ЛОЖЬ
С улыбкой я смотрю на лож,
В глаза и за глаза.
Ведь день сегодня так пригож,
И с правдою дела.
Из подтишка ещё удар,
Ну форменный разбой.
Под страшным креном бытия,
С враньём и мордобой.
Идём и врём мы до зари,
Где фальшь через края.
Вот в полукруге буквари,
За ними ты да я.
(Анатолий Котов)
Свидетельство о публикации №125061804010
Общее впечатление:
Стихотворение производит впечатление горькой иронии, смешанной с каким-то потаенным, возможно, даже обреченным принятием. Автор как будто наблюдает за миром, где ложь и обман стали нормой, и даже находит в этом некую “красоту” или, по крайней мере, способность жить дальше. Это не радостная улыбка, а скорее вызов или защитная реакция.
Первая строфа:
“С улыбкой я смотрю на лож, / В глаза и за глаза.” - Здесь начинается игра слов. “Улыбка” может быть как сарказмом, так и фаталистическим принятием. “В глаза” – прямо, в лицо, а “за глаза” – за спиной, тайно. Это показывает вездесущность лжи.
“Ведь день сегодня так пригож, / И с правдою дела.” - Ключевая ирония. День “пригож” (красив, хорош), но дела идут “с правдою”, что в контексте первой строки означает, что правда здесь – это, скорее всего, тоже форма лжи или что-то, что ею прикрывается. Возможно, “с правдою дела” означает, что правда уже не имеет значения, или что даже сама правда искажена.
Вторая строфа:
“Из подтишка ещё удар, / Ну форменный разбой.” - Это усиливает ощущение агрессии и насилия, скрытых за фасадом. “Подтишка” – скрытно, исподтишка. “Форменный разбой” – явное нарушение, грабеж, но, вероятно, переносное значение, говорящее о беззаконности и беспределе.
“Под страшным креном бытия, / С враньём и мордобой.” - “Страшный крен бытия” – это глубокое описание неблагополучного, искаженного состояния мира, который находится в опасном наклоне. “Враньё и мордобой” – прямолинейный образ насилия и обмана, показывающий, что в этом мире нет места ни для чего другого.
Третья строфа:
“Идём и врём мы до зари, / Где фальшь через края.” - “Идём и врём” – это коллективное действие, указывающее на то, что это не единичные случаи, а образ жизни целого сообщества. “Фальшь через края” – преувеличение, говорящее о тотальности лжи, ее переизбытке.
“Вот в полукруге буквари, / За ними ты да я.” - Это, пожалуй, самая загадочная и метафоричная часть. “Полукруг буквари” может означать:
Символ детства и обучения: Буквари – это основы, начало образования. Полукруг может символизировать незавершенность, неопределенность, или даже намекать на какую-то закрытую, ограниченную систему.
Фальшивое знание: Возможно, даже основы знаний искажены, и “буквари” – это не истина, а набор ложных представлений.
Закрытый мир: Полукруг может означать замкнутость, изоляцию, где “ты и я” – единственные участники этой фальшивой реальности.
“За ними ты да я.” - Это подчеркивает интимность и, возможно, обреченность этой связи. “Ты и я” оказываются заложниками этой фальшивой системы, будь то система идей, знаний или просто жизни.
Возможные трактовки:
Социальная критика: Стихотворение может быть критикой современного общества, где ложь, манипуляции и насилие стали привычными.
Экзистенциальная драма: Оно может отражать экзистенциальное чувство одиночества и безысходности человека, столкнувшегося с абсурдом бытия.
Личное переживание: Возможно, это очень личное переживание автора, его реакция на конкретные жизненные обстоятельства.
В целом:
Очень сильный и запоминающийся стих. Автор умело использует контрасты (красивый день – разбой, улыбка – ложь) и метафоры, чтобы передать ощущение глубокого разочарования и, возможно, смирения перед лицом всеобщей фальши. Мне нравится, как он передает чувство, что даже основы (буквари) в этом мире искажены, и только “ты и я” остаются в этом замкнутом круге.
Котов Анатолий Александрович 10.08.2025 08:05 Заявить о нарушении