О пользе критики

Я довольно давно обнаружил в себе необходимость сочинять стихи. Произошло это сразу после того, как в институте меня бросила девочка из нашей группы. Она переключилась на моего приятеля, а я страдал от неразделённой любви. И чтобы выразить эти страдания, я начал писать.

Потом я научился присоединять к стихам мелодию, и у меня появились свои авторские песни. Как известно, авторская песня — это стихи, исполняемые под аккомпанемент. В данном моём случае это была акустическая шестиструнная гитара.

Так как я вырос в среде любителей авторской песни, то совершенно естественно я знал и исполнял чужие песни, песни наших известных авторов и классиков жанра. И моё творчество я сравнивал с ними, и принципиальных отличий не видел.

Я-то не видел, но люди, с которыми я делился своим сочинительством, отлично видели. Вообще взгляд со стороны чрезвычайно полезен. Сам ты никогда не сможешь понять, что в твоём произведении не так и почему оно не вызывает должного отклика у слушателей.

Итак, вот некоторые мысли по этому поводу. Сейчас я попытаюсь примерить на себя маску критика.

1) В песне, особенно в авторской, важен смысл, который должен быть заключён в стихах. Просто набор удачных рифм и песня ни о чём не вызовет никаких эмоций.

2) В стихах должна быть честность. Фальшивые идеи и тезисы вызовут отторжение у слушателей. Особенно у тех, кто в теме.

3) Мелодия должна хотя бы немного быть оригинальной. Как правило, все мелодии уже где-то и когда-то звучали и были созданы. Если копнуть творчество любого композитора, то, как правило, его мелодии основаны на мелодиях, написанных, может быть, веком ранее, может быть, двумя веками. В основе, вероятно, лежат произведения классиков, в том числе средневековых композиторов и народные мелодии. Слушатели твоей песни сразу понимают, что мелодию ты взял оттуда. И для них она ассоциируется с другими словами, а ты выступаешь плагиатором. Но есть нюанс: если ты «тыришь» мелодию из классического произведения какого-нибудь Иоганна Себастьяна Баха, написанного несколько веков назад и не имеющего слов, то это, возможно, и прокатит. А если в твоей песне звучит мотив Юрия Визбора, который написал свою песню сравнительно недавно, и все её хорошо знают, то тебе скажут в лоб, что ты украл чужую мелодию и выдаёшь её за свою. Хотя ты ничего не крал и Визбора очень любишь и уважаешь. Просто на твои стихи очень хорошо она легла, и ты даже не думал о том, кто её написал. Вернее, ты думал, что написал её ты. Такие ситуации у меня случаются регулярно.

3) Не могу сказать за других, но у меня при написании песни всегда первыми пишутся стихи. Некоторые стихи обзаводятся мелодией и становятся песнями, а некоторые так и остаются стихами. Критически важно, чтобы стихи были качественными. Плохая или корявая рифма сильно портит любое стихотворение. Даже хорошее по сути, честное и искреннее, на актуальную и важную тему. Но плохое по форме, оно не «зайдёт».

4) В стихах должны быть поэтические образы. Без них это будет просто рифмованная проза. От стихотворения все ждут магии, чуда и волшебства.

5) В стихах надо избегать штампов, банальностей. Они сразу отмечаются и тут же вызывают скуку.

6) Ну и конечно, если ты пишешь стихи и песни, то необходимо развиваться. Чем более профессионально ты занимаешься этим видом деятельности, тем лучше получается конечный продукт. Впрочем, это правило работает в любой сфере труда. А творчество — это тоже труд.

7) Мои знакомые и приятели, оценивая то, что я сделал в своём творчестве, бывают суровы. Не стоит обижаться на критику и считать себя гением. Взгляд со стороны очень полезен. Лучше не обижаться, а прислушаться к их мнению о твоём очередном произведении.

Ну и в заключение, чтобы народ не утомился всё это читать, расскажу короткую историю. На последнем слёте я выступил со сцены, как обычно, со своими двумя песнями. После окончания выступления ко мне подошла моя старая знакомая Вера. Мы знакомы очень много лет, наверное, с 1990 года. Она педагог гитарной школы и организатор концертов наших бардов. И вот что она мне сказала:

Феликс, я давно слежу за твоим творчеством. Тебе не хватает оригинальности в мелодиях. Обрати внимание на классическую музыку. Оттуда можно черпать музыкальные идеи совершенно безнаказанно, и все известные авторы именно так и делают. Начиная с «Битлз». А в целом твои песни становятся лучше с каждым годом. Раньше я смотрела и думала: «Какая фигня». А сейчас вроде ничего. Не бросай это дело, пиши дальше. И ещё хочу сказать, что в стихотворении должны быть образы. То есть надо обладать образным мышлением.

Ну что же, спасибо критикам за то, что они есть.


Рецензии