Российские малые поэты и 21 век. Заметки на полях
На мой взгляд, в современной Российской поэзии (да, наверное, и раньше) имеют место три неравновеликие группы людей, увлеченных поэтическим словотворчеством. Я не пишу здесь о тех, кто не считает себя поэтом, но пописывает иногда, от случая к случаю.
Первая, наиболее многочисленная группа, состоит из т.н. «малых» поэтов, сочиняющих регулярно, ищущих собственные манеру и стиль, собственную поэтическую ойкумену. Таких поэтов в России многие тысячи, это подтверждается тем фактом, что только на одном интернетовском сайте Стихи.ру отметились сотни тысяч имен. Вся беда в том, что они имеют весьма ограниченный круг читателей и почитателей, большею частью пишут «в стол». Выпустить собственный сборник – предел их мечтаний.
Вторую, менее многочисленную группу, можно отнести к профессиональным литераторам местного и регионального уровня. Их отличает более высокая степень знаний и навыков стихосложения, более четко обозначенный стихотворный почерк, собственное «лицо». А главное, более широкие возможности для распространения и тиражирования своих произведений. Они легче находят спонсоров для издания, они чаще выступают перед какими-нибудь аудиториями. Сколько в России таких «профи»? Вероятно, сотни.
Третью, совсем небольшую группу, составляют те поэты, чьи имена находятся на слуху у всех почитателей музы лирической поэзии Эрато. Они преобладают, в основном, в Москве и Питере, где и возможностей больше для своего продвижения и поддержания реноме, и аудитория шире. Счет этих «небожителей» идет на десятки.
А что же делать нам, «малым» поэтам, особенно сегодня, в начале 21 века, в России, где устремления большей части людей направлены совсем в другую от поэзии сторону? Писать только для себя и близких людей? Всеми силами пробиваться в верхние слои поэтической иерархии? Плюнуть на все и заняться бизнесом или выращиванием капусты на личном огороде?
На мой взгляд, вырисовываются три проблемы:
- что писать
- как писать
- зачем писать.
Вопросы есть. Ответов пока нет.
2.
Любого непризнанного литератора, как думается, волнует вопрос: чем же на самом деле является его творчество – графоманией или истинной поэзией? Ответить на этот вопрос могут только мастера, свободные от пристрастий, от каких-либо конъюнктур. К сожалению, "малые" поэты, особенно в провинции, лишены, как правило, такой профессиональной оценки, "варятся в собственном соку".
Сейчас очень много говорят о "национальной идее" для России. А кто, как не "малые поэты", хотя бы потому что их в России много, они есть в каждом городе и поселке, могли бы внести неоценимый вклад в формирование морально-этического аспекта российской национальной идеи. Опять эта невостребованность, поскольку они со своим "витанием в облаках" никак не вписываются в коммерческую составляющую книгоиздательства в современный период. Вроде бы, а кто будет покупать поэтические сборники, да еще и не раскрученных авторов? В результате, книжный рынок остается за примитивной литературой, продолжается культурная и нравственная деградация населения, особенно молодежи.
Автор убежден в том, что нынешнее активное поколение, как, впрочем, и последующее, очень много потеряли и потеряют еще в духовном развитии оттого, что на изломе тысячелетия (символично!) попали в круговерть информационного вихря, когда на людей в России обрушился шквал низкопробной, но доступной книжной и видеопродукции. Все эти образцы скоро размыли тот тонкий плодородный слой высоконравственного светского искусства, который создавался в нашей стране на протяжении 18 – 20-го столетий. В результате культ человека любящего, думающего, верующего, мечтающего, страдающего побежден идолом лгущим, жрущим, насилующим, извращенно наслаждающимся.
Не знаю, обратим этот процесс или нет, а если обратим, то каковы временные рамки «выздоровления». Я имею в виду, конечно, явление, как типичное, подразумевая, что и в самые гнусные времена остается немало людей нравственных, людей в полном смысле этого слова. Просто на время они перестают быть примером для «массы», которая не хочет стремиться к неким идеалам, а хочет «хлеба и зрелищ».
К тому же, чтение, как систематическое занятие и самостоятельное увлечение, в век распространения средств массовых коммуникаций очень потеряло свою популярность у молодых поколений, которым легче посмотреть 1,5 – 2-х часовой «экшэн», чем провести вечер и ночь за чтением книги. И уж совсем, на мой взгляд, не имеет сейчас шансов лирическая поэзия, особенно этико-философского направления.
С учетом изложенного выше, полагаю, что рассчитывать на востребованность стихов у «широких кругов читателей» в обозримом будущем не стоит. Но надо же что-то делать?
В.Экс, декабрь 2010
Свидетельство о публикации №125061904528
Гляжу в неясность перспектив
Всем "малым" так и не издаться
Лишь некие пойдут в актив
А эти - кажется не лучше
Средь "малых" авторов вообще
По их амбициям, кто круче
По их короне на прыще
А "корифеям" всё до фени
У них отдельный есть мирок
А "малые" - они как тени
Напишут много, явно впрок!
Виктор Конищев 21.06.2025 18:37 Заявить о нарушении