Крым от древних времён до Советских

здравствуйте, дорогие читатели. Хочу поведать вам о том, что рассказал нам наш гид Владимир Николаевич через несколько дней после экскурсионной прогулки по Евпатории. Мы вышли за территорию лагеря и направились вперёд по степи.
По дороге Владимир шутил, а затем мы узнали кое-какие интересные вещи. Цивилизацию в Крым принесли древние эллины. Они назвали полуостров Тавридой по имени обитавшего на нём племени таврив. Великая колонизация о существовании Крыма греки, по-видимому, знали ещё в эпоху микенской культуры (XV-XII вв. до н. э.). В мифах «Илиады» и «Одиссеи», сложенных позднее, но отражающих знания, полученные в тот период, говорится о Чёрном море как о Понте Аквинском, то есть негостеприимном. Оно описывается вечно холодным и окутанным мрачными тучами. Жившие на его северном берегу киммерийцы, по представлениям греков, обитали непосредственно перед входом в загробное царство теней. Положение изменилось в VIII веке до н. э., когда греки по причине малоземелья были вынуждены перейти к широкой колонизации побережий Средиземного моря и прилегающих внутренних морей. Великая греческая колонизация организовывалась так. Решение о создании колонии и переселении туда части жителей принималось народным собранием полиса или его аристократическим советом. Назначался руководитель всего предприятия, носивший титул ойкист. Он обладал высшей властью в колонии на первых порах. Сама колония становилась независимым полисом, однако номинально признавала авторитет своей метрополии, часто обращалась к ней в случае политических затруднений. Для определения места, куда выводить колонию, полис направлял делегацию в Дельфы, к авторитетному общегреческому оракулу Аполлона. Там пифия, надышавшись серных паров, изрекала пророчество. Конечно, то была обрядовая сторона дела. Но характерно, что заведовали этим жрецы Аполлона, строившие, очевидно, дело таким образом, чтобы разные потоки колонистов не сталкивались между собой на новых местах и не мешали друг другу. Оракул Аполлона давал дельные советы. Таким образом, великая греческая колонизация была хорошо продуманным мероприятием. Греческие колонии в Крыму Чтобы приступить к освоению берегов Чёрного моря, грекам прежде следовало колонизовать берега Босфора. На северном побережье Чёрного моря греческие колонисты появляются уже в VII веке до н. э. Первой эллинской колонией в Тавриде стал, по-видимому, Пантикапей (нынешняя Керчь), возникший в конце того же столетия. Его основали выходцы из города Милет на западном побережье Малой Азии. Те же милетяне в VI веке до н. э. основали Феодосию, а вокруг Пантикапея появился целый ряд городов. В начале V века до н. э. все эти города (кроме Феодосии) объединились в Боспорское царство. Самой поздней из греческих колоний в Тавриде стал Херсонес (близ нынешнего Севастополя), основанный переселенцами из Гераклеи Понтийской (которая сама была колонией) в конце V века до н. э. На крайнем южном побережье Крыма, где самый тёплый климат, греческих колоний не было, так как там нет удобных бухт. Поэтому на новом месте греческим колонистам приходилось приспосабливаться к новым условиям. Так, выращиванием оливок заниматься здесь было невозможно, поэтому столь привычное грекам оливковое масло приходилось импортировать. Худо-бедно росла здесь лишь виноградная лоза. И конечно, пшеница. Ведь греческая колонизация предпринималась изначально в расчёте на захват площадей для выращивания хлеба для пропитания. Экономика Характер организации аграрного производства в колониях зависел от того, откуда вышли сами колонисты. В Боспорском царстве, созданном милетянами, землю обрабатывали свободные общинники. Там существовало и классическое рабство, но в основном в ремесле. В Херсонесе, основанном гераклейцами, было организовано хозяйство по образцу, близкому к Спарте. Там покорённое местное население (илоты) было прикреплено к земле и обрабатывало его на нужды хозяев. Херсонесцы жили в богатых поместьях, на землях которых работали закрепощённые тавры. Херсонесцы неуклонно расширяли свои владения в Крыму, основывая новые латифундии. Под контролем Херсонесской державы оказалась значительная часть равнинной территории в Западном Крыму, превращённая в поля для выращивания хлеба и виноградники. Границы государства были обозначены укреплённой стеной. Херсонесская держава не уступала в могуществе Боспорской. Политическое развитие Греческие государства в Крыму пережили длительную историю, наполненную внутренними политическими переворотами, войнами с соседями (среди которых больше всего неприятностей доставляли владевшие северной частью полуострова скифы), участием в большой политике античного мира. Херсонес упорно придерживался прежнего порядка натурального хозяйства, не развивая его, что в итоге привело к его упадку. Боспорское же царство постепенно стало главным посредником в хлебной торговле всего Северного Причерноморья с остальным античным миром и процветало до конца II века н. э. Оно сохраняло атрибуты независимости в то самое время, когда Херсонес превратился всего лишь в военный форпост Рима на северном берегу Чёрного мора, место ссылки политических и религиозных диссидентов (среди которых был и святой Климент, папа римский первого века христианства). Однако, когда в конце IV века н. э. Боспорское царство пало под ударами «варваров» (готов и гуннов), Херсонес именно по этой причине устоял, а после ещё много веков служил опорным пунктом Восточной Римской империи – Византии. Как известно, греки жили в полисах— больших городах. В Афинах была демократия. Но только не все могли избирать власть и принимать законы. Мало кто знает, но слово демократ означает домовладелец. Они устраивали особые вечера, попивая вино из больших кувшинов и обсуждали политику, общественные проблемы и многие другие вопросы. Они заправляли всем, а простой народ жил в обычных домиках. Кто был богаче имел ванные и большие хозяйства. После прошествии какого-то времени скифы, жившие рядом, стали досаждать грекам. А у них ситуация была ещё интереснее. Этот народ был кочевой и устраивал пышные пиры, когда избирали королей. Киммерийцев на Крымском полуострове сменили племена скифов, переселившиеся в VII веке до н. э. из Азии. Ими началась череда кочевых империй, которые последовательно сменяли одна другую – сарматы сменили скифов, готы и гунны – сарматов, авары и предки болгар – гуннов, затем появлялись и исчезали хазары, печенеги и половцы. Скифы пришли в степи Северного Причерноморья в VIII-VII вв. до н. э. Среди них выделялось несколько племён. Согласно Геродоту, территория самого старшего племени включала в себя северную, равнинную часть Крыма. Также его «царские», как назвал их Геродот, владения включали Северную Таврию и Северное Приазовье на восток до Дона. То было, по словам «отца истории»:
«самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными».
Происхождение скифов до конца не выяснено. Имеется несколько версий. Согласно первой, скифы являлись потомками коренных племен, которые давно жили на причерноморской земле или представляли собою несколько родственных индоевропейских кочевых племен североиранской языковой группы, ассимилированной местным населением. Не исключено, что скифы появились в Северном Причерноморье из Средней Азии, выдавленные оттуда более сильными кочевниками. Скифы из Средней Азии могли пройти в причерноморские степи двумя путями: через Северный Казахстан, южный Урал, Поволжье и донские степи или через среднеазиатское междуречье, реку Аму-Дарью, Иран, Закавказье и Малую Азию. Многие исследователи считают, что господство скифов в Северном Причерноморье началось после 585 года до н. э., после захвата скифами Предкавказья и приазовских степей.
В Крыму «царские владения» скифов простирались на юг до земель, которые контролировала греческая колония Херсонес, а на восток до перешейка, отделяющего Керченский полуостров от большей части Крымского. На самом Керченском полуострове уже действовала власть греческого Боспорского царства. О происхождении царской власти у самих скифов была одна легенда.
Некогда скифами правил царь Таргитай, имевший полу божественное происхождение. У него было трое сыновей: Липокаин, Арпоксай и Колаксай. Ксай – иранское слово, обозначающее высшую власть. От него, как считают некоторые учёные, и происходит русское «царь».
Когда Таргитаю пришла пора умирать, встал вопрос о наследовании власти. Тут, по мифу, с неба упали четыре золотых предмета: чаша, секира, плуг и ярмо. Когда старший из царевичей подошёл, чтобы взять эти золотые вещи, то они запылали. То же самое произошло, когда к ним подошёл средний брат. И только младший сумел их взять. Братья увидели в этом знак небес и согласились отдать царство младшему брату.
Позже, согласно Геродоту, Колаксай разделил Скифское царство между тремя своими сыновьями.
Скифы были кочевниками. Жили родоплеменным строем. Государственность и публичная власть только начинала у них зарождаться. На рубеже IV и III вв. до н. э. в «царских владениях» скифов начинает складываться раннее государство. По свидетельству археологических данных, этот процесс сопровождался оседанием скифов на землю, отходом их от кочевого быта, переходом к земледелию. Как полагают историки, работали на земле первоначально рабы из чужеземцев и лишь постепенно к ним присоединялись беднеющие рядовые скифы.
Разноязычные пришельцы — степняки скифы, появившиеся в Северном Причерноморье еще в VII в. до н. э., постепенно становятся новыми хозяевами Крыма, тесня аборигенов в предгорья. Уже во времена Геродота скифы в Крыму постепенно оседают на земле, вступают в тесные отношения с обитателями греческих городов. Резиденция скифских царей из Приднепровья (Каменское городище близ Никополя) переносится в Крым. Здесь с III в. до н. э. по III в. и. э. существует государство поздних скифов со столицей в Неаполе ("Новый город" — греч.), располагавшемся на одном из холмов в черте современного Симферополя.
Неаполь Скифский просуществовал не меньше шести веков. Судя по раскопкам, среди его жителей постепенно стали появляться жители других народностей: греки, сарматы, рок Соланы и т. д.
Скифские вожди старались ближе подобраться к греческим городам Боспорского царства и Херсонеса с их богатствами. Стремлением скифских вождей было поставить их в зависимость, вести самостоятельную торговлю хлебом, за который они получали предметы роскоши — вино, оливковое масло, дорогую утварь и золотые украшения. Тесное общение с греками придало поз нескифской культуре особый синкретический характер; скифский звериный стиль почти исчезает, наряду с подражанием грекам все более проявляются сарматские влияния, происходит варваризация эллинистической культуры.
Одновременно скифы заимствуют у греков обычай строительства крепостей и городской образ жизни.
Погребения скифских племен свидетельствуют о сильных социальных различиях.
Знать хоронила умерших в богатых могилах, которые вырубались в скале, или в мавзолее у стен города.
Представители средних слоев имели своё городское кладбище, а умерших бедняков зарывали за чертой города.
Как видим, скифы оставили далеко позади свой древний обычай кремации и возведения высоких курганов.
А раньше они это делали. Архиологи порой находят эти курганы.
Нам почти ничего не известно о том, как было устроено в Крыму Скифское царство. Из свидетельств археологических раскопок установлено только то, что царство скифов являлось, скорее всего, монархическим. На это указывают буквально всего одно-два события, из которых только и известны имена скифских царей.
Скифское царство под натиском сарматов было вынуждено расширять свои владения в Крыму. В первую очередь – за счёт Херсонеса, который владел обширными землями в западной части Крыма и окружал их стеной. история его непрекращающихся войн с Херсонесом, в которых перевес в целом склонялся на сторону скифов. Их владения увеличивались, владения греков сокращались. Скифские воины использовали оружие было разнообразным. Широко применялись луки, короткие мечи, а в ближнем бою топоры, копья и дротики. Также присутствовало оружие наступательного и оборонительного характера. С греков и других покорённых народов кочевник брали большие дани. Имели место внезапные набеги и грабежи. В самом конце II века скифы подступили уже непосредственно к городу. Могущество крымских скифов простёрлось в то время настолько, что греческая колония Ольвия в устье Южного Буга сделалась их протекторатом.
В этих условиях херсонесцы обратились за помощью к царю Понта (которому тогда принадлежало и соседнее Боспорское царство) Митридату VI Евпатории. В 110-107 гг. до н. э. его полководец Диофант разбил скифов и взял их столицу Неаполь. Херсонесу были возвращены прежние владения в Западном Крыму. Царь скифов Силур и его старший сын Палак пали в бою, прочие его сыновья были лишены власти, Скифия была оккупирована и лишена независимости.
Пришло время вмешаться римлянам. Под их дипломатическим нажимом понтийцам удалось вернуть власть наследникам Скилура. В дальнейшем, в ходе войн с Римом, Понтийское царство было разрушено, и Скифия обрела независимость. Но независимость Скифии была неполной, так как она отныне и на много веков была ограничена верховным суверенитетом Рима. Скифское царство безбедно существовало в таком состоянии ещё целых четыре столетия, пока в конце IV века н. э. не пало (вместе с соседним Боспорским царством) под ударами готов и аланов.
Основным занятием скифских племен было кочевое скотоводство.
Жили племена в кибитках на колесах. Пропитанием скифов являлось вареное мясо, пили кобылье молоко.
Мужчины одевались в кожух, брюки и кафтан, перетягиваемый кожаным поясом, женщины - в сарафаны и кокошники.
Есть сходство с жителями Древней Руси.
Скифы по греческим образцам занимались изготовлением красивой и разнообразной глиняной посуды, включая амфоры, которые использовали для хранения воды и зерна. Посуда изготавливалась с помощью гончарного круга и украшалась сценами скифской жизни.
Вот что писал Страбон о скифах:
«Скифское племя...было кочевым, употребляло в пищу не только мясо вообще, но в особенности конину, а также сыр из кумыса, свежее и кислое молоко; последнее, особым способом приготовленное, служит у них лакомством. Кочевники скорее воины, чем разбойники, все же ведут войны из-за дани. Действительно, они передают свою землю во владение тем, кто хочет ее обрабатывать, и довольствуются, если получат взамен известную условленную плату, и то умеренную, не для обогащения, но только для того, чтобы удовлетворить необходимые ежедневные потребности жизни. Однако с теми, кто им не уплачивает деньги, кочевники воюют. И в самом деле, если бы им правильно выплачивали арендную плату за землю, то они бы никогда не начинали войны».
В Крыму насчитывается более двадцати скифских погребений VI века до н. э. Они оставлены на пути сезонных кочевий царских скифов на Керченском полуострове и в степном Крыму. Северный Крым в этот период был заселен скифским населением, правда, не очень большим.
На Причерноморье, с прародины скифов, Алтая, стали наступать новые орды кочевников. Сначала, родственные скифам, сарматы, аланы, а затем и готы. Постепенно они выдавили скифов с материка. Но и на полуострове было далеко неспокойно. Боспорское царство и Херсонес не только отжимали скифов от побережья, но и осаждали степные крепости.
После поражения в войне с Понтом, поз нескифское царство распалось. Племена сколотив попали в зависимость от соседей, ассимиляция усилилась, а Великое переселение народов, когда Крым заполонили готы, положило конец истории скифского народа.

Многочисленные раскопки свидетельствуют о том, что после себя все эти народы оставили всевозможные предметы быта. Это и вещи из бронзы, и кувшины с вином, и многие другие древние предметы разного назначения. Иногда не удаётся установить точных сведений. Для скифов Крым стал опорной и последней точкой. Мы направились дальше. Стояла тёплая, дневная погода. Впереди виднелась заброшенная площадка. Там просматривались антенны и провода. Это был космический центр. Рядом с ним, в небольшом сарайчике когда-то находились собаки белка и стрелка. Они были не породистыми. Их нашли и определили, как дворняг. Эти собаки первыми отправились в космос в Советское время. Никто не знал, что они содержатся именно здесь. Это касалось обычных людей. Животных кормили и во время полёта смотрели из этого центра, как они себя ведут в невесомости. Отсюда долго наблюдали за их состоянием. Потом их наградили Красными звёздами. Дальше мы направились к розовому озеру. В нём есть особые рачки, придающее воде розовый свет. В тот 2021 год оно практически высохло и превратилось в лужу. Когда ты лежишь на воде в этом месте, то соль выталкивает тебя. Вы как будто готовы взлетать и вас обдувает ласковый ветерок, донося запах водорода. Там также есть целебные грязи, укрепляющие суставы. В озере противопоказано находиться людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Всего таких розовых озёр в Крыму насчитывается 40. На этом наше великолепная экскурсия закончилась.


Рецензии