Исаак и Иаков

МОЛИТВА
7* Великий Б-г, Творец неба и земли, и моря и всего, что наполняет их! Да святится имя Твоё! Да приидет Царствие Твоё! Да будет воля Твоя и на земле, как и на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день, дай нам слово Твоё животворящее, ибо (Вт.8:3) «не одним хлебом живёт человек, но исходящим из уст Йахве живёт человек», и за всё Тебе, слава, хвала и благодарение. 7* Аминь.

ВВЕДЕНИЕ
Авраам – это твёрдая вера. Он решительно встал на путь восхождения в Б-ге. Жизнь Авраама проходила в тесных отношениях с Б-гом и с людьми. Авраам призывал Божие имя, ставил Б-гу жертвенники, ходил пред Б-гом, с Б-гом, Б-гом, твёрдой верой возрастал в послушании Б-гу.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. ИСААК
Исаак родился в 2106 г. до н.э. Исаак (ивр. Ицхак – «будет смеяться» или «он засмеётся» или  «радостный  смех»).  Сама  мысль,  что  от  столетнего будет сын  и Сарра  девяностолетняя родит казалась смешной и для Авраама (Быт.17:17) и для Сарры (Быт.18:12-15). Сарра сказала (Быт.21:6): «Смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется».
 
Исаак по определению Б-жию единственный сын Авраама по обетованию и единствен-ный его наследник, ибо не наследует (10) сын рабыни с сыном госпожи её. После этих происшествий (Быт.22:1,2) Б-г искушал Авраама, говоря, «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Остаётся неясным была ли эта гора в земле Мориа той, на которой Соломон впоследствии построил Первый иерусалимский храм или нет. Авраам с сыном и двумя отроками пришли к горе, «И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам» (5). Поклоняться Богу значит быть послушным Ему (К-2).

ПОКЛОНЯТЬСЯ БОГУ ЗНАЧИТ БЫТЬ ПОСЛУШНЫМ ЕМУ

Авраам возложил на Исаака дрова для всесожжения, взял огонь и нож, и пошли оба вместе (6). Исаак начал говорить Аврааму: «Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожже-ния?» (7). «Авраам сказал: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой» И далее шли оба вместе» (8). Далее это деяние они совершили оба вместе. Они поклонились Богу оба вместе (К-3).. Послушание, которого в своём служении достиг Авраам, стало отправной точкой служения Исаака. ЕСЛИ АВРААМ – ЭТО ВСЁ ВОЗРАСТАЮЩАЯ ВЕРА, ДОВЕРИЕ Б-ГУ, ТО ИСААК – ЭТО КРОТОСТЬ, СМИРЕНИЕ И ПОСЛУШАНИЕ ДО СМЕРТИ (К-4).

Исаак в послушании принимал всё от руки Б-жией. Авраам, будучи пророком, сказал рабу своему, домоуправителю, Елиезеру из Дамаска (Быт.15:2): Б-г (Быт.24:7) «пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему». Б-г прямым путем привел раба в Харран (Быт.28:10), к дому Нахора, к дочери его сына Вафуила, именем Ревекка (Быт.24:24,27). Ревекка стала женой Исаака. «Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина» (Быт.25:20). Это произошло в 2066 году. Из посредничества Лавана можно сделать вывод, что к тому времени Вафуил уже умер и старшим в доме был Лаван. Господь благословил Исаака изумительной доброты, услужливой, красивой (Быт.24:16-21), любимой, любящей Бога и уповающей на Б-га женой, именем Ревекка. Имя Ребекка, Ривка означает «очаровательная, пленительная». Когда Ревекка зачала, сыновья в утробе её стали биться. Ревекка ПОШЛА ВОПРОСИТЬ Б-ГА. «Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему». В 2046 году Ревекка родила Исааку первенца Исава (др-евр. Эсав - волосатый) и второго сына Иакова (др-евр. Яаков – пята, след), обозначающее «следующий по пятам за кем-то». Другого значения у имени «Иаков» нет. Исав стал человеком, искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков был кротким человеком, живущим в шатрах своего отца. Здесь указано существенное и, скажем, судьбоносное различие в характерах этих людей, различие, которого не мог не замечать Б-жий человек, Исаак. Но, сказано далее, «Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова» (Быт.25:27,28). Кто-то говорит, что ТаНаХ не умеет смеяться. «Любил Исава, потому что дичь его была ему по вкусу». Это же не серьёзно. И что же в семье Исаака не было согласия? Здесь мы обнаруживаем величественную мудрость прародителей. Исаак любил Исава потому что к менее благородным и менее совершенным должно прилагаться большее попечение (1Кор.12:23,24), но и Иаков не остался без любви, заботы и наставления. «Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе, странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему; умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные, за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Быт. 26:1–5). Голод – острая недостача чего-либо, необходимого для жизни, и мы знаем, что «не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Бога, живет человек» (Вт.8:3). На этот раз голод был сверх того, который был во дни Авраама. Подобно Аврааму Исаак «спускается», но не в Египет, куда Господь запретил идти Исааку, а в Герар – долину и город на юге Палестины, у границы с Египтом в 12 км от Газы. Авимелех (др-евр. отец мой царь) – скорее не имя, а наименование царя герарского, подобно египетскоиу фараону. Для того, чтобы укрепить Исаака, Б-г подтвердил ему благословения и обетования, которые имеет он и его потомство ради Авраама. Не смотря на это, Исаак проявил такое же малодушие, как и Авраам, и так же как с Авраамом, Господь показал Исааку, что не от него, а от Б-га победа. Также, как Авраам, Исаак возвратился от авимелеха с прибытком, поселился в Вирсавии (Быт.26:33), в районе Бе-ер-Шевы, городе на юге Палестины. Затем Исаак 136 лет в 1970 году благословил Иакова вме-сто Исава. Иаков убежал от гнева брата к Лавану, и через 14 лет, которые он отработал у Лавана за Рахиль, Рахиль в 1956 году родила девяностолетнему Иакову Иосифа. После этого через шесть лет, в 1950 году,  Иаков вышел от Лавана и поселился в Самарии перед Сихемом (Шхем) (Быт.33:18), городе севернее Вефиля, затем перешёл в Вефиль (Быт.35:6), оттуда в Вифлеем, где Рахиль родила Вениамина и умерла при родах (18,19), затем возвратился к отцу в Хеврон. Исаак умер в возрасте ста восьмидесяти лет в 1926 году (28,29).

2. ИАКОВ
Иаков (др-евр. Яаков – пята, след), обозначающее «следующий по пятам за кем-то». Если Авраам – это крепкая и укрепляющаяся вера в Бога, Исаак – вера в Бога и послушание Ему, то Иаков – это вера в Б-га, послушание Ему, ревность по Б-гу (К-5). ИАКОВ – ОБРАЗ РЕВНОСТИ ПО Б-ГУ. Ревекка, мать Иакова, имела откровение о том, что из её сыновей меньший возвысится над большим. Иаков душою сознавал, что не имея первородства он не может расчитывать на духовное наследие, обещанное Аврааму. Он сварил кушанье из чечевицы, «а Исав пришел с поля усталый» и сказал Иакову: «дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом» (др-евр. красный). «Но Иаков сказал Исаву: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал ему: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал Исав первородство свое Иакову... и пренебрег Исав первородство» (29-34). Это было сокрыто от Исаака, отца их, но для Бога Исав уже не первенец. В глазах Бога пренебрежение Исава к первородству – преступление большее, нежели «обманы» Иакова. В 2006 году сорокалетний Исав взял в жёны двух хетеянок, «и они были в тягость Исааку и Ревекке» (Быт.26:34,35).

Когда Ревекка узнала, что Исаак хочет благословить Исава пред лицом Господним (Быт. 27:7), она сказала Иакову (8-10): «Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе: пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит, а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею». Ревекка в духе твёрдо и уверенно осуществляет план, определённый для Иакова Б-гом. Состарившийся Исаак с притупившимся зрением сомневается: «Отчего ты так скоро пришёл?», «Подойди, я ощупаю тебя... Голос, голос Иакова; а руки, руки  Исавовы... Ты ли сын мой Исав? Подойди, поцелуй меня, сын мой... И благословил его». Исаак был на стороне Исава, но Б-г был на стороне Иакова. Когда Исав пришёл к Исааку за благословением, Исаак ПРОРОЧЕСКИ сказал Исаву: «Ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей», что и совершилось в судьбе Едома.
   
В 1970 году Иаков уходит из Вирсавии в Харран, в дом своего деда Вафуила, чтобы взять себе жену из дочерей своего дяди Лавана. Исаак благословляет его благословением Авраама (Быт.28:10,2-4). Б-г в городе Луз, названном Иаковом Вефилем, также благословил Иакова и сказал: «Вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе» (15). Иаков пришёл в Харран. Он увидел младшую дочь Лавана Рахиль и полюбил её. И служил Иаков у Лавана за его дочь Рахиль без недели семь лет. Вечером Лаван хитростью дал Иакову свою старшую дочь Лию. Утром Иаков, обнаружив подмену, сказал Лавану. Лаван сказал Иакову: «Окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь других лет». Иаков так и сделал. И Лаван дал Рахиль, дочь свою, ему в жену. Иаков любил Рахиль больше, чем Лию. Господь увидел это и дал сыновей Лие: Рувима, Симеона, Левия и Иуду. Тогда служанка Рахили Валла родила Иакову Дана и Неффалима. Лиина служанка Зелфа родила Гада и Асира. Лия родила сыновей Иссахара, Завулона и дочь Дину. Ра-хиль родила Иосифа через 14 лет после поселения Иакова в Харране, в 1956 году. Иаков служил у Лавана ещё шесть лет (Быт.31:38)  и хитростью приобрёл весь мелкий скот Лавана, но Бог был с ним и хитрость эта была совместной с Б-гом (11-13), как, уверен, и все другие хитрости Иакова. Лия и Рахиль сказали Иакову: «Всё богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе» (14-16). В тяжбе Лавана с Иаковом Лаван был хитрецом, Иаков же был прямолинеен и честен. Разные комментарии высказывают разные мнения по поводу похищения Рахилью идолов у Лавана. Лаван говорит (30): «Зачем ты украл богов моих?». Для Лавана идолы – боги, хранители домашнего очага. Их утеря должна была бы обескуражить Лавана, лишить его опоры, надежды, бодрости. Полагаю, что с этой целью, а не по собственному расположению к идолам, Рахиль похитила идолов у Лавана. Б-г хранит Иакова (24). Иаков вышел от Лавана в 1950 году, перешёл Иордан, чтобы идти к отцу своему в Хеврон. Избавившись от опасности со стороны Лавана он оказался перед угрозой со стороны Исава и нуждался в укреплении. И встретили Иакова Ангелы Б-жии, ополчение Б-жие (Быт.32:1,2). Исав вышел к нему из Сеира – местности на юге Палестины между Красным и Мёртвым морями на юго-восточной окраине Моава – и с ним 400 человек (3,6). Иаков молился Б-гу (9-12), послал пред собою дары Исаву, и остался один, и боролся Некто с ним до появления зари, и сказал отпусти Меня, ибо взошла заря. И сказал Иаков: не отпущу, пока не благословишь меня. И сказал Он: отныне имя тебе будет Израиль, ибо ты боролся с Б-гом и человеков одолевать будешь. И нарёк Иаков тому месту имя Пенуэл, что значит «лицо Божие» (24-30). Иаков укротился пред Исавом, и увидел лицо Исава «как бы кто увидел лицо Божие», и Исав был благосклонен к нему (Быт.33:3,10). Это место Писания тонко разработано психологичеки и исполнено смысла. Происшедшее, помимо всего прочего, было следствием мудрого и благочестивого под Б-жиим водительством воспитания сыновей в доме Исаака и Реввекки. Исав возвратился в Сеир (16). Исав, он же Едом, отец Идумеев (Быт.36:1,43).

3. ЗАБЫВЧИВОСТЬ БОГА
Затам Иаков поселился пред Сихемом (18), где сын сихемского князя сделал насилие Дине, дочери Лии. Симеон и Левий коварно отомстили жителям Сихема, умертвив всех мужчин, а потом сыновья Иакова разграбили Сихем (Быт.34:25). Иаков назвал мечи Симеона и Левия орудиями жестокости. «В совет их не войдёт душа моя, к собранию их не приобщится слава моя... Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею в Израиле» (Быт.49:5-7). Иаков перешёл в Вефиль, в Дом Б-га, и «забывчивый» Бог как бы вновь сказал Иакову, чтобы Иаков жил здесь, устроил жертвенник, чтобы бывшие с ним, оставили богов чужих, очистились, переменили свои одежды, вынули серьги из ушей, и пошли в Луз, то есть в Вефиль, и вновь переменил имя Иакова на Израиля, и повторил обетование, данное Аврааму и Исааку, и нарёк Иаков Вефиль Вефилем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1) Если Авраам – твёрдая, неуклонно возрастающая вера, доверие Б-гу, то Исаак – это Авраам и кротость, смирение, послушание до смерти. 2) В послушании принимает Исаак всё от руки Б-жией. Иаков – кроткий человек, живущий в шатрах своего отца. 3) Иаков – это вера в Б-га, послушание Ему, ревность по Б-гу. 4) В тяжбе Лавана с Иаковом Лаван был хитрецом, Иаков же был прямолинеен и честен. 5) Б-г споспешествует Иакову.

БЛАГОДАРЕНИЕ
7* Великий Б-г! Благодарим Тебя за то, что Ты сотворил духовный мир и физическую вселенную, небо и землю, и море, и всё, что наполняет их, за солнце над нашими головами, за твердь под нашими ногами, за воздух, которым мы дышим, за воду, которую пьём, за пищу, которую едим, за одежду, в которую одеваемся, за жилища, в которых живём, за здоровье, силы, крепость, концентрацию, за возможность приходить в Твоё собрание, слышать, слушать, принимать Твоё слово, чтобы не по своей, но по Твоей воле мыслить, по Твоей воле поступать. Благодарим Тебя за Твоё слово, и за всё Тебе, великий Б-г, слава, хвала и благодарение. 7* Аминь.


Рецензии