звучит прямая речь
Журнал«Знамя»8, 2022
Об авторе | Сергей Маркович Гандлевский (21 декабря 1952, Москва) —
Об авторе | Сергей Маркович Гандлевский (21 декабря 1952, Москва) — русский поэт и прозаик, эссеист. Окончил филологический факультет МГУ. Работал школьным учителем, экскурсоводом, рабочим сцены, ночным сторожем; в новейшее время — литературным сотрудником журнала «Иностранная литература». Лауреат премий «Малый Букер», «Анти-Букер», премии «Московский счет», лауреат Российской национальной премии «Поэт». Постоянный автор «Знамени». Предыдущая публикация в журнале — «Другой Межиров» (№ 3, 2022).
Сергей Гандлевский
Свидетельство о публикации №125062002457