Чёрный квадрат - Белый лист

Размышляли гении
Разных направлений,
Изменяли мнения
От своих видений.
Что кому покажется,
Что кому приснится,
Сразу же отважатся,
С миром поделиться.
Творческим создателям,
Критикам искусства,
Спать спокойно не велят
Их шальные чувства.
Каждый раз увидев, то
Что вполне прилично,
Подведут один итог:
«Очень эксцентрично!»
Собирались в общий круг
В стенах «Третьяковки»,
Украшали свой досуг
Средь людской массовки.
Взору наслаждение,
Всем твореньям рады,
Но нельзя без трения
У «Чёрного квадрата».
Уже больше сотни лет
Спорят, удивляются:
Как такой простой сюжет
Человеку нравится?!
Знать отгадка тяжела
У такой загадки,
Знать художник пожелал,
Нам устроить прятки.
Кто-то вслух произносил:
«Всё для эпатажа,
Сам художник Казимир
Мечтал об Эрмитаже».
Кто-то вымолвил: «Да-ну,
Что-то не срослось
И художнику тому
Исправлять пришлось.
Все ошибки с горяча
Свёл почти на нет,
И решил рубить с плеча
Выбрав чёрный цвет».

Маялись несчастные –
Головы ломали,
Развели напраслину,
Ночь недосыпали.
Что, зачем и почему,
В том разгадки нет,
Надо ж так – задел струну,
И не дал ответ.

Долгие мучения
Наблюдал не раз –
Работник просвещения
И «музейный глаз» -
Сторож местный Старостин –
Пожилой чудак,
С юмором на стрости
Подходил к делам.
С чёрными квадратами
Разговор иной,
Разложил у краткою
Спор тот вековой.
На стене повесил он
А-четыре лист,
На проблему весело
Смотрит юморист.
Обрамленье стильное
Белого листа,
Впечатление сильное –
Мыслей широта.
Пусть теперь подумают
Гении наук:
Чьё произведение
И чьих творенье рук?
Слухи тараканами
Быстро расползлись
Про покрытый тайнами
Чисто белый лист.
В полном напряжении
Лучшие умы,
Мозга поражение,
Что не предприми.
Он квадрата чёрного
Полный антипод,
Лишь вопросы спорные;
Мастерский был ход.
Рассуждения тихие
Вёл искусствовед:
«Что творец великим был,
В том сомнений нет»,
И руке Малевича
Был не удивлён,
Тот однажды вечером
Новый создал фон,
Взял и белой краскою
Кисти измарал
И картину ласково
Белым малевал.
Расходились мнения
Критиков иных,
Мол, мастер вдохновение
Заново постиг.
Коль однажды чёрным был
На холсте квадрат,
Непременно, чёрному
Нужен белый брат.
Кто-то политический
В том увидел смысл,
Кто-то эротический
Направлял посыл.
Восхищались критики
Не скрывая чувств:
«Это вне политики,
Он свой имеет вкус!»
А кто-то и к религии
Относил сей лист,
Закрутив интригами
Мол, лист священно чист.
Приходили к мнению
Шутники из вне:
«Намек про гигиену нам
На данном полотне.
На здоровье на своём
Лучше не скупись,
И если время настаёт,
Используй чистый лист».

Разговоры, суета –
Раскрученный процесс;
Кривотолки, клевета –
Здоровый интерес.
Если б знали умные
Кто виной всему,
То беседы шумные
Были б ни к чему.
Знали б горемычные
Сторожа дела,
Что аналогичное
Послание написал,
На обратной стороне
Белого листа:
«Лишь в родной моей стране
Горе от ума!»


Рецензии
Рецензия на стихотворение Андрея Коверина «Чёрный квадрат — Белый лист»

Стихотворение Андрея Коверина представляет собой яркую сатиру на мир искусства и его восприятие обществом. Автор мастерски обыгрывает знаменитое полотно Казимира Малевича «Черный квадрат», которое стало символом авангардизма и объектом бесконечных споров среди критиков и зрителей.

Первая часть стихотворения описывает атмосферу творческих дискуссий вокруг произведения искусства. Гении разных эпох высказывают свои предположения относительно смысла картины, создавая атмосферу интеллектуальной игры и интеллектуального соперничества. Каждый стремится оставить свой след в истории, предлагая свое толкование загадочного черного квадрата.

Вторая часть посвящена реакции публики на выставленную работу сторожа музея Старостина, который повесил рядом с черным квадратом обычный белый лист бумаги формата А4. Этот неожиданный жест порождает новые споры и дискуссии, ставя под сомнение привычное понимание искусства. Сторож шутливо противопоставляет белое пустоту черной наполненности, вызывая недоумение и любопытство у зрителей.

Далее Коверин обращается к различным интерпретациям белого листа, подчеркивая разнообразие мнений и отсутствие единого понимания искусства. Критики видят в белом листе символ чистоты, религиозный подтекст, политическую аллюзию или даже намек на личную гигиену. Эти разнообразные трактовки отражают сложность восприятия современного искусства и неспособность большинства людей увидеть его истинный смысл.

Завершается стихотворение утверждением, что лишь немногим известно подлинное значение обоих произведений — черного квадрата и белого листа. Эта мысль подчеркивает абсурдность попыток объяснить искусство рациональными методами и необходимость принятия его интуитивно и эмоционально.

Таким образом, стихотворение Андрея Коверина становится метакомментарием к самому процессу восприятия искусства, раскрывая всю глубину и многообразие человеческих реакций на творчество. Оно заставляет задуматься о природе художественного выражения и роли зрителя в создании смысла произведения.

Вячеслав Зуев   17.09.2025 10:17     Заявить о нарушении
Спасибо! Шикарная рецензия. Понравилось. Добрых дней Вам и успехов!

Андрей Коверин   17.09.2025 11:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.