8. Мавзолей Домолак ана. Путь на Алмату

Три дня мы находились в лагере при мавзолее Укаша ата. Дни были насыщенными весьма и даже трудными для людей, не привыкших находиться и жить в таких условиях, постоянно находиться в движении, трудиться не только во благо других, но и трудиться над собой.

Дальнейший путь наш продолжился на север и первым пунктом остановки стал мавзолей Домолак ана. Примечательна жизнь этой мудрой женщины Востока и было бы непозволительным упущением хотя бы вкратце не рассказать о ней, женщине - олицетворении целомудрия и цельности нрава всех женщин Средней Азии.

Домолак ана (настоящее имя Нурила) являлась дочерью Шайхы Мизамбека, смотрителя гробницы Ходжи Ахмеда Яссауи и родилась в Туркестане в 1378 году. Батыр Байдибек Карашаулы случайно встретил Нурилу при посещении гробницы. Острый ум и изящные манеры 19-летней девушки привлекли внимание батыра. Мудрец, живший по соседству, посоветовал Батыру взять ее в жены, девушку, излучавшую свет, благословенной чистотой и святостью. Она стала третей младшей женой батыра и родила ему троих сыновей. Она создала свои некие правила  семейного общения, которые носили назидательный характер и стали для будущих поколений неким сводом правил чести, достоинства, милосердия, сострадания, благородства, единства и сплочения. Для Востока было необычно, что многие решения принимались  женщиной и это принято было именно при Нуриле. Являясь третьей женой Мизамбека, она пользовалась уважением среди всего населения аула, владела искусством дипломатии, ей удавалось искусно примирять враждующие стороны, которые напрочь забывали былые обиды. Она обладала даром ясновидения и это много раз спасало ее народ от более могущественных соседей.
Домолак ана была похоронена на равнине в устье реки Кос Боген. Интересно то, что похоронили ее не рядом с супругом Байдибеком, а в том месте, куда пришел белый верблюд с ее останками и опустился  на колени - это была ее последняя просьба перед смертью.

Первый Мавзолей Нуриле был построен по поручению ее внука Дулата мастером Абдулу Шири в 1456 году. Он несколько раз перестраивался и реставрировался в ХIX веке и последний раз был реставрирован архитектором Такомысом в 1996 году. Ничего не изменилось с тех пор в нравах и обычаях, проживавших на этой земле людей: сменялся строй за строем, рушились империи и на месте их образовывались новые государства, пришла Советская власть и потом произошел распад СССР, но имя этой женщины осталось на века символом материнства, семейных ценностей, связывающих род и любую другую общность людей. После последней реставрации кроме надписи,  на табличке с ее именем были помещены стихи, призывающие почитать матерей на казахском языке.

И сегодня мавзолей пользуется огромной популярностью у паломников многих стран Средней Азии: сюда приезжают просить у матери Бабижар поспособствовать зачатию ребенка, улучшению отношений в семье и народная молва знает много историй чудесного исполнения желаний просящих.

А мне подумалось другое: так ли мы сами сегодня почитаем наших матерей, достаточно ли мы их радуем своим присутствием в их жизни, заботимся ли о них. Общество потребления настолько погрязло в материальном, что каких только трагических историй не услышишь порою про несправедливое отношение не только к матерям, но и вообще к старшему поколению. Культ почитания матери и старшего поколения уходит в прошлое к сожалению и должная политика государства также не способствует этому. Может отсюда войны и распри, здесь корень зла человеческий.

К сожалению в этом году мы не смогли физически успеть посетить этот поистине сильный в духовном плане мавзолей, обладающей очень мягкой и теплой энергетикой.
При вхождении в него в том году мне показалось, что у всех нас появилось чувство какой-то неопределенной легкости и умиротворения. После совершения молитвы, мы удалились из мавзолея с приятным чувством, будто пообщались с одним из самых близких для себя людей. Продолжение следует. (14.06.2025)


Рецензии