коучинг зрелости
Представление о зрелости личности как формировании зрелого Эго было введено З. Фрейдом (1990) в форме концепта ресурсного метасостояния, достигаемого клиентом в процессе длительного анализа и устойчиво воспроизводимого в повседневной жизни благодаря преодолению остатков детских неадаптивных стереотипов мышления, поведения и эмоционального реагирования (Сандомирский М.Е., 2007), позволяющих «выйти из детства» и "быть родителем самому себе». В
процессе формирования зрелого Эго комплементарно происходит освобождение от психосоматических симптомов (Сандомирский М.Е., 2005). В этой связи по мере развития зрелого Эго становится все более важным понимание взаимосвязи между процессами физического здоровья и психологическим состоянием конкретного человека, описанное В. Райхом как снятие панциря защит и построение целостности.
Так как этот процесс предполагает развитие критического мышления, устойчивых внутренних опор и ориентацию на выбор самостоятельных решений, то обретение практических навыков осознанности своих переживаний, разрешения внутренних противоречий и базовые понятия по сохранению здоровья выходят на первый план созревания Эго.
Зрелое эго характеризуется способностью переносить стресс, а для достижения этого полезно овладеть навыками :
поведения в стрессовых ситуациях
умение адаптироваться в новых условиях жизни или работы
поддерживать физическое тело в состоянии баланса, которое соответствует возрасту.
Важным этапом этого процесса является осмысление человеком влияния возрастного развития, психического онтогенеза начиная с периода младенчества. Если в младенчестве человек реагирует на нарушение гомеостаза физиологическими механизмами реагирования, то в дальнейшем у него реакции становятся психическими и возникают стойкие механизмы автоматической обратной связи в виде контроля чувств, эмоций и ощущений.
Актуальность темы
Анализ психосоматических аспектов формирования зрелого эго важен в том, чтобы распознавать и предотвращать дезадаптацию, регрессионные провалы в детское состояние, что сильно влияет на физическое состояние организма и на социально - общественное функционирование.
Человек начинает себя вести или в оказывается в эмоциональном состоянии, несоответствующим зрелости его возрастной категории, что приводит к тому, что информация о процессах жизни воспринимается как будто бы детским умом и сквозь призму травматического опыта.
Человек теряет контакт с современными взглядами на события или явления и начинает пользоваться несовременными - такими, какими они были им восприняты в детском возрасте, когда еще не было оценки критическим мышлением и решения принимались значимыми лицами.
Таким образом человек останавливается в возрастном развитии личности и начинается инфантилизация как в оценке событий и ситуаций, что может привезти в дальнейшем к физиологическим проявлениям в теле.
Следовательно, причины психосоматических реакций, а в дальнейшем и возможных заболеваний , становятся связанными с регрессией на более низкий уровень психосоматического функционирования.
Появление понятия Эго в приложении к психосоматической проблематики связано с идеями о том, что психика и тело неразрывно связаны навсегда и в моменты стресса , когда что то становится непереносимым для эго, человек погружается в регрессивное состояние, что бы сохранить внешнюю целостность, однако при этом внутри он испытывает несвойственные его возрастной категории , переживания и их проявления в физическом теле.
В возрастной категории зрелого эго имеются уже свои психосоматические состояния, которые дают способность к самостоятельной эмоциональной регуляции и принятию личностных решений, что создает помощь самому себе в целях поддержания уверенной позиции в отстаивании своих личных интересов в стрессовой ситуации и последующей здоровой самооценки.
Это помогает избежать реакций, которые могут повредить эмоциональным отношениям с другими или перейти в повреждение функций физического тела.
Цель исследования:
Изучить взаимосвязь психосоматических проблем клиентов с проявлениями их недостаточной психосоматической и социальной зрелости
Задачи :
1) Изучить связь клиентских запросов с проявлениями инфантильных переживаний на основе ревизии ощущений клиентов
2) Изучить связь описанных телесных проявлений с возрастом, в котором по описанию клиента, произошла фиксация его травматических переживаний детства
3) Сформулировать для клиента ясное понимание и представление того, что было незрелым в его отношении к проблеме и запросу и предложить пути формирования зрелого отношения
Объект исследования :
Психосоматический интеллект в аспекте личностной зрелости
Предмет исследования :
Телесные проявления незрелых эмоций, препятствующие решению практических задач жизни клиента
Методы исследования :
1) анализ запросов клиента
2) анализ клиентского психосоматического состояния в формате ревизии ощущений
3) задавание регрессивных вопросов
Практическая значимость :
Исследование психосоматических явлений незрелости и коучинговая помощь клиенту для ускорения возрастного становления личности и формирование зрелого эго призваны играть важную практическую роль в решении психосоматических проблем клиента, связанных с его запросом .
Апробация проведена в процессе коучинговой работы с 10 клиентами, запросы которых относятся к различным сферам деятельности
Теоретическая часть.
Психосоматическое аспекты зрелого Эго и возрастного становления личности
Зрелое эго предполагает функционирование личности из позиции взрослого человека и способно к саморегуляции и обращению за помощью в стрессовых ситуациях :
осознание и контакт со своими эмоциями, способность их понимать
конструктивно выражает другим, то что он чувствует
владеет критическим мышлением при оценке происходящего вокруг
поддерживает физическое здоровье
распознает характер людей при общении и соответственно этому строит отношения
исследует свои потребности и стремиться их удовлетворить на основании здорового общения с окружающими, выстраивая свои границы и соблюдая границы других - развивает навыки решения задач
Если есть некоторая проблематика и задержка в развитии эго, то человек при проживании различных бытийных событий и ситуационных задач реагирует обратным образом :
подавляет и вытесняет свои собственные эмоции
не может понять свое состояние
вместо проявления своих реакций и обмена пониманием с другими, пытается подстроиться к другому и угадать его желаемое
не может разрешить внутренние конфликты , или даже не понимает их
выстраивает внешний фасад личности и на это уходит много энергетических затрат, так как внутренний каркас личности не сформирован и человек испытывает напряжение для удержания того, что он показывает другим.
сложно ощущает себя а конфликте и ведет себя реактивно, а не пытается создать общее удовлетворение
имеет маленькую гибкость в оценке происходящего, нейропластичность слабая и это поддерживает жестокую напряженность эмоциональную
использует физические симптомы для своей вторичной выгоды.
Все выше перечисленное приводит к активизации симпатической нервной системы и выбросу гормонов стресса:
адреналина
кортизола
-гормонов щитовидной железы
Так как это происходит регулярно, то иммунитет ослабляется и сам организм уже не справляется со стрессом и начинается сначала легкие проявления нарушения работы внутренних органов и затем уже это может перейти а заболевания, а недомогания физического тела создают обратное напряжение психологического восприятия и человек попадает в повторяющийся круг стресса и его благополучие жизни резко ухудшается.
Возникают стойкие психические защиты, которые с одной стороны ограждают нас от неприятности моменте, а с другой стороны, не позволяют полноценно проживать воспоминания и впечатления, связанные с отрицательными переживаниями. В этом процессе возрастного становления личности в процессе онтогенеза может присутствовать и неадаптивная часть.
Это неадаптивные проявления психологических защит, которые связаны неврологически с устройством и функционированием мозга, балансом его вербальной и невербальной активности, лимбической и фронтальной зон мозга.
Вербальная активность человека при общении концентрируется в фронтальной коре головного мозга, а не в лимбической зоне, связанной с эмоциями. Поэтому просто лишь поговорить с клиентом о его проблеме в коучинговой сессии не оказывает разрешающего эффекта. Тогда человек живет какое-то время в стрессе и затем начинает обходиться обходными путями - вытесняя воспоминания. И эмоциональные реакции уже начинают свой вышеописанный путь, который приводит к тому, что спустя время человек заболевает и не может исцелиться.
Для самого человека понять как последовательно происходила вся цепочка затруднительно и он может попасть в ловушку идеи, что либо с возрастом быть в боли - это естественно, либо начинает считать что это его судьба или плохой астрологический период. Впадает в ожидания, в то время как реальные причины усугубляют физические проявления
Из актуализации необходимости развивать зрелое Эго при психосоматических аспектах жизненных проблем в отношениях или физическом здоровье, определяются задачи, которые стоят при работе с клиентом: - обратить внимание клиента на его эмоции,
если необходимо помочь распознавать их
прояснять в беседе с клиентом причины их возникновения
применять техники re.ТРИ для помощи клиенту осознать травмированные потребности, которые служат источником
показать и поддержать клиента в приобретении навыка по управлению создавшегося сценария реакций
Чтобы оказывать вышеперечисленную профессиональную поддержку клиента в его самостоятельном развитии зрелого Эго и преодолении психосоматических аспектов необходимо понимать :
- Причины психосоматических проблем
Причины возникновения психосоматических проблем сводятся к тому, что на разных этапах возрастного психологического развития, когда формируются высшие психические функции и сенситивность, именно та, которая должна созреть на этом конкретном этапе, этот процесс был приостановлен и не произошел « скачок « изменения в том новом, что сопровождает этот период жизни.
- Как это происходит:
Весь процесс протекает через физиологический кризис, когда одно доминантное состояние, которое сопровождало предыдущий отрезок жизни, должно сменится на другое, требующееся на новом этапе.
В чем заключается кризис ?
Кризис выражается тем, что старый набор сенситивностей не подходит, что бы им пользоваться на новом отрезке жизни и там благополучно развиваться и именно эта
неконгруэнтность, недостаточность адаптации и мотивирует человека к движению вперед, познанию и приобретению иных навыков, что бы освоить возможности, открывающиеся на этом этапе взросления.
Возрастное психическое развитие выглядит как неравномерное - оно чередуется то резким переходом в другие состояния и соответственно и другие материальные возможности, так и как затянувшееся, а время от времени и вовсе остановившееся.
Вот на таких реперных точках и случается регресс, как одна из форм сохранения своей внешней целостности. Это вполне естественный способ сохранения себя, когда внутри происходит не синхронное развитие отдельных функциональных систем организма или внутри одной какой то системы.
Так выглядит естественная внутренняя противоречивость развития каждого человека:
с одной стороны каждый из нас развивается в индивидуальном темпе и ритме
с другой стороны желательно сохранять общие закономерности развития
переход от одного периода к другому
наличие единого плана
последовательность стадий развития
Возрастные границы перехода могут быть размыты и не определяются строгими биологическими показателями.
Учитываются влияния социально - общественных факторов, которые могут создавать разнообразные формы индивидуального проявления.
Задачей психосоматического коучинга является:
рассмотреть, что является ведущим в звене при формировании психосоматических реакций клиента
определить возраст, когда это примерно произошло
станет понятна область тела, тот функциональный центр, с которым надо работать в первую очередь
работа на физиологическом уровне техниками re. ТРИ, подходящими для конкретного клиента
обучение клиента самостоятельно выполнять доступные ему техники
Закономерности формирования психологической и психосоматической зрелости
Психосоматические аспекты развития зрелого Эго формируются следующим образом:
1) Основу составляет выдвинутое З. Фрейдом предположение, что основная характеристика личности - базовая структура личности формируется в раннем детском возрасте и затем сохраняется практически неизменной на протяжении всей жизни.
Отношение к людям, с которыми ребенок жил первые годы детства, затем проецируются на других людей, которые попадают у человека в категорию «значимые»
Таким образом образуется повторяемость сенситивных реакций по кругу.
А. Адлер назвал это индивидуальным планом жизни, связанным со стратегией самоутверждения или «самодовлеющая целенаправленность»
Э. Берн называл это « жизненный сценарий»
Л. Шерток сформулировал его, как исходная потенциальная способность к установлению отношений.
Периодизация возрастного развития и аспект инфантильности
Фрейдовская периодизация личностного развития включает 4 этапа:
оральный ( первый год жизни)
анальный ( регулирование физиологических потребностей) 3 года
фаллический
генитальный
При этом по мысли Фрейда, может происходить « застревание» на определенных этапах развития, приводящее к формированию у взрослого индивидуума личностных черт - характер.
Взросление и кризисы развития
Одной из ведущих современных психодинамических концепций перидизации личностно- социального развития является схема Э. Эриксона, с точки зрения которого, формирование идентичности происходит через нормативные кризисы.
На каждом этапе кризиса происходит выбор :
позитивного варианта развития определенных личностных черт характера
негативного варианта развития определенных черт характера
Таким образом и определяется жизненная позиция человека в социуме.
Возрастные кризисы развития зрелости (нормативные), которые сопровождают нас от рождения вплоть до ухода из жизни, описаны Э. Эриксоном и имеют восемь стадий на разных отрезках развития
Младенчество ( до года)
Конфликт заключается: Доверяю Или Не доверяю
Раннее детство ( 1-3 года)
Конфликт заключается с Автономия и если не поддержали стыд, сомнения в себе
Дошкольный (3-6 лет)
Инициативность и если что то другим не понравилось, то Вина
Школьный ( 6-12 лет)
Созидание и если что то не получалось, то обесценивали или нет
Подросток ( 12-19 лет)
Индивидуальность и если отрицали или не принимали, то не имеет своего места и путает роли, ощущение потерянности.
Ранняя взрослость ( 20-25 лет)
Интимность, желание близких отношений и если не создал, то ощущает изоляцию отвержение
Средний возраст (26-64 года)
Созидание того, что шире себя, а идет в общество, но может просто начать регрессировать в ребенка из за отсутствия смыслов жизни
Поздняя взрослость ( 65+ )
Переосмысление пройденного пути и человек может впасть в отчаяние, сожалея об упущенных возможностях
На каждом отрезке жизни происходит развитие смыслов для психики с последующей реализацией в материальной форме и это происходит через разрешение противоречий .
Если противоречие не было разрешено, то психика остается зацепленной и в критических ситуациях вместо разрешения вопросов, человек испытывает психосоматические реакции и погружается в состояния регресса того возрастного о резка, где остановка.
Таким образом не происходит переход в зрелое Эго.
Психосоматические аспекты зрелого Эго заключаются в равномерном развитии на протяжении всех этапов и если где то остаются « провалы», то раскрыть потенциал становится затруднительно или Даже вовсе невозможно, благополучие личности становится фрагментарным.
Для коррекции этого психосоматический коучинг по методу М. Е. Сандомирского re. ТРИ помогает клиенту « вернуться в детство « и показывает и обучает как можно исправить недочеты и особенности остановки личностного развития, что в дальнейшем способствует раскрытию потенциала клиента в желаемом им направлении эмоциональной и материальной жизни.
Если внутренние конфликты, свойственные определенному периоду останутся неразрешенными (негативный вариант развития ), то в зрелом возрасте не может проявляться зрелое Эго, а будет проявляться инфантилизм.
Здесь особенно хочется остановиться на понятии « частичная инфантильность", научно обоснованном и разработанным М. Е. Сандомирским (см. «Интегративная концепция психосоматических расстройств», 2019). Центральным определением и раскрытием темы в этой работе является инфантилизм на уровне психосоматических аспектов зрелого Эго и того, как это происходит в процессе возрастного становления личности.
М. Е. Сандомирский ввел понятие «частичной инфантильности" и рассмотрел регрессивные механизмы, которыми пользуется человек, не разрешивший внутреннее противоречие на каком-то этапе детского возраста.
Как человек оказывается в состоянии частичного инфантилизма ?
На протяжении всей жизни повторяются возрастные психологические кризисы, через которые формируются те состояния и навыки, которые необходимы для решения задач нового этапа жизни.
Примерно это происходит каждые 7 лет ( условное определение)
Если на каком то этапе развития, ребенок не разрешил для себя какое то внутреннее противоречие, то остается фиксация вниманием на тех психофизиологических состояниях и тогда он снова и снова возвращается к тому своему состоянию.
Незрелое Эго выражается в том, что находясь в соответствующем своему биологическому возрастному функциональному состоянию, человек воспринимает информацию :
как ребенок раннего возраста
или как будто он сталкивается с ней впервые в жизни
Например:
-Человек с «оральным « типом характера все время возвращается в состояние тревоги, ибо главная тема раннего возраста - благополучие и быть с другими и главная реакция - боязнь быть покинутым.
Физиологически это фиксируется на верхних и средних функциональных центрах
Человек с « анальным « типом фиксации возвращается к состояниям агрессии либо депрессии
Человек с « фаллическим и генитальным « типом фиксации имеет сложности с развитием отношений с другими людьми и построением личностных или служебных отношений
Механизм процесса :
Каждый раз формально взрослый человек возвращается к своему детскому травмированному состоянию и снова и снова его проживает
наступает состояние « частичной инфантильности «, которое то и выражается психосоматически
Частичная инфантильность выглядит так - в каких то сферах жизни человек реализует себя успешно и добивается своих поставленных целей и может достигать самых высоких показателей в материальных достижениях или творческих,
а в каких-то
наступает снова и снова регрессия, человек воспроизводит телесное состояние, которое к него наступало, когда он в детстве испытывал неудовлетворенность какой то потребности.
Происходит это в моменты каких то критических ситуаций, к которым они не были готовы и тогда совершенно неожиданно у них начинают проявляться психосоматические симптомы и начинает повторяться какой то из этапов по З. Фрейду или Э. Эриксону.
Работа с клиентом в аспекте формирования зрелости
1) Мы работаем с ощущением клиента и стараемся проанализировать и пояснить ему :
в какой период детства он вернулся по ощущениям внутри себя
проводим ревизию ощущений
помогаем осознать, что его трудности в бизнесе или в отношениях, проблемы здоровья, возникают именно там, где у него какая то трудная ситуация и это очевидно совпадает по описанию с той ситуацией, когда фиксация произошла
2) если клиент примет пояснение и то, что он сам сможет увидеть во время сессии, он формирует элементы зрелого Эго (по З. Фрейду)
Коучинговый процесс заключается в том, что мы не ставим задачи решить проблемы клиента, а ставим задачу :
показать клиенту, что у него есть Детская часть личности и одновременно есть и Взрослая часть. Причем достаточно адаптированная часть, ведь клиент имеет определенные достижения целей жизни,
и что Взрослая часть личности адекватно может оказывать поддержку Детской части
и не мы корректируем его состояние, а он сам, будучи уже взрослым представляет, как он оказывает помощь своей детской части и делает это разными способами, которые исследует о самом себе в процессе наблюдений .
Мы обучаем клиентов самостоятельной помощи самому себе и исследованию своих травмированных потребностей на предмет, как можно из сегодняшнего времени и возможностей развить ту часть личности, которая в детстве не получила такой возможности и применила детского формата защиты.
Практическая часть. Анализ клиентских кейсов
Клиентский кейс #1
Клиентка, 23 года, посещала лекции два года и решила придти на консультацию с возможностью пройти сеанс сразу.
Запрос:
Начала изменения в составе и режиме питания и начались реакции ЖКТ на рыбные или мясные блюда, при этом не удается установить на какие именно конкретно, несмотря на то, что прошла обследование на аллергии и в целом организм здоров, что подтверждено врачом. Жалуется на тошноту, изжогу, неприятные ощущения в горле и носу.
Ревизия ощущений:
ощущает квадратный предмет в горле
легкий
неприятный на ощущения, описывает как слизкий
появился кашель и сдавливание в горле
клиентке вдруг стал неприятен белый цвет стола и стульев в кабинете
вдруг появились рвотные позывы на вопрос
Когда это уже было с Вами? Она вспомнила ситуацию, когда она в 3, 5 года примерно, пошла в новый детский сад и там было строгое правило есть все, чем кормили, независимо от желания ребенка.
В один день была белая отварная рыба и когда она попробовала ее проглотить у нее появились рвотные позывы, однако воспитательница заставила съесть всю порцию.
В тот день, о котором поднялись воспоминания у клиентки в детском возрасте, у нее была высокая температура и боли в животе, но воспитательница и мама игнорировали ее рассказы.
С тех пор у клиентки повторяется реакция на рыбные и мясные продукты именно белого цвета и плотной структуры, особенно, если это связано с каким то долженствованием выполнения.
То, что в новом типе питания необходимо было употреблять белое мясо птицы и морскую белую рыбу, спровоцировало активизацию подсознательных воспоминаний.
Клиентка испытала сильное эмоциональное облегчение, она откинулась на спинку дивана, тело обмякло.
На вопрос, что она испытывает к себе, в той ситуации и в том возрасте, клиентка оживилась и сказала, что хочет обнять своего Внутреннего ребенка и дала ему обещание никогда не есть ничего без реального личного желания.
Процесс взаимодействия шел некоторое время, клиентка обнимала себя очень крепко и качалась из стороны в сторону.
Таким образом, проявление психосоматически незрелой реакции клиентки в виде болезненного отклика ЖКТ на пищу определенного цвета, являются репродукцией детских переживаний на воспоминания, связанные с приемом пищи в детском саду, которое происходило в условиях эмоционального давления на ребенка со стороны воспитательницы.
Соответственно, воспроизведение клиенткой аналогичных ощущений, связанных с системой пищеварения во взрослом возрасте, является ее инфантильной реакцией.
Формирование зрелого понимания проблемы и ее решения:
Клиентке было предложено сформулировать более ответственное отношение к своему питанию, а также даны рекомендации и инструкции по поддержанию более зрелого психосоматического состояния во время приема пищи.
Клиентский кейс #2
Клиентка, 37 лет, мама сына, замужем.
Запрос:
Стала появляться слабость с самого утра, плаксивость, иногда обмороки, развилась гипотония и жалобы на постоянную заложенность носа. Прошла достаточно серьезное обследование в двух клиниках и патологий или серьезных нарушений здоровья не обнаружено.
Работа с клиенткой:
Была проведена одна консультация и два сеанса работы с мышечным зажимом в области шейно воротниковой зоны, после которых стало понятно, что клиентка не выражает желания выполнять упражнения между сеансами совсем и появилась жалоба на непонимание ее страдания.
Работа на этом третьем сеансе:
Я предложила ревизию ощущений при жалобе на непонимание состояния - клиентка шепотом проговорила свои переживания
ей стало немного легче, но она отметила тяжесть в верхней части груди и дрожь и ответила на вопросы
тяжесть на три кг
это шар
каменный и холодный
серого цвета и клиентка его назвала « цвета тоски»
-затем она вдруг в воспоминании услышала голос мамы
почувствовала запах крепкого чая
И стала горько плакать и рассказывать, как ее мама всегда делала ей чай и укладывала в кровать с электро-простыней и спала с ней всю ночь, во всех случаях, когда клиентка падала в обморок на уроках или контрольных.
Клиентка осознала, что начала испытывать недомогания и падать в обморок, после охлаждения в отношениях с мужем и его переезда на дачу в летний сезон.
Когда она заболевала, муж возвращался и заваривал ей чай с лимоном и медом, измерял лично давление и оставался ночевать в спальне и был с клиенткой рядом все время, пока ей не становилось лучше. В этом проявился перенос отношения к маме на отношение к мужу
Клиентке было предложено оценить ситуацию и ощутить свои чувства из сегодняшнего времени и обстоятельств по отношению к себе маленькой, на что было очень бурное отвержение своего Внутреннего ребенка и настойчивое желание говорить о своих недомоганиях.
Однако клиентка продолжила сеансы и выразила желание присоединиться к групповому чату клиентов с похожими запросами, где читала истории других клиентов и наблюдала за их динамиками.
Затем стала брать сессии в реальном времени, когда у нее начались симптомы и по телефону во время работы убеждалась, что частые порывы « заболеть « можно взять под свой собственный контроль.
Через четыре месяца работы в разных формах, у нее появился навык самой следить за тем, как она устает от конфликта с мужем и начать и с мужем открыто разбирать свои взаимоотношения и
в случае первых признаков тошноты и головокружений, самой делать себе горячий чай и организовывать отдых.
Через еще два месяца, клиентка захотела отдыхать по новому - выезжать вместе с мужем на дачу и даже совместно начала увлекаться разведением цветов.
Таким образом, проявление психосоматически незрелой реакции клиентки в виде хронической заложенности носа и частых обмороков без физиологических причин, являются репродукцией детских переживаний на воспоминания, связанные с тем, что в детском возрасте у нее сформировалась привычка получать заботу мамы через плохое самочувствие и обмороки.
Соответственно, воспроизведение клиенткой аналогичных ощущений, связанных с процессом дыхания и потерей сознания во взрослом возрасте, является ее инфантильной реакцией.
Формирование зрелого понимания проблемы и ее решения:
Клиентке было предложено сформулировать более ответственное отношение к своему здоровью и научиться заботиться о себе самой, без необходимости привлекать внимание третьих лиц, а также даны рекомендации и инструкции по поддержанию более зрелого психосоматического состояния во время смены климатических сезонов и волнительных ситуаций.
Клиентский кейс #3
Клиентка, 35 лет, не замужем, имеет сына
Запрос:
Испытывает в течении двух лет устойчивые ощущения спазма в горле, когда смеется ее сын, также клиентка жалуется на раздражение кожи рук с момента родов и такое же раздражение кожи рук в виде почесывания было у нее во время непродолжительного брака
Клиентка легко идет на контакт, так как была на программе о здоровых овощах и фруктах и там услышала о психосоматических реакциях, до этого считала, что это сын слишком громкий, а руки реагируют на некачественную воду в частном доме.
Работа с клиенткой:
Я попросила клиентку шепотом рассказать о своих ощущениях и возникающих порывах, когда сын смеется и она вошла в активное проживание и у нее стало затрудняться дыхание и руки стали обмякать и застывать.
Ревизия ощущений показала:
что спазм в виде шара прозрачного
легкий
привкус чего-то химического
Шар не дает пройти воздуху
Руки совершают движения, как трутся обо что то
Клиентка осознала, что ей было два с чем то годика, а брату 4 и они баловались в теплом надувном бассейне и мама отошла, а брат стал удерживать ее под водой весом тела и ее руки изо всех сил пытались зацепиться за стенки. Брат очень ликовал и смеялся, чем привлек соседку, которая и успела их разнять.
Ситуация повторилась спустя несколько лет, когда зимой катались на санках с горок и на клиентку навалились старшие мальчики при столкновении и она испытала некое удушье и также руками пыталась зацепиться за снег, что бы выбраться.
Бывший муж был достаточно грубым в обращении и когда затем хотел помириться обнимал клиентку, а она хотела выбраться из его объятий упираясь ладонями
Клиентка осознала сценарный характер ее симптомов и начала учиться различать разницу между возможностями маленькой себя с том возрасте и возможностями взрослой женщины и постепенно начала помогать себе сама в различных ситуациях, которые повторялись в разной форме, где возникали ситуации якобы беспомощности против агрессии реальной или воображаемой по ассоциации с детскими воспоминаниями.
Таким образом, проявление психосоматически незрелой реакции клиентки в виде эмоционального раздражения на смех своего ребенка и физического раздражения кожи рук, пока она была замужем,
являются репродукцией детских переживаний, связанных с неосознанной агрессией братика и последующим повторением проживания этих эмоций во время детского отдыха с детьми противоположного пола.
Соответственно, воспроизведение клиенткой аналогичных ощущений, связанных с близким общением и контактом с лицами противоположного пола во взрослом возрасте, является ее инфантильной реакцией.
Формирование зрелого понимания проблемы и ее решения:
Клиентке было предложено сформулировать более ответственное отношение к своему восприятию ребенка и супругу, а также даны рекомендации и инструкции по поддержанию более зрелого психосоматического состояния во время общения именно с лицами противоположного пола.
Клиентский кейс #4
Клиентка, женщина, 28 лет, не замужем, детей нет
Запрос:
В течении трех лет получила переломы - сначала одной руки, затем другой, затем одной ноги и теперь другой и испытывает страх сломать еще что то, также клиентке приснился сон, что ей нужно посещать лекции
Клиентка рассказала, что перед переломом первым испытывала сильное напряжение, бессонницу, потерю аппетита, в связи с тем, что ее родители выделили ей наследство и хотят уехать жить в страну с теплым климатом
Ревизия ощущений:
самым ярким ощущается распирающее чувство в кистях
перехватывает дыхание
описывает что кистями хочет что то держать
это материал, как ткань
запах одеколона
Клиентка осознает, что она в возрасте 6 лет и родители расстались в это время
Она вспоминает, что папа забрал ее к себе на выходной и мама сказала, что отпускает, раз она такая предательница
Она плачет сильно и как только приехали к отцу в арендованный дом, она бессознательно падает с металлической лестницы и получает сотрясение мозга и ее увозят обратно к маме, где мама ухаживает, а папа навещает каждый день.
Клиентка осмысливает аналогию с сегодняшними травмами, как ее желание удерживать родителей у себя и совместно проживать.
Родители все время находятся рядом и они сами и сама клиентка искали причины в проклятии или плохом астрологическом периоде или в нарушении координации отделов головного мозга, приводящих к переломам, что было исключено обширными обследованиями.
Работа с этой девушкой заняла четыре месяца, после чего она начала сама наблюдать свои спонтанные устремления передавать ответственность за решения разного рода другим людям.
Затем у нее появился некоторый вкус к самостоятельному выбору как в питании, так и работе со своим телом - она стала заниматься йогой и вести дневник, посещать лекции
По моей рекомендации было решено, что можно употреблять продукты в виде котлеток или тефтелей и обязательно в соусе.
Спустя три недели клиентка пришла на повторный сеанс и сообщила, что началось уже стойкое различие, того, что это было в детстве, а сейчас уже другое время, другой год и совсем другие обстоятельства жизни, в которых клиентка уже находится во взрослом состоянии и имеет возможность выбирать себе еду и общение.
Через 1,5 месяца после двух сеансов и поддержку через переписку в моменты, когда начиналась небольшая тошнота, у клиентки полностью прошли симптомы описанные в первичном запросе.
Клиентка с воодушевлением оказывает себе поддержку во все моменты сомнений состава блюд.
Таким образом, проявление психосоматически незрелой реакции клиентки, в связи с последовательными переломами конечностей,
являются репродукцией детских переживаний на воспоминания, связанные с конфликтом между ее родителями и тем, что ребенку приходилось выбирать между ними вариант отдыха и этого удалось избежать путем самоповреждения.
Соответственно, воспроизведение клиенткой аналогичных ощущений, связанных с попытками избегать ответственных решений путем травм во взрослом возрасте, является ее инфантильной реакцией.
Формирование зрелого понимания проблемы и ее решения:
Клиентке было предложено сформулировать более ответственное отношение к своему питанию, а также даны рекомендации и инструкции по поддержанию более зрелого психосоматического состояния во время приема пищи.
Клиентский кейс #5
Женщина, 43 лет, замужем, трое детей, владелица среднего бизнеса
Запрос:
Страдает розацеа, которое усиливается то стихает, а то и вовсе исчезает и затем проявляется снова. Заболевание проявляется только на лице.
В ходе двух встреч была выявлена некоторая закономерность, что вспышки обостряются в периоды финансовой нестабильности и особенно доставляют женщине неудобство за свою внешность.
Запрос:
Исследовать причины возникновения, помимо генетических или физиологических.
Клиентка рассказывает о своих чувствах, когда у нее очередное обострение заболевания и прикладывает все время руки к лицу и рассказывает вот что:
Ревизия ощущений:
жар в лице, как Буд то лава горящая
глаза хотят закрыться и желание темноты
голова склоняется вниз и ощущение груза, как свинца
Клиентка вспомнила, как ее стыдил папа за плохие оценки и когда такое бывало, то он ограничивал или вовсе лишал ее денег на личные покупки, а если был сильно зол, то отказывал даже в необходимых бытовых потребностях.
У клиентки сформировалась крепкая причинно следственная связь, что деньги - это то, что надо заслужить чем то, испытывает чувство стыда за малейшее недовольство услугами и товарами, которые предоставляет ее компания.
В эти моменты у нее возникает обострение заболевания.
Женщина строит бизнес на своих личных качествах и достижениях, а не на правильно организованном рабочем процессе, результатом которого и было бы расширение рынка.
Клиентка пошла в групповую терапию в чате и посещала индивидуальные встречи, вела дневник наблюдений.
Сеанс за сеансом происходило овладение навыком
поддержки себя в моменты, когда возникал стыд ща малейшее свое несовершенство или оплошность.
Также клиентка стала обучаться направлять свое внимание на дополнительное профессиональное образование и развитие самого предмета бизнеса.
Таким образом, проявление психосоматически незрелой реакции клиентки в виде хронически возникающей розацеа в определенных ситуациях, являются репродукцией детских переживаний на воспоминания, связанные с неприятными воспитательными мерами ее отца в ситуации недовольства ее достижениями.
Соответственно, воспроизведение клиенткой аналогичных ощущений, связанных с оценкой другими людьми ее работы и товаров во взрослом возрасте, является ее инфантильной реакцией.
Формирование зрелого понимания проблемы и ее решения:
Клиентке было предложено сформулировать более ответственное отношение к своим реальным достижениям в карьерном росте, а также даны рекомендации и инструкции по поддержанию более зрелого психосоматического состояния во время общения с заказчиками
Клиентский кейс #6
Женщина, 37 лет, замужем, имеет двоих детей, работает личным помощником руководящего лица
Запрос:
Имеет ряд заболеваний ЖКТ - дискинезию желчевыводящих путей, синдром раздраженного кишечника (СРК), воспалительные заболевания кишечника (болезнь Крона и язвенный колит)
Проходила неоднократное лечение, после которых испытывает значительное облегчение, однако как только начинает следовать ограничениям по питанию в виде лечебных диет, начинается слабость, апатия, гипотония, спазмы желудка и общее состояние « жить не хочется»
Ревизия ощущений:
« жить не хочется» описывает как то, что сжимает солнечное сплетение
закладывает уши
перехватывает дыхание
На вопрос сколько лет было клиентке, когда она впервые это испытывала, она вспомнила, что ей примерно 3 года и это бабушка говорит ей, что она умрет, если не будет съедать большой обед из разных блюд, который и по объему ей не по силам и разнообразен по контрастным продуктов - и соленая рыба, и ягоды в сахарном сиропе со сливками.
Клиентка вспоминает, что ее отдали бабушке на проживание « для здоровья» в Ставропольский край и бабушка сама в детстве пережила голод и у нее слова
« иначе умрешь» часто звучали в отношении еды.
Клиентка получила огромное потрясение поняв связь между ее отношениями с едой и возникшими в последствии хроническими заболеваниями.
Она посетила несколько сеансов, в течении которых обучалась различать свои регрессивные состояния, в которые она попадает в связи с процессом питания и различать, что сейчас другое время и у нее другие обстоятельства и условия жизни.
Через полгода посещения занятий по питанию и работе с состояниями в сами моменты регресса, клиентка научилась выбирать себе пищу сама, из своей возрастной категории и обстоятельств жизни, у нее начались постепенные изменения в реакции тела на состав и режим питания и появилась самостоятельность в управлении отношений с едой.
Таким образом, проявление психосоматически незрелой реакции клиентки в виде резкого ухудшения здоровья при малейших изменениях в рационе питания, является репродукцией детских переживаний, связанных с запугиванием от бабушки, что она умрет при недоедании.
Соответственно, воспроизведение клиенткой аналогичных ощущений, связанных с уменьшением разнообразия пищи во взрослом возрасте, является ее инфантильной реакцией.
Формирование зрелого понимания проблемы и ее решения:
Клиентке было предложено сформулировать более ответственное отношение к своему составлению рациона питания в связи с имеющимися заболеваниями, а также даны рекомендации и инструкции по поддержанию более зрелого психосоматического состояния во время закупок продуктов и составления меню.
Клиентский кейс #7
Клиентка, 41 год, замужем, мама совершеннолетней дочери
Запрос:
Плохой сон, сны по содержанию грустные, даже тоскливые, стала сухая кожа, аппетит контрастный, раздражительность, прошла обследование и серьезных изменений в физическом состоянии не выявлено, проведен курс поддерживающих питательных капельниц, после чего было улучшение на некоторое время и затем снова симптомы проявились
Работа:
Ревизия ощущений:
проговаривает свой запрос шепотом и в какой то момент описывает, что в солнечном сплетении шар
по размеру большой
плотный, но горящий
застревает в горле пламя
много злобы, клиентка называет упорно что это именно злоба
возникает образ ее отца и хочется его пинать и бить
Вдруг клиентка осознает, что это ее чувства к ее мужу на почве значительного понижения материального положения и охватывающий ее гнев на его никчемность и слабость
В процессе работы становится понятно, что клиентка начала болеть именно после резкого банкротства мужа и его отказа оплачивать ей частые (чуть не ежедневные) салоны и спа по уходу за телом.
У клиентки глубокое убеждение, что быть здоровой и красивой возможно только при высоком уровне потребления средств по уходу за собой.
Клиентка прямо на глазах приняла позу маленькой девочки, ее лицо стало плаксивым и одновременно агрессивным.
На вопрос, когда она себя так ощущала, она вспомнила, что когда ей было 4,5 лет примерно, появился ее биологический отец, признал свое отцовство, но она его сторонилась, так как мама была против их за его статуса « простого рабочего»
Через месяц девочка заболела и попала с инфекционную больницу, куда папа принёс с трудом найденные лекарства с более легкими побочными эффектами и яркое импортное платье.
У девочки образовалась устойчивая связь между отношениями с отцом, его материальным положением, ее болезнь и лекарствами с платьем.
Клиентка посещала сеансы раз неделю полгода и одновременно стала ходить на лекции, теперь она сама наблюдает за своим состоянием, ведет дневник.
Таким образом, проявление психосоматически незрелой реакции клиентки в виде ухудшения внешнего вида и нежелания поддерживать привлекательность и настроение являются репродукцией детских переживаний, связанных с ее отношениями с биологическим отцом, которого она узнала не сразу и с тем, что отношения состоялись лишь после помощи во время заболевания и покупки наряда.
Соответственно, воспроизведение клиенткой аналогичных ощущений, связанных с непременно высоким доходом от мужа и прямой связью с красотой и здоровьем во взрослом возрасте, является ее инфантильной реакцией.
Формирование зрелого понимания проблемы и ее решения:
Клиентке было предложено сформулировать более ответственное отношение к своему физическому телу, вне перекладывания ответственности за это на третьих лиц, а также даны рекомендации и инструкции по поддержанию более зрелого психосоматического состояния во время заботы о самой себе.
Клиентский кейс #8
Клиентка, 21 год, студентка
Запрос:
Прошла обследование на сердечно- сосудистые заболевания, никаких патологий не выявлено
Жалуется на внезапные приступы сердцебиения, со временем сама заметила, что это случается в общепите и иногда появляется желание убежать из за стола в конце приема еды.
Ревизия ощущений:
клиентка описывает сжатие где то внизу живота и сначала замирание, а потом резкое беспокойство в груди и хаотичность в движениях глазами
шум в ушах, не связанный с органическими нарушениями
хочется закрыться, спрятаться
После того, как мы искусственно усилили напряжение в описанном порядке, клиентка вспомнила, что ее маленькую в очень грубой форме заставляли съедать абсолютно всю еду, что мама клала.
Еда часто не нравилась и была в большом количестве и клиентка специально тянула время, что бы мама или бабушка вышли из комнаты и она успевала выкинуть что то из окна или спрятать в печку, которая была в доме. Это надо было успеть и клиентку охватывало нервное возбуждение, дрожь и страх, что ее поймают, что надо обязательно успеть.
Теперь, когда она стала студенткой, она питается в общепите, который ей мало нравится из за ограниченности средств и еще надо успеть быстро съесть из за коротких перерывов. Эти обстоятельства вызвали в клиентке воспоминания тех детских состояний.
Клиентка посещала сеансы раз в неделю на протяжении месяца, увлеклась процессом самонаблюдения и тем, что можно регулировать свое состояние. Сердцебиения бывают иногда и она с юмором даже с ними справляется.
Таким образом, проявление психосоматически незрелой реакции клиентки в виде необоснованной тревоги во время приема пищи в общественных местах, являются репродукцией детских переживаний, связанных с повышенным напряжением во время еды в детском возрасте, когда надо было сделать манипуляцию мамой.
Соответственно, воспроизведение клиенткой аналогичных ощущений, связанных с приемом еды в общепите и ограничением по времени во взрослом возрасте, является ее инфантильной реакцией.
Формирование зрелого понимания проблемы и ее решения:
Клиентке было предложено сформулировать более ответственное отношение к своему выбору питания по вкусу, а также даны рекомендации и инструкции по поддержанию более зрелого психосоматического состояния в вопросах организации и приготовления еды самостоятельно заранее.
Клиентский кейс #9
Клиентка, 36 лет, не замужем, имеет два высших образования, живет с родителями в частном доме
Запрос :
Клиентка жалуется на то, что испытывает сильные аллергические реакции, диапазон которых постепенно расширяется и расширяется и медикаменты стали все меньше и меньше помогать.
Когда, клиентка стала шепотом рассказывать о своих чувствах в связи с аллергией, то начала тереть нос и раздражаться.
Ревизия ощущений :
Клиентка сказала, что надела шерстяной свитер и видимо пошло раздражение
оно находится в носу
воздух залезает внутрь тела
запах неприятный
противно смотреть
руки хотят отодвинуть от себя что то После помощи в усилении ощущений
клиентка вспомнила, что это мокрый нос собаки лезет к ней и от собаки пахнет неприятно
Клиентка достаточно драматично отталкивала воображаемую собаку и стала гневаться и трясти руками.
Рассказала, что родители купили породистого щенка и уделяли ему внимание, покупали еду и ходили на кинологические занятия, приглашали ее с собой и всячески вовлекали в уход за щенком, чем вызывали отторжение.
Маленькая девочка хотела все внимание родителей только себе.
Спустя время у нее развилась аллергия на собачью шерсть, затем аллергия стала проявляться на разного рода еду или вещи, которые родители приобретали в дом.
Работа с этой клиенткой заняла длительное время и была сопряжена с постоянным сопротивлением клиентки.
Спустя девять месяцев при нерегулярном посещении, но посещении лекций и чтении статей, клиентка осознала, что она обижается на родителей за то, что они не выполняют ее материальные желания в виде подарков и покупки отдельного жилья и у нее возникает аллергия на разные предметы, только потому, что они родительские.
Для клиентки такой выход в осознание был достаточно сильным потрясением.
Таким образом, проявление психосоматически незрелой реакции клиентки в виде хронически возникающей аллергии, которая расширялась в диапазоне в определенных ситуациях, являются репродукцией детских переживаний, связанных с внутренним конфликтом в желании иметь все и быть центром жизни.
Соответственно, воспроизведение клиенткой аналогичных ощущений, связанных с контактом с родителями и проживанием в общем доме во взрослом возрасте, является ее инфантильной реакцией.
Формирование зрелого понимания проблемы и ее решения:
Клиентке было предложено сформулировать более ответственное отношение к своим устремлениям к пониманию других людей не как к личному ресурсу, а живым личностям со своими желаниями, а также даны рекомендации и инструкции по поддержанию более зрелого психосоматического состояния во время общения с другими и развитию навыков самостоятельного финансового обеспечения.
Клиентский кейс #10
Клиентка, 48 лет, стюардесса Запрос :
Занимается спортом, начала занятия пилатесом, однако у нее постоянно испытывает спазм и потом боль правая сторона шеи.
Ревизия ощущений :
в правой стороне находится стальной канат, состоящий из множества тонких
самый крепкий материал в мире
она сама его создала
он спасает всех людей с которыми клиентка общается во время полетов
Клиентка вспомнила, что когда она летом бывала у бабушки в деревне, то папа ей говорил, что бы она « держала « бабушку на этой земле своим присутствием, ведь бабушка была одной после смерти дедушки.
Клиентка осознала, что когда она была в присутствии бабушки она инстинктивно напрягала шею, когда держала ее за руку и бабушка пошатывалась и они шли несколько километров за продуктами а соседний центр.
Клиентка испытала одновременно и боль по ушедшей бабушки и осознание что напрягает шею всегда, когда якобы требуется ее присутствие в поддержке.
Был ряд сеансов в течении полугода и клиентке стало значительно легче отлавливать свое напряжение в присутствии других людей, боль стала все меньше и реже.
Таким образом, проявление психосоматически незрелой реакции клиентки в виде хронически возникающей боли в определенной части тела,
являются репродукцией детских переживаний на связанные с неправильно интерпретированными словами значимого лица.
Соответственно, воспроизведение клиенткой аналогичных ощущений, связанных с повышенной и обременительной ответственностью за других людей во взрослом возрасте, является ее инфантильной реакцией.
Формирование зрелого понимания проблемы и ее решения:
Клиентке было предложено сформулировать более ответственное отношение к развитию своего критического мышления, а также даны рекомендации и инструкции по поддержанию более зрелого психосоматического состояния во время общения с другими людьми.
Обсуждение
Анализ рассмотренных кейсов показывает, что возникновение описанных клиентами запросов связано как с психосоматическими симптомами, так и проблемами социальной адаптации. В целом их объединяет то, что они возникли на почве недостаточной личностной и психосоматической зрелости
1. Рассмотрено 4 кейса с психосоматическими проблемами питания
1.1. психосоматический дискомфорт во время приема пищи (2 кейса)
1.2. необоснованная тревога во время приема пищи в общественных местах
здоровья
1.3. дискомфорт, связанный с фиксацией перекармливания в детстве
2. Рассмотрено три кейса, связанные с инфантильными механизмами семейных проблем:
2.1. недостаточно ответственное отношение к своему здоровью, решение - заботиться о себе самой, без необходимости привлекать внимание третьих лиц
2.2. недостаточно ответственное отношение к своему ребенку и супругу
2.3. гиперответственное отношение в семье, связанное с принятием ребенком ответственности за взрослых и симптоматикой мышечного напряжения
2.4. недостаточно ответственное к своим реальным достижениям в карьерном росте
3. Рассмотрено два кейса, связанные с инфантильными отношением к финансовым проблемам:
3.1. неэффективное финансовое положение семьи
3.2. необходимость взросления для самостоятельного финансового обеспечения.
Зрелое Эго - это интеграция сознания, подсознания и физического тела, когда есть возможность разрешать задачи жизненного пути через:
-наличие и развитие критического мышления
-принятие самостоятельных ответственных решений
Общим направлением коучинговой работы в решении клиентских проблем выступает содействие в формировании личностной зрелости. Именно позиция зрелого Эго является наиболее соответствующей взрослому человеку, как в смысле биологического возраста, так и в смысле психофизических характеристик личности.
Содействие формированию личностной зрелости — важнейший аспект психосоматического коучинга. Решая проблемы через развитие осознанности, ответственности, эмоционального интеллекта и гибкости, коуч помогает клиенту не только найти решение конкретной задачи, но и обрести внутренние инструменты и устойчивость для самостоятельного, эффективного и осознанного решения любых будущих вызовов
Выводы
1) При изучении связи клиентских запросов с проявлениями инфантильных переживаний на основе ревизии ощущений клиентов выявлена четкая локализация симптомов как эмоциональных проявлений телесного отклика
2) При описании связи телесных проявлений с возрастом, в котором по описанию клиентов, произошла фиксация травматических переживаний детства, во всех кейсах выявлено ключевое травматичное переживание детского возраста
3) На основании вышеизложенного в качестве базового шага коучингового процесса предложено формулировать для клиента ясное понимание и представление того, что было незрелым в его отношении к проблеме и запросу и предложить пути формирования зрелого отношения
4) Общим выводом для коучинговой работы в решении клиентских проблем представляется помощь в формировании личностной зрелости.
При этом важно преодоление скрытой инфантильности, проявляющейся в форме психосоматических симптомов и проблем социальной адаптации
Литература
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей. М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 214 с
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: 1999
Райх В. Анализ характера: Пер. с англ. Е. Поле. — М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000 — 528 с. (Серия «Психологическая коллекция»)
Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная терапия: Практическое руководство - М.: Незав. Фирма «КЛАСС», 2005. – 592 с.
Сандомирский М.Е. Очерки интегративной концепции психосоматических расстройств. // Психосоматическая антология. Текст 2. - Екатеринбург: Ridero, 2019. - 62 с.
Сандомирский М.Е. Интегративная концепция психосоматических расстройств. - Екатеринбург: Ridero, 2019. - 202 с.
Серегина А.А. Инфантилизм личности как фактор девиантного
поведения // Социальная политика и социология. - 2011. - №7(73). С. 283-288.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая
диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института
психотерапии, 2002.
Штрикер Ю.Д.Взаимосвязь социального интеллекта и инфантильности личности //Вестник по психологии и педагогике Южной Сибири. - №1, 2021
Эриксон Э. Идентичность и цикл жизни. - СПб.: Питер, 2022
Свидетельство о публикации №125061601705