Концепция шуддха-бхакти
Мы уже упоминали, что согласно священным писаниям, бхакти —
Это единственный путь достижения Бхагавана. Только бхакти
Может привести дживу к Самому Бхагавану. Только бхакти
Может дать дживам возможность получить Его даршан, и только бхакти
Может покорить Бхагавана, парам-пурушу.
Здесь мы обсудим
Внутреннюю природу бхакти.
Давая определение бхакти,
Махарши Шандилья написал в «Шандилья-сутра»: «Бхакти —
Это трансцендентная привязанность к Ишвару»,
А в «Нарада-панчаратре» сказано:
«Бхакти — это служение
Трансцендентными (апракрита) чувствами
Шри Кришне, господину этих чувств.
Такое бхакти, в котором все усилия направлены
На удовлетворение Кришны, сво¬бодно от препятствий,
Создаваемых телом и умом.
Это бхакти чисто: оно
Не покрыто кармой, или деятельностью ради ее плодов,
И гьяной, знанием,
Ведущим к слиянию с безличным Брахманом».
В «Шримад-Бхагаватам» даётся такое определение бхакти:
«Я — высший наслаждающийся, Господь,
Пребывающий в сердцах всех существ. Когда в человеке пробуждается
Беспричинная и постоянная
Естественная любовь ко Мне и когда он, едва услышав
О Моих качествах,
Мыслями устремляется ко Мне, как жид¬кое масло
Непрерывной струёй течёт из сосуда или как Ганга
Безудержно стремится к океану,
Это называется трансцендентным
Преданным служением,
Ниргуна-бхакти-йогой».
Хотя в шастрах даются такие определения бхакти,
Дорогой спутник Сваям Бхагавана
Шри Чайтаньи Махапрабху, Шрила Рупа Госвами,
Объединил все существующие определения бхакти
И в своей «Бхакти-расамрита-синдху» дал новое прекрасное описание,
Которое является самой жизнью и главным сокровищем Гаудия-вайшнавов:
«Уттама-бхакти — это такое анушиланам (развитие, культивирование)
Служения Кришне, которое должно совершаться всеми усилиями
Тела, ума и речи, а также бхавами
(Духовными настроениями,
Чувствами) исключительно для Кришны; оно непрерывно,
Как поток жидкого масла, и в нем нет иных желаний кроме желания
Удовлетворить Кришну; уттама-бхакти не покрыто кармой, гьяной
И проч.» В этой сутре ясно описаны сварупа-лакшан
(Главный признак) и татастха-лакшан
(Второстепенные признаки) бхакти. Уттама-бхакти значит шуддха-бхакти
(Чистое бхакти). Карма-мишра-бхакти и гьяна-мишра-бхакти
Не являются чистым бхакти. Цель карма-мишра-бхакти —
Материальные удовольствия, а цель гьяна-мишра-бхакти —
Освобождение. Только то бхакти, в котором нет стремления
К материальным удовольствиям и освобождению,
Можно назвать чистым бхакти,
И только это бхакти
Является средством обретения премы к Бхагавану. Что же это за бхакти?
Мы объясним здесь его главный признак (сварупа-лакшан)
И второстепенные признаки (татастха-лакшан).
Главный признак чистого бхакти
Состоит в том, что преданный посвящает
Все усилия тела, ума и речи служению
Кришне ради Его наслаждения
И развивает любовные чувства (бхавы) по отношению
К Нему. Усилия и бхава всегда должны активно служить наслаждению Кришны.
Сварупа-лакшан, или главный признак бхакти,
Проявляется у дживы,
Когда по милости
Шри Кришны или Его дорогого бхакты
В её сварупе проявляется особая функция сварупа-шакти
Бхагавана (внутренняя функция энергий хладини
И самвит). Шрила Рупа Госвами описал также два второстепенных признака
(Татастха-лакшан) чистого бхакти.
Первый заключается в том, что в чистом бхакти
Нет иных желаний, кроме желания служить Кришне. Все желания,
Которые отличны от желания
Развивать свою преданность, противоречат бхакти,
И их относят к категории аньябхилашита. Другой второстепенный признак
Чистого бхакти — это свобода от примесей
Гьяны, кармы и проч. Развитие знания
О един¬стве дживы и Брахмана,
Ежедневное и периодическое выполнение обязанностей
Категории смарта с целью получения материальной выгоды,
А также действия, которые полны безразличия к Бхагавану,
Например, праяшчитта, изучение
Атеистической философии санкхья, сухое отречение
И т.п. — всё это противоречит бхакти. Только когда преданный, занимаясь
Служением Кришне ради Его удовольствия, избавляется
От противоречащих духу бхакти
Примесей кармы и гьяны, его служение можно называть шуддха-бхакти.
Садхана-бхакти — это практика шуддха-бхакти,
Совершаемая под началом шуддха-бхакт
После того,
Как преданный получил посвящение у сад-гуру и услышал от него
Определенные наставления. В «Бхакти-расамрита-синдху»
Шрила Рупа Госвами описывает
Шесть особенностей бхакти:
«Шуддха-бхакти имеет шесть особенностей:
1) клешагхни — оно уничтожает все несчастья;
2) шубхада — дарует абсолютное благо;
3) мокша-лагхутакрит — благодаря ему освобождение становится незначительным достижением;
4)судурлабха — оно необычайно редко;
5) сандрананда-вишешатма — воплощает в себе самую суть блаженства;
6) шри кришнакаршини — привлекает Са¬мого Шри Кришну».
Уже в самом начале садхана-бхакти проявляются
Первые две особенности — клешагхни и шубхада.
На уровне бхавы проявляют¬ся мокша-лагхутакрит и судурлабха,
А на уровне садхьи (премы) к предыдущим четырём добавляются
Сандрананда-вишешатма и шри кришнакаршини.
Существуют различные виды клеш
(Страданий): грех,
Желание грешить, семя греха (пап-биджа),
Благочестивая
Деятельность, же¬лание совершать благие поступки и семя благочестивой
Деятельности (пунья-биджа).
Первая особенность
Бхакти — уничтожение всего этого, клешагхни. Вторая особенность —
Шубхада;
Она вклю¬чает в себя четыре качества:
1) преданного все начинают любить;
2) преданный сам начинает любить каждое живое существо;
3) он становится обителью всех хороших качеств и
4) бхакти дарует преданному ощущение чистого счастья.
Появление первых двух особенностей — клешагхни и шубхада —
Наблюдается на стадии садхана-бхакти.
Третья особенность бхакти состоит в том, что благодаря ему освобождение
Для преданного становится чем-то незначительным
Или даже бессмысленным.
Качество судурлабха, «то, что встречается необычайно редко», —
Это четвёртая особенность шуддха-бхакти .
Хотя человек может отказаться
От чувственных наслаждений и давно практиковать различные анги бхакти,
Он, тем не менее, может не обрести бхакти.
Эти две особенности — признаки бхава-бхакти.
Пятая особенность состоит в том, что бхакти
Является воплощением самой сути блаженства, а шестая особенность —
Это способность
Бхакти привлекать Шри Кришну.
Эти две последние особенности
Являются признаками садхья-, или према-бхакти.
Первые четыре признака также свойственны уровню садхья-бхакти.
Первый уровень садхья-бхакти называется бхава-бхакти,
А её высший уровень
Именуют
Премой. Шрила Рупа Госвами дал такое определение садхана-бхакти:
«Садхана-бхакти — это уровень,
На котором преданный с по¬мощью своих чувств практикует
Шуддха-бхакти и благодаря этой практике
Достигает уровня бхавы. Конечная цель садхья-бхавы —
Нитья-сиддха. Иначе говоря, бхава существует вечно, но проявляется
Она в сердце благодаря садхане».
Садхана-бхакти бывает двух видов: вайдхи и рагануга. В вайдхи-бхакти
Шраванам, киртанам и другие анги
Совершаются не из спонтанной любви
И желания служить,
А из склонности подчи¬няться указаниям шастр и из страха
Перед изложенными в них за¬конами. Обязанности,
Которые предписаны для дживы, в шастрах называются видхи,
И когда джива практикует бхакти из страха быть наказанной
За невыполнение этих обязанностей,
Ее деятель¬ность носит название вайдхи-бхакти.
«Бхакти, которым занимаются не из лобхи (сильного желания),
А из склонности подчиняться предписаниям шастр, называется
Вайдхи-бхакти».
Существует много анг (составляющих) садхана-бхакти,
Но в «Бхакти-расмрита-синдху»
Перечислены основные шестьдесят че¬тыре анги, начиная
С гуру-падашрая, получения дикши и шикши,
Служения духовному учителю (гуру-севы) и т.д. Все шестьдесят четыре анги
Естественным образом входят в девять главных анг,
Упомянутых в «Шримад-Бхагаватам». Вот эти девять анг,
Называемые также навадха-бхакти:
шраванам киртанам вишнох смаранам пада-севанам
арчанам ванданам дасйам сакхйам атма-ниведанам
«Шримад-Бхагаватам»,
Некоторые достигают совершенства,
Практикуя лишь один из этих девяти процессов,
А некоторые практикуют несколько анг одновременно.
По сути, высший результат, который приносят эти анги садхана-бхакти,
Только один — это рати, любовь к Божественной Реальности.
Второй вид садхана-бхакти называется рагануга-бхакти.
Им занимаются садхаки,
Которые практикуют шраванам и киртанам, имея сильное стремление
Обрести служение Враджендра-нандану Шри Кришне.
Рага — это естественная, необычайная
Погружен¬ность в объект своей преданности и сильная привязанность
К нему. Кришна-бхакти, в котором преобладает такая рага, называет¬ся
Рагатмика-бхакти, а то бхакти, которое следует духу рагатмика-бхакти,
Называется рагануга-бхакти.
Таким образом, вайдхи-бхакти —
Это преданное служение в соответствии
С регулирующими принципами
И указаниями шастр, а рагануга-бхакти —
Это преданное служение, которое представляет
Собой следование духу рагатмика-бхакти.
Ни то, ни другое не является садхья-бхакти: это только садхана-бхакти.
Но рагатмика-бхакти,
Или бхакти вечных жителей Враджа, Матхуры и Двараки,
Является садхья-бхакти. Бхакти этих нитья-парикаров носит название
Рагатмика-бхакти. Когда человек читает
Или слушает об их преданности, и при этом в его сердце пробуждается
Сильное желание (лобха) самому обрести такое бхакти,
Он становится достойным практиковать рагануга-садхана-бхакти.
Для того чтобы совершать вайдхи-бхакти,
Нужно об¬ладать шастрия-шраддхой, верой в священные писания;
А для практики рагануга-бхакти
Нужно, чтобы пробудилась лобха, сильное желание
Обрести такую же любовь к Кришне, как у рагатмика-бхакт.
«Причиной рагануга-бхакти является сильное желание (лобха) обрести бхавы
Рагатмика-бхакт. Эта лобха не появляется благодаря следованию указаниям
Шастр. Чистое желание
(Вишуддха-лобха) — это стремление
Погрузиться в настроения
Рагатмика-бхакт, и оно
Возникает, когда человек слушает о сладости их различных бхав. Тот,
Кто развил сильное стремление обрести бхавы вечных спутников Кришны,
Согласно своей вечной природе, всегда будет оставаться
Во Врадже в образе садхаки, а в образе сиддха он будет заниматься
Преданным служением под руководством ближайших
Спутников Шри Кришны
Во Врадже и тех, кто следует им.
Одним словом, такие преданные будут слушать, говорить
И памятовать о лилах Кришны. Таков процесс (Садхана-пранали)
Рагануга-бхакти,
Связанного с Враджем».
Свидетельство о публикации №125061005179