Жизнь Авраама

МОЛИТВА
7* Великий Б-г, Творец неба и земли, и моря и всего, что наполняет их! Да святится имя Твоё! Да приидет Царствие Твоё! Да будет воля Твоя и на земле, как и на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день, дай нам слово Твоё животворящее, ибо (Вт.8:3) «не одним хлебом живёт человек, но исходящим из уст Йахве живёт человек», и за всё Тебе, слава, хвала и благодарение. 7* Аминь.

ВВЕДЕНИЕ
В идолопоклонническом мире Аврам поверил невидимому, неведомому Б-гу, Который открылся ему сказав: «Иди». В 2131 году в возрасте 75 лет Аврам вышел из Харрана. В обстановке падения грешного человечества этот выход Аврама знаменовал собой начало восхождения еврейского народа.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. АВРААМ
Б-г говорит Авраму, чтобы он ушёл из своей страны, от своей родни, из дома отца в страну о которой не знает, куда идёт. Это образ каждого из нас, пошедшего за Б-гом по слову Его. Обетование о том, что Аврамом будут благословляться все земные племена – это повеление на его жизнь, на миссию еврейского народа, пророчество о Мессии и о верующих, пошедших путём жизни и благочестия (3). Бог обильно благословляет Аврама стадами и благополучием, не для того только, чтобы ему было чем удовлетворить жизненные потребности, но чтобы ему было из чего уделять ближнему, приобретать людей (5) и быть благословением (2). Аврам по слову Б-га приходит в Ханаан, о котором Б-г говорит Авраму (7): «Потомству твоему отдам Я эту страну». Аврам ставит жертвенник Господу в Вефиле (Бейт-эль – дом Бога).

Я применяю имя «Господь», хоршо помня, что часто там, где мы читаем имя «Господь» в масоретском тексте стоит «Йахве», и об этом мы не должны забывать. Но, во-первых, имя «Господь» нам привычно, а во-вторых, оно напоминает нам о нашем действительном положении по отношению к Йахве, и об этом тоже не стоит забывать. В третьих, в ТаНаХе применяется слово «Адонай» – «Господа» и «адон» – «господин», которые надо переводить по своему значению.

В Ханаане наступид голод – символ алчбы по Б-гу. В связи с голодом в Аврам спускается в Египет – это указывает на грядущее египетское рабство. Здесь поведение Аврама можно понять как малодушие, но Б-г учит Аврама полагаться на Него. Затем Аврам возвращается к жертвеннику в Вефиле и там расходится с Лотом. История с Лотом – иллюстрация к тому, что 1) надлежит в точности выполнять Б-жии повеления; 2) что непоместительна становится одна страна для людей разного духа, потому враги человеку домашние его и 3) что блаженны миротворцы.
Когда Аврам возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве (ныне царская долина) и Мелхиседек, священник Б-га Всевышнего, царь Салимский, вынес ему хлеб и вино – себя и своё освящение. Священник Эль Элиона, царь Иерусалима, Малки-Цедек (мой царь - справедливость) приносит Авраму знаки гостеприимства (Быт.14:18). Б-г говорит Давиду: «Ты священник вовеки, по сло-ву Моему, – как Малкицэдэк» (Пс.110;4). Мелхиседек – образ Мессии (Машиаха – помазанни-ка), которому Авраам и в нём еврейский народ со священниками-левитами принёс десятину.

2. ЧЕТВЁРТЫЙ ЗАВЕТ
После этих событий Б-г заключил с Аврамом завет (союз) в том, что Аврам будет отцом еврейского народа, что Он, Б-г, даст народу землю (18-21). Б-г сказал: прямой потомок твой будет наследовать тебе. И вывел его наружу и сказал: «взгляни на небо и сосчитай звезды, сумеешь ли ты счесть их?... столь многочисленным будет твоё потомство». И поверил он Богу, а Он засчитал ему это в праведность». (4-6). Также Бог сказал Авраму: «потомство твоё будет пришельцами в чужой стране, и служить будут им, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении... в четвертом роде возвратятся они сюда» (13,14,16). Это было пророчеством о египетском рабстве. Б-г поставил с Авраамом вечный завет о том, что Он будет Б-гом Авраама и его потомков, они же должны исполнять завет об обрезании, которое есть знамение завета. Во все поколения должен быть обрезан всякий младенец мужского пола из потомков Авраама и всякий, рождённый в доме, купленный за серебро у иноплеменников, из других народов. Евреи – не этнос и не национальность. Евреи – это народ завета, который Б-г подтвердит с сыном Авраама, Исааком и потомством его заветом вечным (Быт.17;7-12,19). Отныне имя Сары (Госпожи) Сарра (15). Она родит Аврааму сына, Исаака, в следующем 2106 году в то же самое время. По-человечески необъяснимым образом Всевидящий (Быт.16;13) и Всезнающий Б-г предвидит и предзнаёт всё.

3. ПЯТЫЙ ЗАВЕТ
Когда Авраму было девяносто девять лет, в 2107 г., Йахве сказал Авраму: «Я Эль Шаддай (Бог Вседержитель); ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт.17;1). Хождение пред Б-гом – основание хождения с Ним. «Ты будешь отцом множества народов... Имя тебе Авраам (отец множества)... произведу от тебя народы и цари произойдут от тебя» (4-6).

4. ЖЕРТВА
Б-г повелевает Аврааму принести Исаака в жертву всесожжения на одной из гор в земле Мориа. Земля Мориа – Иерусалим, земля воскурения (мирро, мор). Авраам в послушании идёт исполнять Б-жию волю. Он исполнен веры. Он говорит отрокам, бывшим с ним (Быт.22:5): «Сидите здесь при осле, а я и этот отрок пойдем вот туда и поклонимся, и возвратимся к вам». Имея обетование, он думал, что Б-г силен и из мертвых воскресить Исаака. Поклонение есть послушание Б-жьему слову. По дороге Исаак начал говорить Аврааму (Быт.22;7,8): «Отец мой!... вот огонь и дрова, где же ягнёнок для жертвы всесожжения? И сказал Авраам: «Элохгим усмотрит Себе ягнёнка для жертвы всесожжения, сын мой». Далее они шли исполнять Б-жие повеление вместе. Некотрые еврейские мудрецы связывают время этого события со смертью Сарры, происшедшей в 2069 году (Быт.23:1). Тогда «отроку» Исааку 37 лет. Предположение интересное, но представляется несколько притянутым. Более убедительным, как кажется мне, что Исааку в это время было 15 лет, что соответствует сорока годам хождения Авраама после выхода его из Харрана. История с принесением в жертву Исаака имеет пророческий смысл. Когда Авраам совершил это, Б-г подтвердил завет с Авраамом о народе и Мессии (16-18). Затем Авраам и Исаак возвратились в Вирсавию (Беэр-шева – холм на юге Израиля к востоку от города Беэр-шева – «колодец клятвы») и жили в Вирсавии.

5. ИЗМАИЛ
Во время своего хождения Авраам оставался твёрд в вере, возрастал в ней, стал отцом всех верующих. Поскольку Сара была неплодна, она предложила Авраму свою служанку, египтянку Агарь (Хгагар – Отторгнутая, Кочевница, Беглянка, также, Хар - гора), чтобы иметь детей от неё. Аврам «согласился с Сарой» (Быт.16:1,2). Похоже, что супруги по своему рассуждению и не с оглядкой на Б-га  так  согласились исполнить  Божие обетование «Прямой потомок твой будет наследовать тебе» (Быт.15:4). Агарь зачала от Аврама и, зачав, она, рабыня Сары, взбунтовалась, стала презирать свою госпожу (Быт.16:4). Сара обиделась, стала обвинять в своей обиде мужа и сказала ему (5): «Пусть Бог судит между мною и тобою». Аврам сказал Саре: «Рабыня твоя в твоей руке, делай с нею что угодно». Сара стала притеснять служанку и Агарь убежала от неё (6). «И нашел ее Ангел Бога у источника вод в пустыне, при источнике по дороге в Сур:... Откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от госпожи моей Сары... Возвратись к госпоже своей и смирись под руками её... весьма умножу потомство твое,и оно неисчислимо будет от множества... ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо Бог услышал скорбь твою» (7-11). Имя Измаил (ивр. Ишма-эль – Слышит Бог). «И будет он дикарь-человек: рука его на всех, а рука всех на него, и пред лицом всех братьев своих разместится он... Агарь родила Авраму сына; и нарек Аврам имя сыну своему, которого родила Агарь, Измаил» (12,15). Измаил родился в 2120 г. до н.э. (16). В 2107 году Бог сказал Аврааму об Измаиле: «Я уже благословил его и распложу его, и умножу его чрезвычайно; двенадцать князей произведёт он, и Я сделаю его великим народом. Союз же Мой заключу с Исааком, которого родит тебе Сарра к этому же времени следующего года... И взял Авраам сына своего, Измаила и всех, кто родидся в доме его и всех купленных за серебро, весь мужчин дома Авраама, и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как говорил с ним  Элохгим. Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его. А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его»  (Быт. 17:20-25). После того как в 2106 году у Авраама родился сын Исаак, Измаил стал насмехаться над Исааком (Быт.21:9). Сара сказала Аврааму, чтобы он выгнал Агарь и Измаила, потому что не наследует сын рабыни с сыном госпожи (10). Это было неприятно Аврааму ради его сына Измаила. Но Бог сказал Аврааму: «Пусть не покажется это тебе прискорбным ради отрока твоего и служанки твоей: всё, что Сара тебе скажет, слушайся голоса её, ибо в Исааке наречётся тебе род». Авраам отпустил Агарь. Она заблудилась в пустыне Вирсавии, оставила сына, села вдали и плакала. Бог услышал голос Измаила и сказал Агари: «Встань, подними сына, возьми его за руку, ибо я произведу от него великий народ». Бог был с ним. Он жил в пустыне Фаран (Паран) внутри Синайского полуострова. Он сделался  стрелком из лука.  То,  что Измаил,  выросший в семье пастуха овец,  стал стрелком из лука, говорит о том, что он не жил сердцем в шатрах своего отца, ноги его не жили в доме отца. Агарь взяла Измаилу жену, египтянку (Быт.21:10-21). У Измаила родилось двенадцать сыновей – родоначальников двенадцати племён. Они жили от Хавилы до Сура. Это восточная часть Аравийского полуострова (Быт.25:16,18). На сегодняшний день существуют только два многочисленных народа, которые невозможно исчислить. Это христиане и мусульмане.

6. НЕПОМЕСТИТЕЛЬНА ЗЕМЛЯ
Лот племянник Аврама, сын его брата Арана, умершего в Уре Халдейском. Когда Аврам в 2131 году вышел из Харрана, с ним пошёл и Лот. Аврам взял его (Быт.12:4,5). Это показывает, что Аврам нечисто исполнил Божие повеление идти «от родни» (1). Мы не знаем как бы сложилась судьба Лота, поступи Аврам иначе, но произошло так, как произошло, и стала непоместительна земля для обоих, чтобы жить им вместе. «И произошёл спор между пастухами стад Аврама и пастухами стад Лота... И сказал Аврам Лоту: «пусть не будет распри между мною и тобою» (Быт.13:6-8). Аврам творил мир. Он сказал Лоту: «Не вся ли страна пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево». Лот возвел глаза свои и увидел всю окрестность Иордана, как вся она была орошаема рекой до истребления Богом Содома и Гоморры, как сад Бога, как страна Египетская ...и избрал себе Лот всю окрестность Иордана; и двинулся на восток. И отделились они друг от друга» (9-11). Аврам предлагает Лоту свободный выбор. Лот делает выбор по плоти, без оглядки на Бога. «Лот поселился в городах окрестности Иордана и строил шатры до Содома. Люди же Содома были злы и весьма преступны пред Богом» (12,13).

Фарра в Харране,
В Содоме Лот
И в Аврааме
Божий народ.

7. МЕЛХИСЕДЕК
Во время войны царей в долине Сиддим, где ныне Солёное море (Быт.14:3), перед 2121 г. до н.э. царь Кедорлаомер с союзниками «забрали всё имущество Содома и Гоморры и... взяли также Лота,... с имуществом его и ушли: он жил в Содоме» (11,12). Тогда Аврам, вооружив 318 своих, рождённых в его доме, рабов с двумя своими союзниками, амморриянами победил Кедорлаомера с союзниками и возвратил всё имущество и народ с женщинами и детьми, и Лота (14-16). Когда он возвращался после победы, содомский царь Бера (2) и царь Салима Мелхиседек вышли к нему в долину Шаве, что ныне Царская долина (17). Пастух Аврам стал известным среди царей царём – победителем. Содомский царь предложил Авраму всё имущество Содома. «И сказал Аврам царю Содома: «Поднимаю руки мои к Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что от нитки до ремня от обуви и что из всего, что у тебя не возьму я, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама» (21-23).

Мелхиседек (ивр. Малкицедек, от малки «мой царь» и цедек «справедливость») –                царь справедливости, царь правды. Он, священник Бога Всевышнего, вынес Авраму хлеб и ви-но – себя и своё освящение. Священник Эль Элиона, царь Иерусалима, Малки-Цедек (мой царь - справедливость). Левит Асаф, один из трёх начальников над певцами (1Прлп.6:39), в Пс.75:2,3 сообщает, что до того, как в Иерусалиме в 999 г. до н.э. (3Цар.6:38) Соломоном был построен Первый иерусалимский храм, был известен «в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его. И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе. Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань». Сион – это восточный холм Иерусалима, нижний город или город Давида, позднее названный Храмовой горой (ивр. Хар а-Баит), она же Хар а-Море, гора Мориа, на которой Соломон построил храм (2Прлп.3:1), – обнесённая высокими стенами прямоугольная площадь. Этимология названия Сион неясна – возможно «цитадель», «укрепление на холме», «сухое место». Действительно, под стенами Храмовой горы имеются следы древней крепости, что позволяет предполагать, что в XXII веке до нашей эры на горе Мориа, на территории царства, жители которого поклонялись Б-гу Всевышнему, существовал жертвенник, защищённый мегалитическими стенами. Аврам, поразивший царей, отделил Мелхиседеку десятину от всего (Быт.14:19,20). Избавление Лота Аврамом не было произвольным решением Аврама, оно было сильным свидетельством об Элохгим, исполнением Аврамом Божьей воли.

8. ТРИ АНГЕЛА
В 2107 году, у дубравы Мамре, близ Хеврона, расположенного в 30 км к югу от Иерусалима, Аврааму явились три Ангела, когда он во время дневного зноя сидел при входе в свой шатёр (Быт.18:1). Авраам встретил их со всем гостеприимством (2-7). Поев (8) они встали и отправились к Содому. Аврам пошёл проводить их. Господь (Йахве) сказал Аврааму что идёт узнать «точно ли содомляне поступают так, каков вопль на них». Этой фразой Он поощрил Авраама к рассуждению на эту тему. Два Ангела «пошли в Содом; Авраам же ещё стоял пред лицом Бога». Авраам ходатайствует пред Б-гом за жителей Содома. Б-г радуется сердцу Авраама. Он Сам не истребит Содом ради десяти праведников (16,21,22-33). Но в городе не нашлось и десяти праведников.

9. ЛОТ
Два Ангела пришли в Содом «вечером, когда Лот сидел у ворот Содома». Городские ворота по древневосточным обычаям были местом прогулок, дружеских и деловых встреч, там обсуждались вечерние известия, судебные и торговые дела. Сидевший у ворот города Лот был в курсе дел преступного Содома. В курсе, как оказалось, была и жена Лота и две его дочери. От Мамре до Содома через горы 50 км, а по дороге 90 км пути. К вечеру достигнуть Содома Ангелы могли только сверхъестественным образом. Лот, не зная, кого он встречает, встретил двух Ангелов с необыкновенным гостеприимством, потому что, говорил он «они вошли под сень крова моего» (Быт.19:18). «И сказали люди эти Лоту: «Кто у тебя здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места» (12). Б-г хочет, чтобы с праведником спаслась его семья. «И вышел Лот,  и говорил с зятьями своими... Но зятьям его показалось, что он шутит» (14). Какая типичная ситуация! «Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те Ангелы, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города. Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть. Но Лот сказал им: нет, Владыка! вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть; вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, – он же мал; и сохранится жизнь моя. И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь... Потому и назван город сей: Сигор» (15-21). Б-г повелел Ангелам вывести семью Лота из развратного Содома. Но Лот медлит. Его плотское связывает его с Содомом. Ангелы вывели семью из города. Ангел наставляет их нигде не оглядываться и спасаться на гору. «Спасаться на гору» - образ молитвы. Так следует идти за Господом. Сознавая свои малодушие и склонность к колебаниям и компромиссам, Лот отказывается спасаться на гору и упрашивает Ангела дать ему бежать в «сей город», потому что он мал. Сигор (ивр. цоар – «малый, небольшой»). «Бог дождём пролил на Содом и Гоморру серу и огонь от Бога с неба» (24). «Жена же его оглянулась позади его, и стала соляным столбом» (26). Жена Лота находила в Содоме нечто дорогое её сердцу. «И было, когда Элохгим истреблял города той долины, вспомнил Элохгим об Аврааме и выслал Лота из места истребле¬ния, когда уничтожал города, в которых жил Лот» (29). Здесь мы находим указание на то, что своим спасением Лот и его дочери обязаны долгим молитвам Авраама. Много может усиленная молитва праведного. «И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его. И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который  вошел бы к нам по обычаю всей земли;  итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим, а он не знал, когда она легла и когда встала. На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала. И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего, и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав. Он отец Моавитян доныне. И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми. Он отец Аммонитян доныне» (30-38). Бог приготовил место Лоту в Сигоре, но Лот вышел из Сигора и стал жить в горе. Дочери Лота, решив, что на Земле никого, кроме их семьи не осталось, сказали «нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли». В результате всё это произошло с его дочерьми. Дочери сознательно и со знанием дела совершили это. Они хорошо знали как содомлянки решали проблему деторождения в своём городе, поражённом содомским грехом. Имя Моав означает «от отца». Имя Бен-Амми – «Сын рода моего».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы видим жизнь Авраама в его отношениях с Б-гом и с людьми. Авраам призывал Божие имя, ставил Б-гу жертвенники, ходил пред Б-гом, с Б-гом, Б-гом, твёрдой верой возрастал в послушании Б-гу.

БЛАГОДАРЕНИЕ
7* Великий Б-г! Благодарим Тебя за то, что Ты сотворил духовный мир и физическую вселенную, небо и землю, и море, и всё, что наполняет их, за солнце над нашими головами, за твердь под нашими ногами, за воздух, которым мы дышим, за воду, которую пьём, за пищу, которую едим, за одежду, в которую одеваемся, за жилища, в которых живём, за здоровье, силы, крепость, концентрацию, за возможность приходить в Твоё собрание, слышать, слушать, принимать Твоё слово, чтобы не по своей, но по Твоей воле мыслить, по Твоей воле поступать. Благодарим Тебя за Твоё слово, и за всё Тебе, великий Б-г, слава, хвала и благодарение. 7* Аминь.


Рецензии