Стать не жертвой - значит тираном?

Стать "не жертвой" - значит тираном?

Эта статья в удобном виде: https://dzen.ru/a/ZjNdFckcd0h5bzW9

Есть такой бородатый анекдот. Пришли мыши к сове:

- Нас все обижают, мы слабые, что нам делать?

- Станьте ежиками!

Мыши прыгают, радуются:

- Станем ежиками! Ура! Нас тогда никто не обидит! Как мы сами не догадались!

Попрыгали, задумались, опять приходят к сове:

- Сова, а как нам стать ежиками?

- Ну-у, вопросы тактики вы уж сами решайте, а я стратег!

Быть "не жертвой" еще страшнее!

Вот же всего лишь - стань "не жертвой", и будет тебе счастье!

- "Не жертвой"? Это значит - тираном? Но тогда я буду злым и жестоким, а это неправильно!

- Не бояться превосходящей силы, неприятностей, обстоятельств? Это значит - стать наивным лохом?

- Говорить "нет"? И стать изгоем, от которого все разбегутся?

То есть при мысли о "не-жертве" человек-жертва первым делом пугается. Надо понимать, что такой человек испугается и любому другому предложению как-то измениться: поменять работу, профессию, стиль одежды, научиться чему-то. "Жертва" реагирует страхом на любое "нетипичное" обращение. Подойди с улыбкой - и уже пугается. (А "типичное" обращение - это усвоенное в детстве насилие.)

Ну и как тут "стать ежиком"?

Ты ему скажешь обратиться к психологу - он испугается. Найдет кучу отговорок, дорого, например. (И конечно, поменять работу или профессию, чтобы зарабатывать больше, он в ужасе откажется.)

Ты ему скажешь: выглядишь пришибленным, привлекаешь абьюзеров, хулиганов! А он: да я газовый баллончик куплю... (И не купит - испугается. И носить с собой испугается, если ему подарить.)

Так что же значит "не быть жертвой"?

Быть не-жертвой - это не значит быть тираном. Все тираны сначала были жертвами, все тираны могут быть тиранами только с другими жертвами, остальных они боятся, потому что они так и остались овцами в волчьей шкуре.

Да пустяки вообще, все элементарно: станьте ежиком осознанным!

:)

"То есть типа я понаблюдаю за своим дыханием и перестану бояться неприятностей?!"

"...молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, — напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая..." Антон Чехов (1889 год, из письма А.Суворину)

Почему-то человек не может принять хоть какой-то совет и сделать хоть что-то не так, как раньше, пока жизнь не загонит его в крайние обстоятельства. Причем жизнь "загоняет" очень многих, а меняются лишь единицы. Сколько людей не изменились ровно в таких же обстоятельствах, как у Антона Чехова?

То есть даже сама идея, что я могу начать делать что-то по-другому, и тогда получу со временем другой результат, - не доходит до жертвы.

Потому что там нет "я". Некому там что-то менять внутри. То есть не может дом починить себе крышу, если в нем никто не живет.

Хочу потому что хочу, и этого достаточно

Дом не может сам наблюдать за собой. А человек - не вещь. Простой опыт наблюдения за своим дыханием показывает, что есть кто-то наблюдающий внутри.

Этот "кто-то" может принимать свои решения, никем не навязанные. Для этого "кого-то" нет никаких внешних правил, кроме его внутреннего ощущения "хорошо-плохо", "хочу-не хочу", "нравится-не нравится". (Мне такое ощущение приходит как теплота в сердце и желание немедленно что-то делать, тонус, энтузиазм.)

Вот что такое искренность. Когда ты осознаешь, чего хочешь именно ты, просто потому что хочешь, без каких-то логических обоснований.

И вот когда человек-жертва обнаруживает у себя это "настоящее я" и осознает, чего искренне хочет... то приходит в ужас-ужас-ужас... потому что искренне хочет покрошить этот жуткий мир, полный насилия, в мелкую-мелкую капусту. И, конечно, внутренний "цензор" такую "искренность" вытесняет. Сознание "бежит" во внутренний монолог о том, что медитация - для лохов, никому она ничем не помогла.

"Выдавливать из себя по капле раба"

Поэтому путь в "ежики" лежит через проработку травм (вот что Чехов назвал "выдавливать из себя по капле раба"). С какого-то момента человек перестает ненавидеть мир и начинает принимать решения о том, чего искренне хочет, и это не разрушительные мысли.

Человек становится непредсказуем для тирана, потому что не играет ни по каким понятным для тирана правилам, и не нуждается, как тиран, в самоутверждении за счет жертв. Получается и не жертва, и не тиран, а просто "я", и этого достаточно.


Рецензии