Речной фарватер. Публикация в газету
И вот по воле судьбы мечта сбылась. В 1993 году переселились с Казахстана на малую родину жены. Не раз бывали здесь и раньше приезжая в гости к родным жившим в краях, что зовут Поветлежье. Где и была первая встреча с рекой Ветлуга, покорившая своей широтой водной глади. Никогда не забуду 1978 год, когда река была судоходной, а средством переправы была пассажирская «галоша». Так прозвали в народе старенький катер с двигателем от трактора, которым управлял на то время бойкий старичок. Оплачивали за переправу кондуктору тут же на палубе по смешной цене 15 копеек. Это были пожалуй самые первые впечатления и знакомство с большой рекой.
Прошло много лет, и теперь мы стали полноправными жителями Воскресенского района. Нам повезло увидеть Ветлугу полнокровной, с рабочим фарватером. И несмотря, что была понтонная переправа, ходил паром, и не было моста через Ветлугу. Вспоминаю те времена с теплотой в душе, как что то потерянное доброе, чего не хватает нам сейчас.
Это прежде всего сельский народ в ожидании скоростного катера «Заря» в разливы. Незабытые добрые общения в живую. когда люди были значительно душевней. Не знавшие на то время карманных телефонов, компьютеров и других благ технического прогресса.
Повторюсь, что только теперь окунувшись в реалии непростого времени, стало до боли жаль ушедших в прошлое многочасовых разговоров на житейские темы, простоты людей, доверчивые лица.
Но надо сказать, не только радушие людское унесли от нас хаотичные преобразования, но и было нарушено судоходство на реке…Прогуливаясь нынче по набережной, любуемся лишь водной гладью тихой и спокойной, рекой без барж и без гудков проходящих речных судов. Разве только зыбь в ветреный день вносит разнообразие в текучесть водной артерии. Не набегает волна на прибрежный песок от красавицы «Зори», парома либо другого речного транспорта…Лишь крики чаек в разливы, и гнетущее чувство от воспоминаний полнокровной жизни на реке.
Рушить не строить….Заросли поля бывших колхозов, что ложиться неуёмной болью на душу. Горечь и обида за матушку Русь, с непроходящей грустью от того, что насколько всё это? Порой становиться немного легче от мысли с надеждой, что земледелие всё же возможно возродить в наших краях, была бы воля власть имущих. При помощи техники можно будет окультурить заросшие поля, и это реально возможно.
Но вот загубленный фарватер Ветлуги и других водных артерий восстановить куда сложней… Как в материальном плане, так и затратой колоссального труда. Утрата судоходства, это потеря сравнительно дешёвого вида транспорта. Давайте вспомним горы щебня на берегу Ветлуги, так необходимого для строительства дорог нашего района. Транспортировка леса и других материалов, обходилось куда дешевле, нежели авто-транспортом. Мало того, легла большая нагрузка на трассы, перегружая их потоком машин. Плюс трата горючего ещё в больших размерах и много другого, без чего просто не обойдись.
Река снимала все эти неоправданные затраты в разы, от чего легко отказались в пользу более скорой доставки того или иного груза. Прибыль дороже всего, причём любой ценой.
Здесь уместно вспомнить давнишнею публикацию в журнале «юность». Речь шла о «ходоках» к царю в дореволюционной России. В русской глубинке на одной из рек наметилось строительство гидро-электростанции. Это были самые первые подобные проекты на то время. Местные купцы посчитали ущербным такое строительство, аргументируя убедительными фактами. Во первых будут затоплены, причём навсегда, заливные луга. Что отнимет у многих покосы и пастбища, учитывая интересы не только свои, но и сельское подворье населения в целом. Во вторых затопит частные земли, что может вызвать недовольство, мягко говоря, среди владельцев этих земель.
Отправились в столицу трое купцов, которых царь принял, и выслушал. После позвал специалистов по данному вопросу. И через некоторое время ходатайство купцов было удовлетворено положительно. Строительство было отменено. И это при царе, за плечами которого кровавое воскресение…Несмотря на жестокость тех событий, позволил себе смиловаться.
Есть ещё пример имеющий непосредственное отношение к рекам России. При СССР вынашивались амбициозные планы по переброске рек Сибири на Среднюю Азию. Разработчики этого проекта, предлагали начать с реки Обь. Отнять у неё 6% вод и направить их на засушливые площади Казахстана в район Аральского моря. Имея в виду орошение полей и пополнение Арала, у которого буквально отобрали притоки вод. Использование Амударьи и Сырдарьи для орошения, привело к обмельчанию Аральского моря. Но учёные были против этого плана, имея много аргументов не в пользу разработчиков. В результате была создана комиссия и под комиссия, в которые вошли исключительно компетентные люди по данному вопросу. В результате проект отклонили, при этом на саму комиссию не было оказано никакого давление со стороны власти.
Но вернёмся к нашим временам, к нашим бедам, причём рукотворным. Просто глупо на текущее время рассчитывать на «ходоков» и благоразумие, наблюдая неприглядную ситуацию. На понимание со стороны тех, от кого напрямую зависят судьбы рек России, включая нашу Ветлугу. На осознание, что в будущем наши потомки, спасибо нам не скажут за высохшие русла некогда полноводных рек…Капитал, нажива отодвинули благоразумие на неопределённый срок. Никто не задумывается, что река это полнокровная, полноценная жизнь поселений на её берегах. Имеется в виду, не только покосы в заливных лугах, это судьбы многих поколений связанных с красивейшими местами. Реки это корни Великой России, неотъемлемая часть её богатой истории. Пришедшие к нам по наследству через былинные сказания, воспетые в многочисленных песнях. И совсем мало отечественных кино-фильмов, где нет реки по сценарию. Многочисленные артерии рек России, легли в основу многих произведений русских классиков, и других народов населяющих нашу страну. И не дай Бог, что бы потомки любовались водной гладью лишь на экране, либо черпали представление из книг о красоте погубленной человеком…
И всё же жизнь продолжается. Набережная Ветлуги всегда многолюдна, особенно в летнее время. По прежнему Ветлуга привлекает своей красотой многочисленных гостей, так и самих жителей Воскресенска. Радует и обнадёживает на будущее, что мы живущие в заповедных краях, сохраним первозданные места, дарованную Господом живописную природу. И что однажды обласкает нам душу гудок парохода на речной глади полноводной реки. А это означает, что трудяга фарватер, как и прежде в строю!
Я не против поездок в Египет, либо в Турцию. Не вижу тут ничего крамольного, идущее в разрез с любовью к малой родине. Тут главное возвращаться в родные места с трепетом души! Так, будто ты не был здесь вечность! И что такое быть патриотом родимой земли, та что тебя вскормила, где ты научился ходить, познал впервые любовь? Это не только видение позитивных преобразований, но и переживания за недостатки на малой родине, либо в целом по стране.
К счастью, не перевелись истинные патриоты нашего Поветлужья, земли Воскресенской! Постоянные походы на байдарках по Ветлуге, показатель любви к реке, к лесному краю. И спасибо, что вы есть, что не иссякли ваши порывы быть в объятиях живописных мест!
17 06 2025г.
Свидетельство о публикации №125061706831