Как развить чувство поэтического ритма

"Не хлебом единым жив человек" - это библейская фраза, означающая, что человек не только нуждается в материальных потребностях, но также и в духовных.

Поэзия – это одна из духовных потребностей человека. Она ранит до слёз, заставляет смеяться, мечтать, побуждает к решительным действиям, и т.д.. Короче говоря, значение её в нашей жизни колоссально! И не удивительно, что мы зачастую не только жаждем её читать, но и сами хотим выплеснуть свои чувства с эмоциями в стихи. А это уже у всех получается по-разному.

 И здесь мы начинаем рассуждать о качестве стихотворений, которое зависит:

1. - от вложенного в стихотворение смысла
2. - от способа выражения автором своих мыслей
          Сюда я бы отнесла и эстетику, и техническую составляющую.

Относительно первого пункта говорить много не требуется. Думаю, каждый понимает, что стихотворение должно нести какую-то мысль, выражать взгляд на кого-то, на что-то, и т.д.

Более проблематично дело обстоит со вторым пунктом.
Грамотно выражать свои мысли – способность далеко не каждого человека. А выражать их ещё и красиво – это талант, с которым, как мне кажется, можно не только родиться, но и приобрести его, много читая классику.

Но поэту  данного таланта недостаточно, потому что в стихах ему приходится всю красоту слов подчинять «Его Величеству Ритму».

Я не буду пересказывать Википедию относительно определений, что такое ритм и размер стихотворения. Так же не буду рассказывать, какие бывают размеры, и как их определять – обо всём об этом есть много информации в интернете. Рассчитываю, что меня читают люди уже знакомые с этой теорией.

В своей статье я ставлю перед собой задачу помочь таким пишущим стихи людям, которые испытывают затруднения держать один размер в стихотворении.

 Для начала хочу отметить, что у тех, кто серьёзно занимался музыкой, или танцами, процесс пойдёт быстрее, так как у них другая отправная точка. Дело в том, что когда детей принимают в музыкальную школу, или в балетную студию, первым делом их проверяют на чувство ритма (конечно, ещё на муз. слух, на способность запоминать муз. отрывки, и.д). Детям простукивают определённый ритмический рисунок, и просят его повторить. То есть и в муз. школу, и в балет без врождённых данных не возьмут. Потом весь подготовительный класс (как это было у меня) эти данные развивают, причём в форме игры, что делает задачу очень доступной: восьмушки -"ти-ти", четверти -"ТА". Потом, уже в муз школе, чувство ритма "отполировывают" метрономами, в балете – движениями под ритм музыки. То есть, даже врождённые данные требуют развития.
Это я написала к тому, чтобы те, кто испытывает проблемы с ритмом, не вздумали "опускать руки"!
У всех, за редким исключением, есть возможность развить чувство ритма. Просто процесс будет проходить немного дольше.

Что я советую:

Проговаривать ритмические схемы стихотворений вслух таким же примитивным способом, как учат детей в музыкальных школах, то есть называть безударный слог "ти", ударный "ТА". Мне кажется, это эффективнее, чем декламация стихотворений, потому что стихи, хочешь - не хочешь, отвлекают смыслом.

Итак, проговариваем вслух схему хорея на примере «Буря мглою небо кроет»:

ТА – ти, ТА – ти,  ТА – ти,  ТА – ти
Та – ти,  ТА – ти,  ТА – ти,  ТА
Та – ти,  Та – ти,   ТА – ти , ТА – ти
Та – ти,  ТА – ти,  ТА – ти,  ТА

Проговариваем ямб (уже без примера, концентрируемся только на звуках):

ти - ТА,  ти – ТА,  ти – ТА,  ти – ТА
ти – ТА,  ти – ТА,  ти – ТА,  ти
ти – ТА,  ти – ТА,  ти – ТА,  ти – ТА
ти – ТА,  ти – ТА,  ти – ТА,  ти

Возьмём ещё анапест, но принцип, я думаю, уже ясен:

ти – ти – ТА,   ти – ти – ТА,   ти – ти – ТА,   ти – ти – ТА
ти – ти – ТА,   ти – ти – ТА,   ти – ти – ТА,   ти
ти – ти – ТА,   ти – ти – ТА,   ти – ти – ТА,   ти – ти – ТА
ти – ти – ТА,   ти – ти – ТА,   ти – ти – ТА,   ти


Если регулярно проговаривать схемы размеров, то со временем ритм «впитается в кровь», и ошибок в стихах, связанных с ним, я очень надеюсь, не будет.

Что хочу сказать дополнительно:

В стихотворении обычно сохраняется один ритмический рисунок. Здесь я имею в виду и размер, и количество слогов в строчках. Это количество, опять же - обычно, должно быть зеркальным во всех катренах. Очень редко, но бывает, что разные размеры четверостиший, и разное количество слогов в них, могут привнести в стихотворение свою «изюминку». Всё очень индивидуально. Но стихотворение должно оставаться стихотворением. Поэтому игнорировать теорию его построения нельзя!.

Надеюсь, мои нехитрые советы помогут немного разобраться с технической составляющей написания стихотворений. Желаю всем успехов!


Рецензии