Святитель Лука профессор Валентин Феликсович Войно
Святитель Лука (в миру Валентин Войно-Ясенецкий) родился в 1877 году в Керчи. С 1917 года руководил госпиталем в Ташкенте. В 1920 году, будучи известным хирургом, по инициативе епископа Ташкентского Иннокентия принял священнический сан, а вскоре — и монашеский постриг. Через 3 года — епископ. Тогда же арестован, обвинен в шпионаже в пользу Англии, сослан на 2 года в Туруханский край, где работал хирургом. В 1930 году вновь арестован. Власти предлагали ему научную карьеру в обмен на отречение от сана, но он отказался. С 1937 года — новая ссылка. В годы войны ссыльного владыку назначили главным хирургом красноярского госпиталя, ответственным за все госпитали края. С 1946 года — глава Крымской епархии. Профессор, автор классических трудов по гнойной хирургии, анестезиологии, ряда духовных трактатов. С конца 40-х годов не оперировал, консультировал врачей и пациентов. В 79 лет ослеп. Литургию служил по памяти. Мощи святителя Луки почивают в Троицком кафедральном соборе Симферополя.
Профессор медицины и епископ, многократно подвергавшийся арестам и ссылкам, доктор богословия, автор десяти томов проповедей и 55 научных трудов по хирургии и анатомии, художник-иконописец, проповедник правды Христовой, бесстрашный оратор, защитник Церкви и обладатель Сталинской премии I степени за монографию «Очерки гнойной хирургии» – таков неполный портрет святителя Луки Крымского.
Основные факты о Святителе Луке:
Его мирское имя: Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий.
Профессия: Хирург, профессор, доктор медицинских наук, духовный писатель.
Епархия: Симферопольская и Крымская.
Канонизация: Причислен к лику святых Русской православной церковью в 2000 году как священноисповедник.
Память: Чтится 11 июня (29 мая по старому стилю).
Мощи: Почивают в Свято-Троицком соборе Симферополя.
Он родился 27 апреля 1877 года в Керчи и прожил 84 года, умер в 1961 году.
Вникните в эти слова Христовы, навсегда их запомните: "Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою".
В человеческой жизни так не бывает. Чтобы быть первым, не поступают так, как говорит Господь Иисус Христос; другим не служат; ищут, чтобы им служили. Господь говорил не о первенстве среди людей, первенстве земном. Он говорил о тех, кто хочет быть первым в глазах Божиих, но не в глазах человеческих. Им говорится, что они должны быть последними, а не первыми, должны всем служить. Это рассуждение не человеческое. Как видите, ставится требование совсем особенное, неведомое миру: быть последним, быть всем слугой — того называет Господь первым в очах Божиих. Трудно ли это исполнить? Нет, несравненно легче, чем быть первым среди людей, чем стать первым в глазах человеческих. Чтобы стать первым в глазах человеческих, нужно добиться влияния, добиться власти, добиться богатства. Здесь ничего этого не требуется: будь всем слугой, тогда будешь первым в очах Божиих. Это совсем не трудно, только будь смирен духом и прост. Невозможно это для тех, которые полны гордости и превозношения. Кто способен быть слугою всем, исполнить эту заповедь Христову? Только добрые, тихие, очень скромные люди, ничего не желающие от людей. Такие всем служат, никогда не добиваются первенства, а желают быть последними. Таких незаметных, тихих, бедных, иногда даже презираемых людей много-много среди христиан. Бывают такими простые старушки, бедные женщины, бедные старички. Они не помышляют о первенстве, не добиваются уважения и чести в глазах людских, а только тихо и незаметно делают свое великое дело, которое требует Господь Иисус Христос. Есть много-много самых незначительных, самых малых людей, которые исполняют эту заповедь Христову. Никому не ведомые, никем не замечаемые, они творят это святое дело — служат всем, чем могут: каждого стараются обласкать, каждому услужить, каждому что-нибудь сделать нужное; стараются утешить хорошим, добрым словом. У них есть живая, постоянная потребность всем служить, ибо всех они любят, всех жалеют. Эта любовь, эта жалость делают их исполнителями сей великой Христовой заповеди. Они даже не осознают, не замечают того, что творят; не придают никакого значения этим малым услугам. Не думают, что это может быть велико и свято в очах Божиих, не думают, что эту заповедь Христову исполняют; желают только быть последними, желают только всех обласкать, всем доброе слово сказать. Такие неведомые для людей являются первыми в очах Божиих.
Мы нехорошо относимся к грехам ближних своих: видим, что согрешают и со злорадством становимся судьями их. Вот что запрещает Господь Иисус Христос, ибо можно поступить совсем иначе. Не должны мы молчать, но обличать должны кротко, тихо, не с осуждением, а с любовью, с желанием исправить, без злорадства и злобы. Так поступают те, у которых нет бревна в глазу их. Так поступают люди чистые сердцем. Кротко и тихо убеждают они грешников отстать от своих прегрешений. Это и есть обличение, это не осуждение — это желание спасти их душу, это желание исправить их. Это исполнение заповеди Господней. Господь велит: когда согрешит против тебя брат твой, — не трезвонь о грехе его, не обличай перед всеми, начни с обличения его наедине. Пойди с ним в отдельную комнату, поговори с братом своим и обличи его. Если послушает он тебя, приобрел ты брата своего: не только спасешь, исправишь ты его, но и приобретешь его сердце. Если не послушает он тебя, возьми с собой двоих-троих свидетелей. Не послушает их — скажи церкви, а если и церкви не послушает — да будет тебе как язычник и мытарь. Отвергни его, как язычника и мытаря, совсем отвергни. Видите, можно судить о грехах ближних своих различно: строгою мерою мерить, осуждать со злобою и раздражением, можно с любовью и кротостью обличать. Вот почему Господь Иисус Христос продолжил речь Свою: "Каким судом судите, таким будете судимы". Кто, где будет судить? Он Сам на Страшном Суде. Если поступать будем, как Господь указывает, то и Господь на Суде Своем этой же мерой будет мерить нам — мерою милосердия, любви и прощения; если мы с кротостью и тихостью обличаем согрешающих — то и Господь с кротостью и прощением отнесется к грехам нашим. А если мерою недоброй и злорадной мерим мы грехи братьев наших, трезвоним о грехах их, — то получим тяжкое и строгое воздаяние от Господа Иисуса Христа, когда будет Он нас судить. Первая и важнейшая обязанность наша — видеть и замечать бревно в собственном глазу, видеть и судить собственные грехи; а в отношении соринки в глазу брата своего должны мы быть долготерпеливы, — тогда долготерпелив будет к нам Господь Иисус Христос в день Страшного Суда.
"Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба" (Ин. 3, 27). Вот на этих словах надо сосредоточить нам мысли свои и запомнить их хорошенько, ибо есть много таких людей, которые жаждут высокого положения, высоких дел, великого предназначения, стремятся только к славе. Есть немало священников, которые спят и видят, чтобы стать архиереями. Есть немало людей мирских, которые мучительно завидуют людям, поставленным у кормила правления. Есть немало людей, завидующих тем, кто высоко над всеми стоит по своему глубокому уму и важной, глубокой научной работе; завидуют им и стремятся быть такими же. А сами ума не имеют. "Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба". Всякий человек, стоящий у великого дела, должен быть призван с неба, свыше; не только архиерей, поставляемый Богом пасти народ Божий, но и все великие политические деятели, имена которых отмечены в истории; и все великие деятели науки, философии, искусства — все они отмечены призванием от Бога. И только те, кто подлинно отмечен, творят великие дела; а те, кто сам карабкается к высшим должностям, способны только к делам малым.
Ведь мы избегаем общения с заразными больными, боясь заразится от них. Так надо нам спасаться от рода прелюбодейного и грешного, от рода развращенного. Если же общение с этими людьми неизбежно в условиях совместной жизни, надо всё время помнить, что мы малое Христово стадо, народ избранный, царственное священство, камни живые, из которых строится храм Божий. Видите, как важно это предостережение святого апостола Петра спасаться от рода прелюбодейного и грешного, но еще более важна эта задача в отношении ваших бедных детей, которые подвергаются ежедневно духовной заразе. Надлежит беречь всеми силами детей от развращенности, беречь от общения с теми развращенными детьми, которые учат их всем порокам, учат греху непослушания и непочтительности. Надо беречь их от отравы сладострастных романов, которые они так любят читать. Вырывайте из рук их эти ядовитые книги, не позволяйте им осквернять молодые сердца этими греховными мерзостями, этой нечистотой. Свернуть Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) - Спешите идти за Христом!
Дети Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого (Святителя Луки) - Михаил, Алексей, Валентин и Елена - все получили высшее медицинское образование и стали выдающимися медиками. Старший сын, Михаил, стал профессором и доктором медицинских наук, патологоанатомом-инфекционистом
Свидетельство о публикации №125061106793