Циркадное

Какая это всё же радость!
Июньским днём бродить в тайге.
Пейзажей яркость, ясность, ярость,
Писать при радуге - дуге.

Какое всё же это счастье!
Прозрев её циркадный ритм,
Сезоны года в одночасье,
Скрепить стихией строф из рифм.

Тайга подобна паутине -
Тончайший, точный циферблат,
На ослепительной пластине,
Цветами отражает лад.

Тон - вдохновенная всесильность,
В миг будоражит идеал!
И волевую изобильность,
Ждёт экстатический финал.

Невежда пустобрёх к свободе,
Проковылявший на порог,
Ландшафту, топосу, погоде,
Приищет каверзный порок.

Смеясь безволия методе,
Часы колышет ветерок.
Паук в лазурном небосводе,
За солнцем поспевает в срок…



 Все 12 звуков октавы являются, по сути, музыкальным алфавитом. Включая их повторения в разных октавах. Но в музыке они никогда не используются все. Чаще всего музыка базируется, в основном, только на семи ступенях из двенадцати, о чем мы говорили в теме про звукоряд. Эти семь звуков могут быть по-разному расположены в октаве, между ними могут быть разные взаимосвязи, это будут разные системы, как разные языки в речи. Такая система в музыке и называется ладом.

Лад — это определённый комплекс звуков, имеющий структуру и систему взаимосвязей, основанную на тяготении неустойчивых ступеней в устойчивые.

В этой формулировке со структурой все понятно. В октаве двенадцать звуков, но лад содержит не все звуки, а только некоторые. И эти звуки могут быть расположены в октаве по-разному. В нашей музыкальной культуре лады состоят из семи ступеней. Каждый лад имеет свою структуру.

В мелодии всегда есть опорные звуки, к которым она стремится, и на которых заканчивается. Если оборвать мелодию не доиграв самый последний звук, мы будем чувствовать незаконченность, мы даже сможем пропеть этот недостающий звук. Это ощущение и называется тяготением звуков.

Опорные звуки называются устойчивыми. А остальные — неустойчивыми. Неустойчивые звуки всегда стремятся прийти к устойчивым. Такой переход называется разрешением.

Тоника — самый главный устойчивый звук. Это первая ступень лада. Тоника является центром притяжения, главной опорой всего музыкального произведения и его же последним звуком.

Также устойчивыми, но не такими как первая ступень, являются третья и пятая ступени лада. Вторая, четвертая, шестая и седьмая ступени — неустойчивые. Система тяготений неустойчивых ступеней в устойчивые наглядно показана на схеме ниже.


Вторая и седьмая ступени тяготеют к первой. Четвертая к третьей. Шестая к пятой. Так как первая ступень (тоника) самая устойчивая, центральная, к ней тяготеют сразу две ступени.


Рецензии
Необычный пейзаж!
В нём художник, философ размышляет рисует, радуется и радует!
Человек - часть природы. Это очень чувствуется в стихах!
Прелесть ,как хорошо написал, Андрей!
С теплом Юля

Юля Тенева   11.06.2025 21:09     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Юля! Спасибо, вдохновился сегодня утром паутиной сияющей всеми цветами радуги на солнце. З месяц вахты подходит к концу, напитался красотами, вот они из меня и выплеснулись… Фото к стихотворению прикрепил, зацени!

Валов Андрей   11.06.2025 22:24   Заявить о нарушении
Отличное фото, Андрей! Вдохновляющее!
Вообще фотодело - полезное хобби!

Юля Тенева   15.06.2025 19:51   Заявить о нарушении