Святые Кустики

  Святые Кустики

В краю башкирском, где леса шумят,
Где ивы с березами в венце стоят,
Явился старец в светлых ризах людям —
И место то святыней вечной будет.

Три белых березы, две ивы плакучих
Сплелись, как молитвы средь тучек летучих,
Как нити времен в полотне всех столетий,
Как души, просящие Божьих соцветий.

Здесь  Серафима - матушка молилась,
Здесь первая обитель зародилась,
Здесь сестры пели в утренней прохладе,
До дня, когда все рухнуло в ограде.

Ломали храмы, гнали тех монашек,
Но не сломить Божественные чаши —
В сердцах хранилась пламенная вера:
Воскреснет свет сквозь тьму и лицемерье.

Отец наш Варлаам в развалинах открыл
То, что другой когда-то здесь сокрыл —
Поднял из праха купола златые,
Вернул молитве песни дорогие.

И снова льются звоны над долиной,
Паломники идут тропой старинной
Туда, где ивы кронами с березами сплелись —
Свидетели, что души вознеслись.

О, Святые Кустики, святая обитель!
В тебе России дух и покровитель,
В тебе живет надежда и любовь,
И Божья благодать сияет вновь и вновь.

Пока стоят священные те стены,
Пока звучат мелодии нетленны
От сердца к сердцу, от души к душе —
Жива Россия в этом рубеже.



 **Святые Кустики**

  Роман

Основан на реальных событиях истории Успенского Свято-Георгиевского монастыря

  Пролог

**Башкортостан, Благовещенский район. Наши дни**

Автобус с паломниками медленно поднимался по извилистой дороге среди холмов, покрытых березовыми и сосновыми лесами. За окнами мелькали деревенские дома, поля, небольшие речки.

— Скоро увидите купола, — сказал водитель, оборачиваясь к пассажирам. — Красота необыкновенная. Многие плачут, когда впервые видят.
— А правда, что монастырь построен на месте чудесных явлений? — спросила пожилая женщина.

— Правда, матушка. Еще с девятнадцатого века люди видели здесь старца с иконой, слышали колокольный звон. Потому и назвали место "Святые Кустики" — там, где три березы и две ивы переплелись.

— Вон он! — воскликнул кто-то.

Из-за поворота открылся вид на монастырский комплекс. Красные кирпичные стены храмов, чёрные купола, высокая колокольня, устремленная в небо. Но больше всего поражала гармония — казалось, что эти здания не построены человеком, а выросли из самой земли.

Автобус остановился у ворот. Паломники начали выходить, кто-то крестился, кто-то молчал, пораженный увиденным. Каждый из них ехал сюда со своей болью, со своими вопросами, со своей надеждой.

Но все они — и молодые, и старые, и верующие с детства, и только начинающие искать Бога — чувствовали одно и то же. Это место было особенным. Здесь время как будто остановилось, а вечность стала ближе.

Здесь, среди башкирских лесов, сплелись судьбы многих поколений. Тех, кто строил первый монастырь в начале XX века. Тех, кто разрушал его в годы богоборчества. Тех, кто сохранял память о святом месте в годы забвения. И тех, кто возродил обитель в новое время.

Каждый камень этих стен, каждое дерево в монастырском саду могли бы рассказать удивительную историю о том, как вера побеждает время, как любовь оказывается сильнее смерти, как из пепла может восстать красота.

---

   Часть первая. ОСНОВАНИЕ

   Глава 1. Видения

**Башкортостан, окрестности села Уса-Степановка. 1876 год**

Крестьянин Иван Сотников шел лесной тропой к своему участку, где собирался заготавливать дрова на зиму. Утро было ясное, прохладное — самое время для тяжелой работы. За плечами у него висел топор, в руке — пила.

Дойдя до знакомого места, где три березы и две ивы странным образом переплелись между собой, Иван остановился передохнуть. Место это было особенное — даже местные жители обходили его стороной, рассказывая какие-то истории о голосах и видениях.

Присел на поваленное дерево, достал кусок хлеба. И вдруг...

Среди деревьев появилась фигура старца в светлых ризах. В одной руке у него была икона, в другой — крест. Лицо светилось какой-то внутренней радостью, глаза смотрели прямо на Ивана.

Крестьянин замер. Страха не было — только удивление и какое-то необыкновенное умиротворение.

— Ты кто? — прошептал он.

Старец ничего не ответил, только улыбнулся и начал медленно удаляться. А через минуту растворился среди деревьев, словно его и не было.

Иван долго сидел неподвижно, пытаясь понять, что произошло. Сон? Видение? Или действительно явился ему какой-то святой?

Работать в тот день уже не мог. Вернулся домой взволнованный, рассказал жене Дарье о случившемся.

— Может, показалось? — осторожно предположила она.

— Не показалось, — твердо ответил Иван. — Ясно видел. И такой покой на душе стал... Словно Бог коснулся.

Весть о видении быстро разошлась по окрестным деревням. Одни смеялись, другие качали головами, третьи собирались посмотреть на чудесное место.

**Башкортостан, усадьба помещика Поспелова. Тот же год**

Григорий Алексеевич Поспелов принимал в своем кабинете управляющего имением.

— Господин Поспелов, — докладывал тот, — в народе говорят о каких-то видениях в лесу. Крестьяне ходят толпами, молятся у тех деревьев.

— Какие видения? — заинтересовался помещик.

— Говорят, старец является со святыми иконами. И еще колокольный звон слышат, хотя никаких колоколов поблизости нет.

Поспелов задумался. Он был человеком глубоко верующим, с детства слышал рассказы о чудесах и явлениях святых.

— А место это где находится?

— На той земле, что вы у башкир купили. Как раз в том участке леса.

— Интересно... — Григорий Алексеевич подошел к окну, из которого виднелись дальние холмы. — Значит, Господь указует на эту землю. Неспроста же такие знамения.

— Что прикажете делать?

— Пока ничего. Понаблюдаем. Если явления продолжатся — значит, действительно место святое.

**Село Уса-Степановка. Осень 1876 года**

Отец Феодосий, местный священник, служил вечернюю службу в небольшой деревянной церкви. Прихожан собралось больше обычного — многие приходили рассказать о странных событиях в лесу.

— Батюшка, — подошла к нему после службы крестьянка Матрона, — а правда ли, что святые являются людям?

— Правда, дочь моя. В Священном Писании и житиях святых много таких случаев описано.

— А как понять — видение это от Бога или от лукавого?

Отец Феодосий внимательно посмотрел на женщину. Этот вопрос волновал не только ее — он видел беспокойство в глазах многих прихожан.

— По плодам узнаете их, — процитировал он Евангелие. — Если после видения человек становится лучше, добрее, молитвеннее — значит, от Бога. Если впадает в гордыню или суеверие — значит, от лукавого.

— А тот Иван, что видел старца... он теперь каждый день молится, в церковь ходит. Раньше и по праздникам не всегда приходил.

— Вот видишь. Значит, видение доброе.

После того как прихожане разошлись, священник остался один в храме. Долго молился перед иконостасом, размышляя о происходящем.

Он знал историю этих мест. Слышал от стариков, что еще в XVIII веке здесь был монастырь, разрушенный во времена Екатерины II. Может быть, святые молитвы монахов освятили эту землю навсегда?

**Лес у "Святых Кустиков". Зима 1876-1877 годов**

Несмотря на холода, люди продолжали приходить к чудесному месту. Кто-то видел светящиеся кресты, кто-то слышал ангельское пение, кто-то просто ощущал необыкновенный мир и покой.

Приходили не только из ближайших деревень, но и издалека. Весть о чудесах разнеслась по всему Бирскому уезду.

— Мать, — говорил крестьянский сын своей больной матери, — поедем к тем деревьям. Говорят, многие там исцеляются.

— Да что ты, сынок, — слабо отвечала женщина, — далеко ехать, а я больная...

— Ничего, довезу. Авось поможет.

И везли. На санях, в телегах, пешком приводили больных и немощных. И многие действительно получали облегчение — если не телесное, то душевное обязательно.

Место постепенно превращалось в стихийное святилище. Люди приносили иконы, свечи, оставляли записки с просьбами. Переплетенные деревья украсились лентами и платками.

**Уфа, архиерейский дом. Весна 1877 года**

Епископ Уфимский и Мензелинский Антоний принимал рапорт от благочинного.

— Владыка, — докладывал тот, — в Бирском уезде происходят необычные события. В одном месте люди видят святых, слышат колокольный звон.

— Расскажите подробнее.

— Началось год назад. Крестьянин один увидел старца со святыми иконами. Потом и другие стали видеть, слышать. Место называют "Святые Кустики" — там несколько деревьев переплелись.

— А местное духовенство как относится?

— Отец Феодосий, священник из Уса-Степановки, считает явления подлинными. Говорит, что люди после посещения этого места становятся лучше.

Епископ Антоний задумался. Он был человеком образованным, осторожным в оценке подобных явлений. Но и отвергать сразу не спешил.

— Нужно изучить внимательно. Пошлите туда комиссию из духовных лиц. Пусть разберутся, что к чему.

— Слушаюсь, владыка.

— И найдите, кому принадлежит эта земля. Если явления подлинные, нужно будет что-то предпринять.

**Усадьба Поспелова. Лето 1877 года**

Григорий Алексеевич Поспелов ехал верхом по своим владениям. Остановился у того самого места, где переплелись деревья. Людей сейчас не было — он приехал рано утром, специально.

Слез с лошади, подошел к деревьям. Место действительно было особенное. Какая-то необыкновенная тишина, покой. И хотя никого не видел и ничего не слышал, чувствовал присутствие чего-то святого.

— Господи, — тихо помолился он, — если это действительно Твоя воля, если Ты указываешь на это место, дай знамение. Что я должен здесь сделать?

Ответ пришел не сразу. Но когда пришел, Григорий Алексеевич не сомневался в его правильности. На этом месте должна быть построена обитель. Место молитвы, место служения Богу.

   Глава 2. Основание

**Уфа, канцелярия епископа. Осень 1900 года**

— Ваше преосвященство, — говорил Григорий Алексеевич Поспелов, стоя перед епископом Антонием (Храповицким), — я готов пожертвовать землю для устройства монастыря.

— Рассказывайте подробнее, Григорий Алексеевич.

— Земли у меня достаточно — более двухсот десятин. Место святое, там уже двадцать лет люди ходят молиться. Думаю, пора устроить там что-то постоянное.

Епископ Антоний внимательно слушал. Он знал о явлениях в "Святых Кустиках", получал рапорты от местного духовенства.

— А какой монастырь вы предполагаете? Мужской или женский?

— Думаю, женский, владыка. В наших краях их мало, а потребность есть. Много девиц желают посвятить жизнь Богу.

— Хорошо. А кто будет настоятельницей?

— Есть у меня на примете одна инокиня. Серафима зовут, из Бирского монастыря. Женщина опытная, благочестивая.

Епископ Антоний кивнул.

— Если это так, дело можно начинать. Но помните — монастырь основать легко, а довести до совершенства трудно. Нужны средства, нужны люди, нужно постоянное попечение.

— Понимаю, владыка. Готов помогать всем, чем могу.

**Бирский женский монастырь. Зима 1900 года**

Инокиня Серафима (в миру Степанида Князева) молилась в храме после вечерней службы. Ей было тридцать пять лет, в монастыре она прожила уже пятнадцать. Была благочинной — старшей над сестрами, все уважали ее за мудрость и доброту.

— Матушка Серафима, — подошла к ней послушница, — к вам настоятельница зовет.

— Иду.

В келье игуменьи Магдалины Серафима увидела незнакомого мужчину средних лет в хорошем костюме.

— Матушка Серафима, — сказала игуменья, — познакомьтесь. Это Григорий Алексеевич Поспелов. У него к вам предложение.

Поспелов поклонился.

— Матушка, епископ Антоний благословил основать женскую общину в моих владениях. Нужна опытная настоятельница. Рекомендовали вас.

Серафима молчала, обдумывая услышанное.

— А место какое? — спросила она наконец.

— Святое место. "Святые Кустики" называют. Там люди видения имеют, чудеса происходят.

— Слышала о таком месте. А условия какие?

— Землю дарю безвозмездно, более двухсот десятин. Дом для начала построю, церковь. А дальше сами развивайтесь.

Серафима посмотрела на игуменью Магдалину.

— Что вы посоветуете, матушка?

— Дело святое, — ответила игуменья. — Если Господь призывает — иди. Только помни — начинать всегда трудно.

— Хорошо, — решилась Серафима. — Принимаю ваше предложение, Григорий Алексеевич. Но сначала хочу место посмотреть.

**"Святые Кустики". Весна 1901 года**

Серафима приехала на место будущего монастыря вместе с Поспеловым и двумя сестрами из Бирского монастыря. Весна только начиналась, снег еще лежал в тени деревьев.

Подошли к знаменитым переплетенным деревьям. Серафима долго стояла молча, молясь и размышляя.

— Место действительно особенное, — сказала она наконец. — Чувствуется благодать.

— Вот здесь думаю церковь поставить, — показал Поспелов на небольшую возвышенность. — А там — кельи для сестер.

— А где источник воды?

— Вон там, в низине. Родник хороший, чистый.

Серафима обошла всю территорию, прикидывая, где что лучше расположить. У нее был опыт монастырского строительства — в Бирске она участвовала в возведении нового корпуса.

— Хорошо, — решила она. — Место подходящее. Можно начинать.

— Когда переезжаете?

— Летом. Сначала нужно самое необходимое устроить — временное жилье, часовню. А потом уже основательно строиться.

**"Святые Кустики". Лето 1901 года**

К июлю на месте будущего монастыря закипела работа. Поспелов нанял плотников, которые начали строить первые постройки. Серафима приехала с четырьмя сестрами из Бирского монастыря.

— Тяжело будет поначалу, — предупреждала она сестер. — Все с нуля начинаем. Но если Бог благословит, создадим обитель на славу.

Первой построили небольшую деревянную церковь во имя святого благоверного князя Георгия Владимирского — небесного покровителя ктитора. Церковь была простая, но добротная.

— Почему именно во имя святого Георгия? — спросила одна из сестер.

— Григорий Алексеевич — Георгий в крещении, — объяснила Серафима. — Вот и освящает храм во имя своего ангела.

Рядом с церковью построили несколько келий для сестер, трапезную, хозяйственные постройки. Все было скромно, но функционально.

**Уфа, канцелярия епископа. Осень 1901 года**

— Как дела в новой общине? — спросил епископ Антоний у своего секретаря.

— Хорошо, владыка. Матушка Серафима — хорошая хозяйка. Уже восемь сестер собралось, церковь построили.

— А средства есть?

— Поспелов помогает. Да и богомольцы жертвуют — место-то известное. Многие специально приезжают.

— Это хорошо. А когда можно будет общину в монастырь преобразовать?

— Думаю, года через два-три. Пусть окрепнет сначала.

Епископ кивнул. Он знал, что основать общину легко, а сделать из нее настоящий монастырь — дело многих лет.

**"Святые Кустики". 21 декабря 1901 года**

В день освящения новой церкви на место будущего монастыря съехалось множество народа. Приехал сам епископ Антоний, местное духовенство, благотворители.

Серафима волновалась. Это был первый большой праздник в их общине, своего рода экзамен на зрелость.

— Матушка, — подошла к ней сестра Евдокия, — все готово. Трапеза накрыта, кельи для гостей приготовлены.

— Хорошо. Смотрите, чтобы все было достойно.

Служба прошла торжественно. Епископ Антоний произнес проповедь о важности монашеского служения, благословил сестер.

После службы был праздничный обед. За столом сидели представители разных сословий — от крестьян до купцов.

— Матушка Серафима, — сказал епископ, — вы хорошо начали. Видно, что дело поставлено серьезно.

— Спасибо за добрые слова, владыка. Стараемся не посрамить доверие.

— А планы какие на будущее?

— Хотелось бы большую церковь построить, корпус для сестер. Школу для девочек открыть.

— Дай Бог. Все в свое время.

   Глава 3. Становление

**"Святые Кустики". 1903 год**

За два года община значительно выросла. Сестер стало уже двадцать человек, построили новые кельи, расширили хозяйство. Появилась школа грамоты для крестьянских девочек, богадельня для престарелых.

Серафима стояла у окна своей кельи и смотрела на утреннюю молитву сестер. Все шло хорошо, но она понимала — впереди самое трудное. Нужно было добиваться официального статуса монастыря.

— Матушка, — постучалась сестра Анфиса, — к вам посетитель. Архимандрит Андроник приехал.

Серафима знала отца Андроника — он был благочинным монастырей епархии, человеком строгим, но справедливым.

— Матушка Серафима, — сказал архимандрит, войдя в келью, — приехал по поручению владыки. Нужно осмотреть общину, понять, готова ли она к преобразованию в монастырь.

— Осматривайте, отец Андроник. Скрывать нечего.

Три дня архимандрит изучал жизнь общины. Присутствовал на службах, беседовал с сестрами, проверял документы, осматривал хозяйство.

— Впечатление хорошее, — сказал он Серафиме перед отъездом. — Порядок есть, дисциплина есть, дело поставлено серьезно. Думаю, можно ходатайствовать о преобразовании в монастырь.

— А что для этого нужно?

— Формально — не менее тридцати сестер. У вас пока двадцать. Но если развитие пойдет такими темпами, через год-два наберете.

**Санкт-Петербург, Святейший Синод. 1905 год**

В канцелярии Синода рассматривалось прошение о преобразовании Георгиевской женской общины в монастырь.

— Материалы представлены полные, — докладывал секретарь. — Епископ Антоний дает положительный отзыв. Сестер уже тридцать две.

— А средства к существованию есть? — спросил обер-прокурор.

— Есть. Земли достаточно, хозяйство развито. Плюс пожертвования — место известное, богомольцы ездят.

— Тогда можно утверждать.

25 марта 1905 года Святейший Синод принял постановление о преобразовании Георгиевской женской общины в монастырь. Серафима была возведена в сан игуменьи.

**"Святые Кустики". Лето 1905 года**

Известие о преобразовании общины в монастырь встретили с радостью. Это означало не только повышение статуса, но и дополнительные права и возможности.

— Сестры, — обратилась игуменья Серафима к собравшимся в храме монахиням, — теперь мы официально монастырь. Это большая честь и большая ответственность.

— Что изменится, матушка? — спросила сестра Евдокия.

— Изменится многое. Теперь мы можем принимать пострижение, получать государственную поддержку. Но главное — изменится наше внутреннее устроение. Мы должны стать настоящими монахинями.

В тот же год началось строительство большого каменного Успенского собора, который должен был стать главным храмом монастыря. Проект разработал архитектор из Уфы, средства выделил Поспелов и другие благотворители.

**"Святые Кустики". 1907 год**

18 декабря в монастыре произошло важное событие. Усилиями иеромонаха Вениамина из Ярославского Толгского монастыря и епископа Андроника обители была передана великая святыня — икона с частицей Древа Животворящего Креста, частицей трости, которой был бит Спаситель, и двадцатью восемью частицами мощей различных святых.

— Матушка, — сказал иеромонах Вениамин игуменье Серафиме, — это великий дар для вашей обители. Берегите эту святыню.

— Конечно, отец Вениамин. Она будет главной реликвией нашего монастыря.

Известие о появлении в монастыре такой важной святыни привлекло еще больше паломников. Приезжали не только из ближайших мест, но и из отдаленных губерний.

**Монастырь "Святые Кустики". 1911 год**

К десятилетию основания монастырь значительно вырос. Было уже около ста сестер, построены новые корпуса, расширена школа. Построили небольшую деревянную Вознесенскую церковь, которая стала особенно популярной среди паломников.

Но в том же году монастырь постигло горе — умерла игуменья Серафима. Она заболела тифом и через несколько дней скончалась.

— Матушка была святой человек, — плакали сестры. — Что же теперь с нами будет?

Временно монастырем стала управлять казначея Магдалина, а через год епископ назначил новую игуменью — Магдалину (Смирнову), опытную монахиню из Пермского монастыря.

**Монастырь "Святые Кустики". 1914 год**

Началась Первая мировая война. Даже в отдаленный монастырь докатились ее отголоски. Многих крестьян из окрестных деревень мобилизовали, в обители организовали лазарет для раненых.

— Сестры, — обратилась игуменья Магдалина к монахиням, — теперь наш долг не только молиться, но и помогать страждущим. Будем ухаживать за ранеными.

Монахини с готовностью взялись за новое дело. Многие из них до поступления в монастырь имели опыт ухода за больными.

Война принесла и материальные трудности. Сократились пожертвования, многие благотворители разорились. Строительство Успенского собора пришлось приостановить.


   Глава 4. Испытания

**Монастырь "Святые Кустики". 1917 год**

Революционный год добрался и до тихого монастыря. Сначала свергли царя, потом пришли большевики. Изменения коснулись всех сторон жизни.

— Матушка, — пришла к игуменье Магдалине сестра-эконом Мария, — в село приехали какие-то комиссары. Говорят, что все земли теперь народные.

— А конкретно что требуют?

— Пока ничего. Только предупредили, что может прийти реквизиция.

Игуменья Магдалина понимала — времена меняются, и не в лучшую сторону для монастырей. Но она была женщиной сильной и не собиралась сдаваться без борьбы.

— Собери всех сестер на общее собрание, — приказала она. — Нужно решать, как нам жить дальше.

В тот вечер в трапезной собрались все семьдесят сестер монастыря. Лица у всех были встревоженные — слухи о закрытии церквей и монастырей доходили и сюда.

— Сестры мои дорогие, — начала игуменья, — тяжелые времена наступили. Новая власть враждебно относится к Церкви. Возможно, попытаются закрыть и наш монастырь.

— А что мы можем сделать? — спросила молодая послушница Анна.

— Молиться. И приспосабливаться. Власти говорят о равенстве и справедливости? Хорошо, покажем им, что мы готовы жить по-новому, но не отказываясь от веры.

— Как это? — не поняла сестра Евдокия.

— Организуем сельскохозяйственную артель. Формально будем трудовой коммуной, а по сути останемся монастырем. Только в новых условиях.

**Уфа, губернский комитет. Весна 1918 года**

— Товарищ Волков, — докладывал уполномоченный по делам монастырей, — есть проблема с женским монастырем в Бирском уезде. Они не хотят расходиться, организовали какую-то артель.

Председатель губкома Степан Волков был человеком жестким, но не лишенным практического ума.

— А что конкретно они делают?

— Работают в сельском хозяйстве, содержат школу для детей, лечебницу. Формально никаких нарушений нет.

— То есть приносят пользу?

— Ну... да. Местное население их поддерживает.

Волков задумался. Закрывать все подряд было легко, но не всегда целесообразно. Если эти монахини действительно работают и приносят пользу...

— Пока не трогайте. Пусть работают. Но следите внимательно. При первом нарушении — разогнать.

**Монастырь "Святые Кустики". 1920 год**

Гражданская война шла полным ходом. В Башкирии сменялись белые и красные, различные национальные правительства. Монастырь старался держаться в стороне от политики.

— Матушка, — прибежала к игуменье дежурная сестра, — к нам отряд едет! Неизвестно чей.

— Сколько человек?

— Человек пятнадцать. Вооруженные.

Игуменья Магдалина вздохнула. За последние годы она привыкла к подобным визитам. Главное было не провоцировать и по возможности помочь.

— Готовьте обед на двадцать человек. И спрячьте самые ценные иконы.

Отряд оказался красным. Командир — молодой парень лет двадцати пяти, явно крестьянского происхождения.

— Вы кто такие? — спросил он игуменью.

— Трудовая артель "Новая жизнь", — спокойно ответила Магдалина. — Занимаемся сельским хозяйством, содержим школу и больницу.

— А кто руководит?

— Я, Магдалина Смирнова, председательница артели.

Командир осмотрел хозяйство, побеседовал с сестрами. Увидел, что люди действительно работают, содержат в порядке большое хозяйство.

— Дело хорошее, — сказал он на прощание. — Так и продолжайте. Только смотрите — никакой религиозной пропаганды среди народа.

— Конечно, — согласилась игуменья.

**Монастырь "Святые Кустики". 1922 год**

С окончанием Гражданской войны давление на Церковь усилилось. Начались кампания по изъятию церковных ценностей, аресты священников, закрытие храмов.

— Матушка, — с тревогой говорила казначея сестра Мария, — приехали из уездного центра. Требуют сдать все золото и серебро для голодающих Поволжья.

— А сколько у нас есть?

— Немного. Несколько риз, потир, дискос. Самое ценное — та икона с мощами, что в 1907 году получили.

Игуменья поняла — пришло время расстаться с реликвиями. Но главную святыню нужно было сохранить любой ценой.

— Официальные ценности отдайте. А икону с мощами спрячем. Скажем, что украли.

— А если проверят?

— Проверить все равно не смогут. У нас здания большие, тайников можно устроить множество.

Так святыня монастыря была спрятана в специально устроенном тайнике под алтарем Георгиевской церкви.

**Уфа, губком партии. 1925 год**

— Товарищ Петров, — докладывал новый уполномоченный по делам религии, — эта артель в Бирском районе вызывает подозрения. Все-таки там бывшие монашки.

— А что конкретно нарушают? — спросил секретарь губкома.

— Формально ничего. Но они слишком сплоченные, дисциплинированные. И местное население их очень уважает.

— Это плохо?

— Не знаю. С одной стороны, они работают хорошо, приносят пользу. С другой — могут быть центром скрытого сопротивления.

Петров подумал. В стране начиналась новая экономическая политика, нужны были работящие люди.

— Пока оставьте в покое. Но следите внимательно. И найдите повод, если понадобится действовать.

**Монастырь "Святые Кустики". 1927 год**

Игуменья Магдалина чувствовала — времени остается мало. Власти все настойчивее требовали "окончательного решения религиозного вопроса". Уже закрыли несколько соседних церквей, арестовали местного священника.

— Сестра Христина, — позвала она свою помощницу, — готовься к самому худшему. Если меня арестуют, ты будешь старшей.

— Матушка, не говорите так!

— Нет, нужно быть реалистами. Артель наша им все равно не нравится. Найдут предлог и разгонят.

— А что тогда делать сестрам?

— Кто сможет — уходит в мир, выходит замуж, устраивается на работу. Кто не сможет — остается здесь неофициально. Место святое, авось пронесет.

29 октября 1927 года в монастырь приехала большая комиссия из Уфы. Во главе — прокурор губернии.

— Гражданка Смирнова, — обратился он к игуменье, — по имеющимся у нас данным, ваша артель занимается антисоветской деятельностью. Распространяет религиозную пропаганду, скрывает ценности от государства.

— Это неправда, — спокойно ответила Магдалина. — Мы просто работаем и никого не трогаем.

— Не трогаете? А что это такое? — прокурор указал на икону в красном углу трапезной.

— Это... исторический памятник. Мы его сохраняем для потомков.

— Понятно. Артель "Новая жизнь" ликвидируется. Участницы подлежат высылке из района. Здания передаются под культурные нужды.

   Глава 5. Разрушение

**Монастырь "Святые Кустики". Ноябрь 1927 года**

Ликвидация артели проходила быстро и жестко. Сестер заставили подписать документы о добровольном выходе, собрать вещи и в трехдневный срок покинуть территорию.

— Матушка, — плакала молодая послушница Анна, — куда мне идти? У меня никого нет, я здесь с четырнадцати лет живу.

— Иди к своим крестным в деревню, — советовала игуменья Магдалина. — Перебейся как-нибудь. А когда времена изменятся — вернешься.

— А вы думаете, изменятся?

— Обязательно изменятся. Зло не может победить навсегда.

Сестра Христина тайно подошла к игуменье:

— Матушка, а святыня?

— Пусть лежит где лежит. Время придет — найдется. А сейчас главное — жива остаться.

**Село Уса-Степановка. Зима 1927-1928 годов**

После изгнания монахинь в зданиях бывшего монастыря разместили сельскохозяйственную коммуну "Октябрь". Председателем назначили бывшего красного партизана Василия Коротких.

— Товарищи, — выступал он перед членами коммуны, — на месте этого рассадника мракобесия мы построим новую жизнь. Покажем, как должны жить советские люди.

Но дело шло плохо. Коммунары не умели вести сложное хозяйство, которое с такой заботой создавали монахини. Не хватало знаний, опыта, а главное — той самоотдачи, с которой работали сестры.

— Василий Петрович, — докладывал бригадир, — корова сдохла. Третья за месяц.

— Как сдохла?

— Да кто его знает. Может, болела что ли.

— А монашки-то как справлялись?

— А у них опыт был. И лечить умели.

Коротких мрачно смотрел на приходящее в упадок хозяйство. Через год после ликвидации монастыря поголовье скота сократилось вдвое, поля зарастали сорняками.

**Уфа, обком партии. 1930 год**

— Товарищ Иванов, — докладывал инструктор обкома, — коммуна "Октябрь" в Бирском районе показывает плохие результаты. Хозяйство разваливается.

— А что предлагаете?

— Ликвидировать коммуну. Землю передать колхозу. А здания... здания можно снести. Все равно от религии воняют.

Секретарь обкома кивнул. В стране начинался период "великого перелома", старый мир нужно было уничтожать до основания.

— Правильно. Пусть от этого гнезда мракобесия и следа не остается.

**"Святые Кустики". Весна 1930 года**

В апреле на место бывшего монастыря приехала бригада рабочих. Им было поручено снести все постройки и вывезти материал на другие стройки.

— Глядите-ка, — сказал бригадир, осматривая Успенский собор, — церковь-то недостроенная. Жалко, материал хороший.

— А чего жалко? — ответил молодой рабочий. — Все равно нам не нужна. Лучше из этого кирпича школу построим.

Разборка шла быстро. Деревянные здания ломали топорами, каменные взрывали динамитом. За лето от монастыря остались только развалины и заросшие бурьяном фундаменты.

Местные жители смотрели на происходящее с болью.

— Эх, — вздыхал старый крестьянин Федор, — сколько труда пропадает. Полвека строили, а за месяц разрушили.

— Ничего, дед, — отвечал его сын, комсомолец, — новый мир строим. Без попов и монашек.

— Может, и новый. Только боюсь, хуже старого будет.

**Деревня Ежовка. 1935 год**

Несколько бывших монахинь сумели остаться в окрестных деревнях. Они скрывали свое прошлое, работали в колхозах, жили обычной крестьянской жизнью. Но в душе оставались монахинями.

Бывшая сестра Анна теперь была Анной Петровной, дояркой местного колхоза. Жила одна в маленькой избе на краю деревни.

— Анна Петровна, — заходила к ней соседка Марья, — а правда, что ты в монастыре жила?

— Какой монастырь? — осторожно отвечала Анна. — Я всю жизнь в колхозе работаю.

— Да ладно, все знают. У тебя и книги церковные есть, и иконы. Я видела.

Анна понимала — долго скрывать не получится. Но она дала обет Богу, и нарушить его не могла.

— Марья, ты никому не говори. Времена сейчас тяжелые.

— Да не скажу. Только ты не бойся. Народ тебя уважает. Знают, что ты добрая, работящая.

**Москва, Кремль. 1937 год**

В разгар большого террора дошла очередь и до остатков религиозного подполья. НКВД получил указание "окончательно очистить страну от религиозных элементов".

Среди арестованных оказалась и бывшая игуменья Христина, которая после закрытия монастыря жила в Уфе под чужим именем.

— Признавайтесь, — требовал следователь, — кто еще входил в вашу контрреволюционную монархическую организацию?

— Какая организация? — удивлялась Христина. — Я просто верующая женщина.

— Не лгите! Мы знаем — вы создали подпольную сеть бывших монашек. Готовили восстание против советской власти.

— Это неправда. Мы только молились.

— Молились? Это тоже преступление.

Христину расстреляли в сентябре 1937 года. Вместе с ней погибли еще восемь бывших сестер монастыря.

**"Святые Кустики". 1941 год**

Война коснулась и заброшенного места бывшего монастыря. Здесь разместили склад боеприпасов для партизанского отряда.

— Командир, — докладывал подрывник, — место хорошее. Скрытое, недалеко от дорог. И фундаменты есть — можно землянки оборудовать.

— Делайте. Только осторожно с динамитом.

Партизаны не знали об истории этого места. Для них это были просто удобные развалины в лесу.

Но старожилы помнили. И иногда приходили сюда помолиться — тайком, по ночам.

— Матушки святые, — шептали они, стоя у заросших фундаментов, — простите нас грешных. Не сумели сберечь ваше святое место.

   Часть вторая. ЗАБВЕНИЕ

   Глава 6. Пустые годы

**"Святые Кустики". 1950-1960-е годы**

После войны место бывшего монастыря превратилось в обычную пустошь. Кое-где торчали остатки фундаментов, зарастая бурьяном и молодым лесом. Местные жители изредка приходили сюда за грибами и ягодами.

— Дед Федор, — спрашивал внук у старого крестьянина, — а что здесь раньше было?

— Монастырь был, внучок. Большой, красивый. Монашки жили, молились.

— А куда они делись?

— Разогнали их. Говорили — мешают новую жизнь строить.

— А зачем разогнали? Они же никого не трогали.

Старик вздыхал:

— Не понимают люди, что святое место просто так не бросают. Земля эта намоленная. Рано или поздно все восстановится.

— Откуда знаешь?

— А я еще матушку Серафиму помню, основательницу. Святая была женщина. Говорила мне как-то: "Федя, место это Богом избрано. Люди могут разрушить, но Бог восстановит".

**Уфа, архивный отдел. 1970 год**

Молодой историк Александр Ермаков работал в архивах, изучая историю дореволюционных монастырей Башкирии. Среди документов он нашел дело Георгиевского женского монастыря.

— Интересно, — думал он, перелистывая пожелтевшие страницы. — Монастырь существовал всего двадцать шесть лет, но какая насыщенная история.

Его заинтересовала фигура основательницы — игуменьи Серафимы. Судя по документам, это была незаурядная женщина, сумевшая за короткое время создать процветающую обитель.

— А что сейчас на том месте? — спросил он у коллеги, местного краеведа.

— Ничего особенного. Пустошь в лесу. Правда, старики говорят — место святое. Иногда люди ходят туда молиться.

— Интересно... А можно съездить посмотреть?

— Можно, конечно. Только добираться неудобно — дорог нормальных нет.

**"Святые Кустики". Лето 1970 года**

Александр Ермаков приехал на место бывшего монастыря на мотоцикле. То, что он увидел, произвело на него сильное впечатление.

Среди зарослей ясно угадывались контуры бывших построек. Кое-где торчали остатки фундаментов, заросшие мхом камни. А в центре все тех же пяти деревьев — трех берез и двух ив — стояла маленькая самодельная часовенка.

— Кто это поставил? — удивился историк.

— Народ поставил, — ответил сопровождавший его местный житель. — Тайком, по ночам. Власти сносят, а люди снова ставят.

— А зачем?

— Место святое. Нельзя его забывать.

Александр долго ходил по территории, делал фотографии, записывал свои впечатления. Ему хотелось написать статью об истории монастыря, но он понимал — в советское время такая тема была под запретом.

**Москва, Центральный партийный архив. 1975 год**

Кандидат исторических наук Валентина Орлова изучала документы по борьбе с религией в 1920-30-е годы. Среди прочих дел ее внимание привлекло дело ликвидированного башкирского монастыря.

"Любопытно, — думала она, — монахини сумели продержаться десять лет, маскируясь под трудовую артель. Неплохая попытка приспособиться к новым условиям".

Ее заинтересовала судьба бывших монахинь. Многие были репрессированы, но некоторые сумели выжить, раствориться среди обычного населения.

"Интересный феномен, — записала она в дневнике. — Религиозные общины проявляют удивительную жизнестойкость. Формально их уничтожили, а неформально они продолжают существовать".

Но публиковать такие выводы в советское время было невозможно.

**"Святые Кустики". 1980-е годы**

С началом перестройки отношение к религии начало меняться. Впервые за десятилетия люди могли открыто говорить о вере, посещать святые места.

К заброшенному монастырю стали приезжать паломники из разных городов. Кто-то слышал рассказы стариков, кто-то читал в самиздате статьи о дореволюционных святынях.

— Матушка Анна, — обращались к одной из последних выживших монахинь, — расскажите, как здесь раньше было.

Анне было уже за восемьдесят, но память у нее оставалась ясной.

— Красота была неописанная, — рассказывала она со слезами на глазах. — Храмы белые, сады цветущие. И сестры такие дружные, работящие. Все друг другу помогали.

— А почему разрушили?

— Не понимали люди тогда, что разрушают. Думали — лучше будет. А получилось хуже.

— А восстановить можно?

— Можно, конечно. Только нужны руки и сердца, как у наших матушек. И время много нужно.

   Часть третья. ВОЗРОЖДЕНИЕ

   Глава 7. Первые шаги

**Москва, Патриархия. 1990 год**

В отделе по монастырям Московской Патриархии рассматривались просьбы о восстановлении закрытых в советское время обителей. Среди заявлений было и прошение о возрождении монастыря в "Святых Кустиках".

— Интересное место, — говорил протоиерей Владимир, заведующий отделом. — История богатая, традиции есть. И народ просит.

— А кто будет настоятелем? — спросил его помощник.

— Есть кандидат. Иеромонах Варлаам из Успенского монастыря в Уфе. Опытный, грамотный. Говорят, энтузиаст.

— А условия какие на месте?

— Тяжелые. Ничего не осталось от старых построек. Придется все начинать с нуля.

— Но если есть желающие...

— Тогда благословим. Авось Бог поможет.

**Уфа, Успенский монастырь. Зима 1991 года**

Иеромонах Варлаам (в миру Сергей Максаков) получил назначение на восстановление монастыря в "Святых Кустиках". Ему было сорок лет, за плечами — опыт монашеской жизни и хозяйственной деятельности.

— Отец Варлаам, — говорил ему наместник Успенского монастыря, — дело трудное берете на себя. Там же ничего нет — только пустое место.

— Ничего, владыка. С нуля начинать даже лучше — меньше проблем с наследством прошлого.

— А помощники будут?

— Пока один послушник согласился поехать. Михаил зовут, молодой еще, но усердный. А там видно будет — Бог даст людей.

— Ну что ж, благословляю. Начинайте с малого — поставьте часовню, организуйте богослужения. А дальше как Господь управит.

**"Святые Кустики". Весна 1998 года**

28 мая, в праздник Вознесения Господня, на месте бывшего монастыря была отслужена первая за семьдесят лет Божественная литургия. Приехало около ста человек — верующие из окрестных сел и городов.

Службу совершил архиепископ Никон в сослужении нескольких священников. Алтарем служил деревянный стол, престолом — походный антиминс.

— Братья и сестры, — сказал владыка в проповеди, — сегодня великий день. После долгих лет забвения на этом святом месте вновь звучит молитва.

Многие плакали. Особенно старожилы, которые помнили рассказы дедов и прадедов о былом монастыре.

— Матушка Анна, — подошли к последней выжившей монахине, — дожили до светлого дня.

— Дожила, — отвечала она сквозь слезы. — Всегда знала — место это святое. Бог его не оставит.

После службы отец Варлаам обратился к собравшимся:

— Дорогие мои, сегодня мы закладываем первый камень в основание новой обители. Будет трудно — никого не обманываю. Но если мы будем дружно работать и молиться, создадим монастырь не хуже прежнего.

   Глава 8. Строительство

**"Святые Кустики". Лето 1998 года**

Первым делом нужно было построить хотя бы временное жилье и место для богослужений. Отец Варлаам с послушником Михаилом поставили два строительных вагончика — один для жилья, другой приспособили под домовую церковь.

— Отец Варлаам, — говорил Михаил, — а не слишком ли скромно получается? Люди ждут чего-то более... торжественного.

— Михаил, помни — всякое великое дело начинается с малого. Господь тоже родился не во дворце, а в простых яслях.

Условия жизни были спартанские. Электричества не было, воду носили из родника, отопление — дровяная печка. Но отец Варлаам не унывал.

— Хорошо, что летом начинаем, — говорил он. — К зиме успеем что-то более капитальное построить.

К осени удалось возвести небольшой деревянный храм во имя святого благоверного князя Георгия Владимирского — в память о первом храме дореволюционного монастыря.
**"Святые Кустики". 1999 год**

Весть о возрождении монастыря быстро разошлась по всей России. Стали приезжать паломники, жертвователи, добровольцы, готовые помочь в строительстве.

— Отец Варлаам, — говорил один из меценатов, уфимский предприниматель Геннадий Букаев, — я готов профинансировать строительство большого храма.

— Спасибо за доброе намерение, — отвечал игумен. — Но давайте не будем торопиться. Сначала создадим общину, наладим духовную жизнь. А храмы потом построим.

— Почему не сразу?

— Потому что храм без молящихся — это просто красивое здание. А нам нужна живая обитель.

К концу года в монастыре жило уже пять человек — игумен, три послушника и один монах. Построили братский корпус, трапезную, хозяйственные постройки.

**"Святые Кустики". 2000 год**

Началось строительство большого Успенского собора на месте недостроенного дореволюционного храма. Проект разработали московские архитекторы, взяв за основу старинные чертежи.

— Хотим восстановить не только внешний облик, но и дух прежней обители, — объяснял отец Варлаам рабочим. — Каждый камень должен лежать с молитвой.

Строительство шло медленно — не хватало средств, квалифицированных мастеров. Но игумен не торопил.

— Лучше строить долго, но качественно, — говорил он. — Этот храм должен простоять века.

В том же году была найдена главная святыня старого монастыря — икона с частицами святых мощей, спрятанная в 1922 году. Ее обнаружили при расчистке фундамента Георгиевского храма.

— Отец Варлаам, — взволнованно сообщил послушник Михаил, — там, под алтарем, тайник! И в нем икона!

Игумен спустился в подвал. В специально устроенной нише действительно лежала завернутая в ткань икона. Несмотря на семьдесят лет, она сохранилась прекрасно.

— Господи, — прошептал отец Варлаам, — какое чудо! Матушки наши сберегли святыню для нас.

**Москва, Патриархия. 2002 год**

В Священном Синоде рассматривался вопрос о преобразовании подворья в самостоятельный монастырь.

— Святейший Владыка, — докладывал митрополит Никон, — обитель в "Святых Кустиках" достаточно окрепла. Братии уже пятнадцать человек, хозяйство налажено, духовная жизнь устроена.

— А игумен как справляется? — спросил Патриарх Алексий II.

— Хорошо справляется. Отец Варлаам — опытный настоятель. И главное — он сумел восстановить преемственность с дореволюционной традицией.

— Как это?

— Нашел нескольких потомков бывших монахинь, записал их воспоминания. Восстановил иконостас по старым фотографиям. Даже устав составил на основе дореволюционных документов.

— Тогда можно преобразовывать в самостоятельный монастырь.

26 декабря 2002 года Священный Синод принял постановление о преобразовании подворья в Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь "Святые Кустики".

**"Святые Кустики". 2005 год**

К этому времени монастырь значительно вырос. Был построен и освящен Успенский собор, трапезный храм, братский корпус. На месте знаменитых переплетенных деревьев возвели восьмигранную часовню во имя Иверской иконы Божией Матери.

— Отец Варлаам, — говорил архитектор, показывая план дальнейшего развития, — по проекту здесь должна быть колокольня высотой сорок метров.

— Хорошо. Но не забудьте — все должно гармонировать с окружающим пейзажем. Мы строим не для показухи, а для молитвы.

В монастыре жило уже двадцать пять человек. Появились различные послушания — иконописная мастерская, пасека, огород, мастерская церковной утвари.

— Каждый должен найти дело по душе, — говорил игумен. — Монастырь — это не место безделья, а место труда и молитвы.

**"Святые Кустики". 2010 год**

Монастырь стал одним из духовных центров Башкирии. Сюда приезжали тысячи паломников, проводились конференции, духовные беседы.

— Отец Варлаам, — спрашивал журналист федерального телеканала, — в чем секрет успеха вашей обители?

— Никакого секрета нет, — отвечал игумен. — Просто мы стараемся жить по Евангелию. Молиться, трудиться, помогать людям.

— А планы на будущее?

— Планы простые — совершенствоваться духовно, развивать монастырское хозяйство, принимать паломников. Главное — сохранить то, что создано.

В этом году началось строительство гостиницы для паломников. Поток желающих посетить монастырь постоянно рос.

**"Святые Кустики". 2016 год**

4 июня в монастырь приехал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Это было знаковое событие — первое посещение Предстоятелем Русской Церкви возрожденной обители.

— Ваше Святейшество, — встречал Патриарха игумен Варлаам, — для нас великая честь принимать Вас в нашей обители.

— Отец Варлаам, я много слышал о вашем монастыре. Удивительно, как за короткое время удалось создать такую красоту.

Патриарх осмотрел все постройки, пообщался с братией, отслужил всенощное бдение в Успенском соборе.

— Видно, что здесь трудятся не просто строители, а люди, влюбленные в свое дело, — сказал он в проповеди. — Такие монастыри — украшение нашей Церкви.

В память о посещении Патриарха в монастыре был установлен памятный камень с соответствующей надписью.

   Глава 9. Испытания веры

**"Святые Кустики". 2018 год**

Монастырь процветал, но игумен Варлаам понимал — впереди могут быть трудности. Меняется время, меняются люди, меняется отношение к вере.

— Отец наместник, — обратился к нему иеромонах Серафим, — среди молодых послушников появляются странные настроения. Говорят, что мы живем слишком комфортно, что настоящие монахи должны больше страдать.

— Это понятно, — ответил игумен. — Молодость всегда ищет крайностей. Нужно объяснять, что монашество — это не самоистязание, а путь к Богу.

— А если они не поймут?

— Кто не поймет — уйдет. Кто поймет — останется. Главное — не принуждать.

Действительно, несколько молодых послушников покинули монастырь, считая жизнь в нем "недостаточно аскетичной". Но их место заняли другие, более зрелые люди.

**"Святые Кустики". 2020 год**

Пандемия коронавируса коснулась и монастыря. Пришлось ограничить прием паломников, ввести санитарные меры.

— Братия, — обратился игумен к монахам, — времена непростые. Но это не повод для уныния. Господь испытывает нас, чтобы укрепить веру.

— А что, если паломники совсем перестанут ездить? — беспокоился казначей. — У нас ведь бюджет во многом зависит от пожертвований.

— Ничего страшного. Будем экономить, перейдем на более простой образ жизни. Монахи и раньше умели довольствоваться малым.

Кризис действительно сказался на финансах монастыря. Пришлось отложить некоторые строительные планы, сократить штат рабочих. Но братия отнеслась к этому спокойно.

— Зато больше времени остается для молитвы, — говорили монахи.

**"Святые Кустики". 2022 год**

Специальная военная операция на Украине вызвала новые вызовы. В обществе появились напряжение, разногласия. Часть прихожан ожидала от монастыря публичной поддержки государственной политики.

— Отец игумен, — говорил один из благотворителей, — ваша обитель должна ясно высказать свою позицию. Поддержать армию, президента.

— Мы молимся о мире, — спокойно отвечал отец Варлаам. — Это наша позиция. Монастырь не должен заниматься политикой.

— Но как же патриотизм?

— Патриотизм в том, чтобы быть настоящими христианами. Любить Родину, но не ненавидеть других.

Такая позиция понравилась не всем. Несколько крупных жертвователей прекратили поддержку монастыря. Но игумен считал, что принципы важнее денег.

   Глава 10. Преемственность

**"Святые Кустики". 2024 год**

Игумену Варлааму исполнилось семьдесят лет. Он начал задумываться о передаче управления монастырем преемнику.

— Отец Серафим, — сказал он своему заместителю, — пора готовить смену. Я уже не молод, могу не справиться с нагрузкой.

— Отец игумен, вы в прекрасной форме! — возразил иеромонах Серафим. — Можете еще много лет руководить.

— Может быть, может быть. Но лучше передать дела, пока еще в здравом уме и твердой памяти. Вы молоды, энергичны, хорошо знаете современную жизнь.

— А если не справлюсь?

— Справитесь. У вас есть главное — любовь к Богу и к людям. А опыт придет.

В декабре 2024 года состоялось торжественное избрание нового настоятеля. Братия единогласно избрала иеромонаха Серафима, и Священный Синод утвердил это решение.

**"Святые Кустики". Рождество 2025 года**

За Рождественской службой в Успенском соборе собралось более тысячи человек. Служил новый игумен Серафим в сослужении отца Варлаама и других священников.

— Братья и сестры, — сказал отец Серафим в проповеди, — сегодня особенный день. Мы празднуем Рождество Христово в обители, которая воскресла из небытия. Это чудо стало возможным благодаря молитвам, труду и жертвенности многих людей.

В храме стояли потомки тех, кто строил дореволюционный монастырь, и тех, кто его разрушал. Время примирило всех перед лицом вечности.

— Особенно хочу поблагодарить нашего почетного настоятеля, отца Варлаама, — продолжал игумен. — Он за четверть века создал не просто монастырь, а духовный центр, место, где люди находят покой и утешение.

После службы состоялась праздничная трапеза. За столом сидели монахи, паломники, благотворители, местные жители.

— Отец Варлаам, — подошел к почетному настоятелю пожилой крестьянин, — а помните, как все начиналось? Два вагончика в пустом поле...

— Помню, — улыбнулся отец Варлаам. — Тогда казалось — как же мы что-то построим? А теперь смотрю и удивляюсь — неужели это мы создали?

— Не мы, — поправила его пожилая монахиня, приехавшая из соседнего женского монастыря. — Бог создал. А мы только инструменты в Его руках.

— Верно говорите, матушка. Слава Богу за все.

   Эпилог

**"Святые Кустики". Пасха 2025 года**

Ранним пасхальным утром архимандрит Варлаам стоял на колокольне и смотрел на монастырь. Внизу суетились люди, готовясь к праздничной службе. В воздухе пахло весной и ладаном.

Он вспоминал тот день двадцать семь лет назад, когда впервые приехал сюда. Пустое место, заросшее бурьяном. И вот теперь — процветающая обитель, духовный центр, место паломничества.

"Господи, — молился он, — спасибо Тебе за все. За то, что позволил быть участником этого чуда. За всех людей, которые помогали. За трудности, которые закаляли. За радости, которые окрыляли".

Начался колокольный звон — радостный, торжественный. По всей округе разносился благовест, возвещая о Воскресении Христовом.

В этом звоне слышались голоса всех, кто когда-либо жил и молился на этом святом месте. Игуменьи Серафимы, заложившей основы первого монастыря. Сестер, которые трудились и молились здесь. Тех, кто пострадал за веру в годы гонений. И тех, кто возродил обитель в новое время.

Место действительно было святое. Святое не только потому, что здесь происходили чудеса и видения. А потому, что здесь люди искали Бога и находили Его. Потому, что здесь звучала молитва, совершались добрые дела, исцелялись души.

— Христос воскресе! — радостно пел хор в храме.

— Воистину воскресе! — отвечали молящиеся.

И в этом пасхальном ликовании было все — и память о прошлом, и радость настоящего, и надежда на будущее. Потому что настоящая вера не умирает никогда. Ее можно гнать, преследовать, стараться уничтожить. Но она возрождается, как весенняя трава после долгой зимы.

История монастыря "Святые Кустики" — это история русской веры. Веры, которая прошла через все испытания и выстояла. Которая научилась приспосабливаться к любым условиям, но никогда не изменяла своей сути.

И пока есть такие места, пока есть люди, готовые молиться и трудиться во славу Божию, будет жива Россия. Не политическая или географическая, а духовная. Россия святых и подвижников, мучеников и исповедников. Россия "Святых Кустиков".

---

   Финальная сцена

**"Святые Кустики". День празднования святой Троицы, 2025 год**

Архимандрит Варлаам шел по тропинке, ему хотелось побыть одному в этот великий праздник, вспомнить тех, кто ушел, поблагодарить Бога за все прожитые годы.

У часовни он увидел молодого человека лет двадцати пяти, который стоял в глубокой задумчивости.

— Здравствуйте, — тихо поздоровался отец Варлаам.

— Здравствуйте, батюшка, — откликнулся юноша. — Простите, что помешал. Я хотел здесь помолиться.

— Не мешаете. Это место для всех. А вы откуда?

— Из Москвы. Иван меня зовут. Приехал сюда... не знаю даже как объяснить. Жизнь какая-то пустая стала. Друзья говорят — съезди в монастырь, может, что поймешь.

Старый архимандрит внимательно посмотрел на молодого человека. В его глазах была та же растерянность, которую он видел у многих современных людей.

— И что, понимаете что-нибудь?

— Странно... — Иван задумался. — Я же не особо верующий, в церковь редко хожу. А здесь как будто что-то происходит в душе. Спокойно становится.

— Это и есть главное чудо этого места, — сказал отец Варлаам. — Не видения, не исцеления, а покой в душе.

— А правда, что здесь когда-то старца видели?

— Правда. Более ста пятидесяти лет назад.

— И вы верите в это?

— Верю. Но знаете что? Даже если бы никто никого не видел, место от этого не стало бы менее святым. Святость — она от людей исходит, от их молитв, их дел.

Они стояли в молчании, слушая шелест листьев. Где-то вдалеке звучали голоса паломников, но здесь была удивительная тишина.

— Батюшка, — вдруг спросил Иван, — а что такое святость? Как ее понять?

— Святость — это когда человек живет не для себя, а для других. Когда он готов отдавать, а не только брать. Когда он ищет смысл не в удовольствиях, а в служении.

— А можно стать святым, живя в миру?

— Конечно можно. Святые бывают разные — монахи, семейные люди, врачи, учителя. Главное — как ты относишься к людям, к жизни, к Богу.

Иван кивнул, словно что-то важное понял для себя.

— Спасибо вам, — сказал он. — Можно, я еще приеду сюда?

— Приезжайте. Двери здесь всегда открыты.

Молодой человек поклонился и пошел к выходу. А архимандрит Варлаам остался один у святых деревьев.

"Господи, — молился он, — опять Ты посылаешь знак. Опять показываешь, что это место живет и будет жить. Что сюда будут приходить люди, искать Тебя и находить".

Начинал звонить колокол к праздничной службе. Мелодичный, радостный звон разносился над лесом, достигал дальних деревень, поднимался к небу.

В этом звоне слышалась вся история святого места — радость первых видений, скорбь разрушения, ликование возрождения. И еще что-то — предчувствие будущего, которое обязательно придет.

Потому что истинная святость не умирает. Она может скрываться, испытывать гонения, казаться забытой. Но всегда находятся люди, которые готовы ее искать, беречь, передавать дальше.

И пока есть такие люди, как молодой Иван из Москвы, который приезжает в глухой башкирский лес искать смысл жизни, — будут живы "Святые Кустики". Будет жива Россия. Будет жива надежда на то, что добро сильнее зла, а любовь сильнее смерти.

Архимандрит Варлаам перекрестился и медленно пошел в храм. Там его ждала братия, ждали паломники, ждала праздничная служба.

А в воздухе все звучал колокольный звон — вечный, как сама вера, глубокий, как человеческое сердце, торжественный, как Божия любовь.

---

**КОНЕЦ**

---

*Роман "Святые Кустики" основан на подлинной истории Успенского Свято-Георгиевского монастыря в Башкортостане. Некоторые персонажи и события вымышлены, но общая канва соответствует историческим фактам.*

*Светлой памяти всех, кто строил, разрушал и восстанавливал святыни России.*


Рецензии