Глава 1. Кто такой -князь Лев Мышкин

1.
   Итак, однажды, весенним теплым днем, на исходе моей беспокойной жизни, попался мне на глаза роман Федора Михайловича Достоевского «Идиот», который я начал читать, и, неожиданно для себя, увлекся.
  Та картина, которая, по мере прочтения, стала разворачиваться в моем воображении, никак не укладывалась в то, как обсуждался смысл романа в читающем обществе разных периодов истории России, и как преподносился он в школьной программе, зачем-то, мучая бестолковых недорослей бездной человеческих характеров давно ушедшей эпохи.
  Вот, к примеру, как подает неискушенному читателю свое понимание романа, на страницах сайта «culture.ru» в статье «Как читать «Идиота» Достоевского» (Спасибо, барыня!) филолог и журналист Маргарита Ковынева:
«Общество поначалу приняло Мышкина как юродивого или «идиота», настолько странными все посчитали его разговоры. В медицине этот термин означает глубокую форму умственной отсталости, некоторые больные не могут говорить и мыслить. Так называл себя и сам герой: «…я действительно был так болен когда-то, что тогда и похож был на идиота…» Он во многом вел себя прямолинейно и порой наивно, говорил то, что думает, и выражал свои чувства. Такое поведение в сдержанном и даже чопорном высшем обществе XIX столетия выглядело странным, пугающим и нездоровым.»
  Но такой вот школьный анализ, затверженный и закостенелый, нисколько меня не устроил.
  То-же, как показали князя в Российском кинематографе, стараниями режиссёров Бортко и Пырьева, артистами Мироновым и Яковлевым, было, на мой взгляд, настолько беспомощно, прямолинейно и скудно, что я буду апеллировать только к роману, как образцу чистого образа, не испорченного чужой волей.

   Всё не так!

   Всё, в этом романе, не то чем кажется. 
 
   То, как приняла героев романа читающая публика, то как затвердел в головах Российских обывателей и всех причастных к искусству писанного слова предъявленный Достоевским сюжет, вещь обыденная и предсказуемая. Читатель, воспитанный на прямолинейном морализаторстве, понимает все с первого слова. Написано – «Идиот», значит это о чистой душе, каковая извращенным миром (в Толстовском понимании этого слова), полагается дурью, и дальше уже можно не читать, что большинство людей и делает, полагаясь на выжимки статей и бесцветные выводы методичек. Привычка ленивого наблюдения за ходом сюжета порождает скуку и отвращает от прелести размышлений.
   А многие ли из Вас, в минуты обыденного существования, в долгой дороге, или в тиши неспешного отдыха радовали себя не скучным разглядыванием пейзажей, не ленивым общением, построенным на, из века в век, повторяемых, затасканных фраз в никчемных разговорах, а напрягает себя в размышлениях о героях прочитанных страниц, и тем, поневоле, становясь участником сюжета, примеряя на себя образы, сочиненные автором романа.
   Ну, что же! Посмотрим, чем же так удивителен князь Лев Николаевич Мышкин?


2.
   В первых страницах князь Лев Николаевич Мышкин зачем-то едет неизвестно откуда, неизвестно куда.   
   Едет он третьим классом, в промёрзлом вагоне Варшавской железной дороге, в окружении, уж простите, всякого сброда, и представляясь им «князем Мышкиным», что сильно напоминает, этому прожженному люду, афериста средней руки, и единственное, что они ожидают от такого типажа – это предложение «метнуть банчок», или рассказ о закопанном в подвале частного дома, в городе N. Утраченном наследстве «бабушки-генеральши».
   
   Взглянем на разговор Мышкина с генералом Епанчиным, в момент первого прихода князя в дом своих дальних родственников, с чего, собственно и началась эта история
   Ну посудите сами – пришёл, к Вам в дом, неизвестно кто. Человек незначительный, ненужный, сомнительный какой-то странной болезнью.  Приперся из такого далека, что Вы и слыхом не слыхивали. Вздор, а не человек! Затеял беседу, вторгшись в чужой разговор и нарушив какие-то планы, каковые Вы и сами почитали ничтожными до его прихода, но сама это встреча, на Ваш взгляд, еще более ничтожна, так что Вы, этими планами, ему и попеняли.
   Да Вы, человек поживший, достигший значимого положения, его насквозь видите, и понимая, что более никогда уж его не встретите, слов, в беседе, особо не выбираете, едва-едва удерживаясь на грани приличия, как вдруг…
«— То, стало быть, вставать и уходить? — приподнялся князь, как-то даже весело рассмеявшись, несмотря на всю видимую затруднительность своих обстоятельств. — И вот, ей-богу же, генерал, хоть я ровно ничего не знаю практически ни в здешних обычаях, ни вообще, как здесь люди живут, но так я и думал, что у нас непременно именно это и выйдет, как теперь вышло. Что ж, может быть, оно так и надо... Да и тогда мне тоже на письмо не ответили... Ну, прощайте и извините, что обеспокоил. Взгляд князя был до того ласков в эту минуту, а улыбка его до того без всякого оттенка хотя бы какого-нибудь затаенного неприязненного ощущения, что генерал вдруг остановился и как-то вдруг другим образом посмотрел на своего гостя; вся перемена взгляда совершилась в одно мгновение.»
    И вот это вот - «как-то вдруг другим образом посмотрел на своего гостя; вся перемена взгляда совершилась в одно мгновение.», и есть правильное понимание того, кто такой – князь Мышкин.
   Самое удивительное, что таковое удивительное преображение происходит с самыми разными людьми, встреченными князем с первых страниц романа. Парфен Рогожин, лакей, отворивший двери Мышкину в генеральском доме, сам генерал Епанчин. Разве что Ганя… Да и Ганя проходит ту же метаморфозу. Но молча.
   С первых своих слов, обращенных к, доселе незнакомым, людям, Мышкин упреждает любые, могущие возникнуть, недоумения сообщением о некой своей болезни, которую пытались излечить в Швейцарии. Нищего, безродного «князя» лечили от неудобной, стыдноватой хворобы «какой-то странной нервной болезни, в роде падучей или Виттовой пляски, каких-то дрожаний и судорог.», люди сторонние, но не безразличные его судьбе, не в страшной палате №6, не в убогих палатах общественного призрения, не в монастырских, полу тюремных кельях, а в Швейцарии, тратя на это богоугодное дело, без малого, состояние. Что за удивительное человеколюбие и готовность к жертвенности по отношению к персонажу, на первый взгляд, ничтожному, ни обладающему ни сильной поддержкой, ни финансовой крепостью, ни крепкими родственными узами. Это такой Хлестаков – наоборот. О котором каждому заранее известно, что он – фитюлька, но за которым, с каждым его словом, вдруг начинает мерещится неясная тень некой значимости и важности, так что, неведомый нам «господин Павлищев», до смертного своего часа, тратит на него, а не на своих наследников, целое состояние. Швейцарский доктор два года содержит в клинике, и оплачивает дорогу за свой счет (это, зная европейский менталитет, пожалуй, самое фантастическое в истории Мышкина). Парфен Рогожин, спустя пять минут разговора, приглашает жить к себе на полный пансион, генерал Епанчин изыскивает синекуру для князя в своем департаменте, не имея к тому даже малой нужды, и при этом, ни один из них, не считает князя, хоть чем-то обязанным себе, а наоборот, совершенно естественно, ощущают собственную обязанность устроить жизнь Мышкина наилучшим образом!
   И ладно бы списать такое удивительное человеколюбие за обычное желание пригреть юродивого, но ведь Мышкин не юродивый.
   «Глаза его были большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое, что-то полное … странного выражения».
   Такое описание, в сочетании с широкой и толстой крылаткой («широкий и толстый плащ без рукавов и с огромным капюшоном, точь-в-точь как употребляют часто дорожные, по зимам, где-нибудь далеко за границей…») на страницах повестей, принадлежащих перу маститых европейский авторов детективного жанра, почти, слово в слово, описывают проницательного, прозорливого и умного вершителя человеческих судеб и посвященного в тайны судеб персонажа, ответственного за разгадывание секретов и поиск истины силой своего разума и умением выстраивать случайные события и факты, через неявные взаимосвязи, чтобы в конце романа оставить читателя с полным пониманием завершенной истории.


Рецензии
Вот бы этот материал да мне на госэкзамен по русской литературе (попался ведь на мою голову "Идиот")!!! Блеснула бы тогда оригинальностью мысли и, наверняка, получила бы "отлично"...
Наша Галина Алексеевна Нерушенко была монстром по психологизму Достоевского... но такую оценку героя, клянусь, встречаю впервые...
Очень интересная интерпретация у Вас, Виктор. Сразу захотелось изменить ракурс восприятия "Идиота" и "идиотов", к коим некоторым образом отношу и себя :))))

Людочка Рожкова   14.07.2025 11:56     Заявить о нарушении
Достоевский, он такой! Какого героя не задумает, все Порфирий Петрович выглядывает. О Мышкине я бы хотел расписаться, да где время найти? А он Великий манипулятор! Помните как он лакея на "покурить" развел? Писал то он (Достоевский), может быть, идеального, практически "Христа", но словом, деталью, образом, опять съехал на "Великого инквизитора" с "человеческим лицом". И еще - очень этот герой похож на того, кто потом приехал на Патриаршие, тоже вроде, как из неведомой неметчины. Помните: "Ничего не просите, сами все принесут...". Потому и едет с одним узелком, ибо незачем ему громоздкий багаж.

Виктор Верещагин   16.07.2025 19:38   Заявить о нарушении
После такого ответа и ТАКОЙ ПАРАЛЛЕЛИ!!! грех не открыть страницу!!!
Но, чует моё сердце, что после такой интерпретации великого романа и такого видения одного из главных юродивых русской литературы, диплома филфака мне было бы не видать!!!
🤣🤣🤣
Хотя, на мой взгляд, это тянет не больше-не меньше как на диссертацию!
Хотелось бы продолжения Вашего повествования, но карты, по-видимому, раскрыты...

Людочка Рожкова   16.07.2025 21:46   Заявить о нарушении
Боже ж мой! Вот в юные годы сидел я на вмерзшем в Балтийские льды отстойном пароходе, после всех моих крушений, одинокий, никем и ничем не связанный, полный сил. Пиши не хочу! Замыслов не было. А сейчас замыслов - громадье, а пойду вот сейчас с Васильевского, по июльской жаре, намаявшись в IT-шных проблемах, с дымящейся головой, нарешавши дурацких проблем и все починив, и кое-что сломав, и сил уже никаких ввечеру нет. А хотелось бы фанфик написать, про ту же историю, но от Лица Льва Николаевича Мышкина, самого умного и прозорливого человека на всей планете, и практически всемогущего, касаемо человеческих характеров и природы людской. Одинокого и несчастного мытаря, страдающего от своего всевидения и понимания. Ведь он и своему благодетелю Павлищеву потрафил видимо не просто так, и на казни французского преступника ( видимо в Лозанне) присутствовал не просто
так, и известность в определенных кругах заимел не просто так. Да и болезнь свою странную, видимо, получил в одном из этих дел. Интересная вышла бы история! Как думаете?

Виктор Верещагин   17.07.2025 17:03   Заявить о нарушении
И назвал бы - "Страсти по Идиоту"

Виктор Верещагин   17.07.2025 17:09   Заявить о нарушении
"Учебник по психиатрии"...
А не перечитать ли мне "Идиота"?
По-новой...

Людочка Рожкова   17.07.2025 20:06   Заявить о нарушении
Не знаю. Нужно ли? Это у меня зуд на истории, которые абсолютно неправильно истолкованы читающей публикой. В меру моего понимания. Такая вот аберрация сознания. Я например абсолютно уверен ( если Вы смотрели советский фильм "Чисто английское убийство"), что убийца - дворецкий, вступивший в преступный сговор с мутным, и видимо, нелегальным эмигрантом, доктором Ботвинком. Это так явно проглядывает в этой, дурно пахнущей истории, что я до сих пор не могу сдержать возмущение при просмотре. Оболгали бедную женщину. Убили, и на нее же свалили. И еще мне жалко Городничего. Городничий- ветеран, отставной бригадир, человек надежный и прямой, как скала ( А что он, старый солдат, мог еще с унтер-офицерской вдовой сделать, кроме как высечь её, дуру?!) У него полный дом безбашенных баб, в городе если и берут взятки, то только борзыми щенками, эка преступление! А он сам только штуку полотна, на платья взял. Да и то на деньги, со страху, развели! В общем много чего в Литературе наворочено, через пень-колоду! Есть где развернуться. А Вам, Люся - успехов в любых начинаниях!

Виктор Верещагин   18.07.2025 11:02   Заявить о нарушении
Вчера включила радио-постановку "Идиота" со Смакнутовским и... прямо отворотило меня от него под новым ракурсом...
Хотя лучше, конечно, читать, чем слушать...
При чтении происходит прямое взаимодействие с энергетикой автора, и восприятие от этого отчетливее и яснее...

А вообще никогда не углублялась в судьбы книжных героев (разве что Наташу Ростову было жалко - в молодости я очень была похожа на неё - как мне тогда казалось...)

А начинаниям - как раз самое время! Как у почтальона Печкина 😆

Людочка Рожкова   18.07.2025 11:41   Заявить о нарушении
Это точно!

Виктор Верещагин   18.07.2025 11:42   Заявить о нарушении