Иранские мифы о богах и духах. Возникновение зороа
Особое место в иранской мифологии занимают боги зороастрийской религии, такие как Ахура-Мазда, бог мудрости и справедливости, и Ангра-Майню, воплощение зла и разрушения. Эти божества и их противостояние лежат в основе многих мифов и ритуалов.
Около двухсот тысяч зороастрийцев живут в современном мире, из них в Иране — всего около 25 тысяч.
Возникновение зороастризма Бойс датировала периодом около 3500 лет назад. Будучи государственной религией Персидских империй с VI века до н.э. по VII век н.э., зороастризм распространился на огромной территории Ближнего и Среднего Востока
Пророк Заратустра
Он был священнослужителем и составил Гаты, семнадцать гимнов, обращенных к богу. Гаты легли в основу и стали частью Авесты — священного писания зороастрийцев.
Верховное божество зороастризма — Ахура-Мазда, «Господь мудрости», которого Заратуштра провозгласил «единственным несотворенным богом, существующим вечно, творцом всего благого, включая всех других добрых и благих божеств». Ему противостоит Ангра-Манью («Злой дух»), который является источником злого, темного, небытия. Мир, сотворенный Ахура-Маздой, предстает как арена борьбы добра и зла, в которой каждый человек должен сделать свой выбор. Отсюда основной принцип этой религии — благие мысли, благие слова, благие дела. Как видно, хотя это монотеистическая религия, ей присущ дуализм.
В зороастризме уже присутствовала идея свободного выбора между добром и злом, посмертного суда и воздаяния, рая и ада, где владычествует Ангра-Манью. Посмертное воздаяние зависит от поступков и помыслов человека, которые будут взвешены на суде после его смерти. Существовало и представление о конце времен, периоде последнего суда, после которого наступит царство справедливости и добра, а все злое и все грешники будут окончательно уничтожены. Позднее появляется идея о грядущем Спасителе. Таким образом, те идеи, которые мы встречаем в иудаизме, христианстве и исламе, присутствовали еще в зороастризме.
Авеста – собрание священных текстов зороастрийцев. Это старейший памятник древнеиранской литературы, составленный на особом, более нигде не зафиксированном языке, называемом в иранистике «авестийским». Древнейшая сохранившаяся рукопись относится к 1288 году.
Согласно пехлевийским источникам, откровение, полученное Заратуштрой от Ахура Мазды, было собрано его царственным покровителем Кави Виштаспой и записано золотыми чернилами на 12 тысячах воловьих шкур. Его потомок Дарий Дарян (то есть Дарий, сын Дария) разместил две копии Авесты и комментария к ней в хранилищах Гандж-и Шапикан и Диз-и Нипишт («крепость писаний»). Александр Македонский, разрушая державу Ахеменидов, уничтожил Авесту, выбросив книги в море или предав их огню, а часть из них приказал перевести на греческий язык.
Современный Иран унаследовал много зороастрийских традиций. Например, к таким относится празднование Новруза, который отмечается 21 марта и официально является началом нового года в Иране. С приходом ислама зороастризм, который имел потенциал стать мировой религией, стал религией меньшинства и постепенно утрачивал своих последователей. Кроме того, община сжималась за счет эмиграции и смешанных браков, потомки которых были мусульманами. Зороастрийцы, наряду с христианами и иудеями, относились к числу «людей Писания» и могли исповедовать свою веру. Хотя верность зороастризму перестала быть выгодной с экономической и общественной точки зрения, что способствовало переходу в ислам (помимо прямого принуждения, конечно).
При шахах династии Пехлеви на некоторое время зороастризм из притесняемой религии превратился в символ иранского национализма. Реза-шах Пехлеви (1925;1941) использовал зороастризм, чтобы ослабить влияние шиитского духовенства. В тот период Иран, особенно интеллектуальная элита, переживал настоящую моду на зороастризм. Мусульмане отдавали своих детей в зороастрийские школы, а государственные учреждения украшала символика этой религии. Представители данного меньшинства начали занимать высокие должности в государственном аппарате и получали офицерские чины, что раньше было невозможно. Шиитское духовенство, хотя и недовольное таким положением вещей, в конце 1930-х годов издало специальную фетву, объявляющую, что зороастрийцы находятся под защитой ислама. В 1960 году в Тегеране состоялся первый всемирный зороастрийский конгресс. Такую политику продолжал последний Пехлеви, Мохаммад-Реза-шах, свергнутый в феврале 1979 года.
После Исламской революции зороастрийцев коснулись те же ограничения, что и представителей других религиозных меньшинств. Наряду с христианами и иудеями, для них зарезервировано одно место в парламенте, они могут содержать собственные школы и детские сады, создавать культурные и спортивные объединения и иметь отдельное кладбище. У них есть собственные новостные и информационные ресурсы и печатные издания. Например, «Берасад» и «Амордад». Для религиозных церемоний и праздников, а также свадеб у зороастрийцев есть свои залы и помещения.
Один из зороастрийских храмов — атешкаде — Тегерана находится неподалеку от улицы Фирдоуси
Символ Фаравахар
В столице бросается в глаза обилие изображений Фаравахара — символа зороастризма и олицетворения благого духа Фраваши.
Кулоны и другие предметы с Фаравахаром не только продаются повсеместно, в том числе как сувенир, но и пользуются популярностью. Во всяком случае, их носят не только зороастрийцы, но и мусульмане. Среди мусульман есть те, кто тайно исповедует эту религию и даже специально ездит за рубеж для проведения седре-пуши. По словам представителей общины, сейчас даже можно говорить о новой моде на зороастризм.
Свидетельство о публикации №125061707276