А. С. Пушкин в Одессе
Но строилась, полная сил,
Столица богатого края...
Здесь Пушкин когда - то служил.
Медовое южное солнце
И с брызгами пенный прибой
В восторг привели стихотворца,
И он примирился с судьбой.
В гостинице жил у Отона,
Пил кофе, творил по утрам,
И, морем любуясь с балкона,
К иным уносился мирам.
Как слёзы, там струи фонтана,
В серале - кальяна туман.
А в русской деревне Татьяна
Читает французский роман.
Вот вечер, сияя огнями,
Одесский бомонд оживит,
В театр, где поёт Каталани,
Взволнованный Пушкин спешит.
Волшебные звуки Россини
Лились, покорив высший свет...
На ложу прелестной графини
Он дерзко наводит лорнет.
Влюбился в неё не на шутку,
Страдая, томится душа.
Она лишь подарит минутку
Любезности... Как хороша!
О, знал бы влюблённый повеса,
Какой разразится скандал,
И что уготовит Одесса
Ему незавидный финал.
3 июля 1823 года Пушкин переезжает в Одессу под начало генерал-губернатора графа Воронцова. Вот как Пушкин в письме к брату от 25 августа 1823 года описывает свое переселение: «Здоровье мое давно требовало морских ванн; я насилу уломал Инзова, чтобы он отпустил меня в Одессу. Я оставил мою Молдавию и явился в Европу (в первых числах июня); ресторации и итальянская опера напомнили мне старину и, ей-Богу, обновили мне душу. Между тем приезжает Воронцов, принимает меня очень ласково, объявляет мне, что я перехожу под его начальство, что остаюсь в Одессе». Этот перевод устроил А. И. Тургенев.
В те времена Одесса — второй по-настоящему европейский город России: динамичный, с беспошлинной торговлей и светскими развлечениями. Первые месяцы беспечны. Пушкин гуляет по бульварам, пьет кофе в кофейне Пфейфера на Дерибасовской (по-восточному, с гущей), обедает в ресторане Цезаря Отона, заказывая черноморских устриц и шампанское, посещает оперу и частенько заканчивает свой день в казино (как тогда говорили в «каз;ино»). Проблема пока одна — финансовая. Служба приносит скромные 700 рублей в год серебром, а папенька ничего не присылает. В гардеробе Пушкина появляются архалук (узкий кафтан), феска и трость, сделанная из ружейного ствола, которая весит 3,6 килограмма. На обычную трость и новый цилиндр у молодого бедного дворянина не хватает денег.
Вокруг поэта много прекрасных женщин, которым он посвящает около 30 лирических стихотворений. Он увлекается то «молодой негоцианткой» Амалией Ризнич, то красавицей-полькой Каролиной Собаньской и, в конце концов, попадает под чары Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой — жены генерал-губернатора. С самим графом Пушкин произносит «четыре слова за две недели».
Елизавета Ксаверьевна Воронцова на семь лет старше Пушкина. Благодаря своей зрелой красоте, уму и живости характера, Воронцова была первой дамой Одессы, хозяйкой лучшего в городе салона. Поэт полюбил жену генерал-губернатора — графиню Елизавету Воронцову. Всего за несколько месяцев Пушкин набрасывает более 30 ее карандашных портретов. На Воронцова же Пушкин писал едкие эпиграммы:
Полумилорд, полукупец,
Полумудрец, полуневежда,
Полуподлец, но есть надежда,
Что будет полным, наконец.
Воронцов недоволен праздностью молодого чиновника и раздражен: «…я писал к гр. Нессельроде (министру иностранных дел, имевшему влияние на Александра I), прося, чтоб меня избавили от поэта Пушкина".
8 апреля 1824 года граф Воронцов обращается к другу действительному статскому советнику Николаю Михайловичу Логинову помочь ему избавиться от Пушкина:
«Я писал к графу Нессельроду, прося, чтоб меня избавили от поэта Пушкина. На теперешнее поведение его я жаловаться не могу, и, сколько слышу, он в разговорах гораздо скромнее, нежели был прежде, но, первое ничего не хочет делать и проводит время в совершенной лености, другое — таскается с молодыми людьми, которые умножают самолюбие его, коего и без того он имеет много; он думает, что он уже великий стихотворец, и не воображает, что надо бы еще ему долго почитать и поучиться, прежде нежели точно будет человек отличный. В Одессе много разного сорта людей, с коими эдакая молодежь охотно водится, и, желая добра самому Пушкину, я прошу, чтоб его перевели в другое место, где бы он имел и больше времени и больше возможностей заниматься, и я буду очень рад не иметь его в Одессе».
В конце мая 1824 года Пушкин одновременно с несколькими другими мелкими чиновниками канцелярии наместника получил предписание ехать в Херсонский и Елисаветградский уезды на обследование саранчи, которая в это время появилась в больших количествах в Новороссийской степи. Пушкин принял это как оскорбление. В командировку он поехал, но, вернувшись, обратился к правителю канцелярии Воронцова А.И. Казначееву с письмом, в котором просил об отставке.
Во время прощания Воронцова подарила Пушкину старинный перстень с сердоликом. Поэт очень дорожил подарком и посвятил ему стихотворение «Талисман».
31 июля 1824 года Александр Сергеевич Пушкин выслан из Одессы в имение Михайловское, принадлежавшее его родителям.
Свидетельство о публикации №125061104957