Из ненаписанных школьных сочинений

Выслушав расстрельный приговор, маршал Тухачевский воскликнул:"Спасибо товарищу Сталину за то, что он услышал просьбу полковника Пестеля и не повесил меня и моих товарищей, как разбойников с большой дороги! ... "

Несказаницы.Что это? http://www.stihi.ru/2017/04/20/9716

***
Сохранилось следующее воспоминание протоиерея Мысловского, присутствовавшего на казни декабристов, о Пестеле: «Пестель в половине пятого, идя на казнь и увидя виселицу, с большим присутствием духа произнёс следующие слова: „Ужели мы не заслужили лучшей смерти? Кажется, мы никогда не отвращали тела своего ни от пуль, ни от ядер. Можно бы было нас и расстрелять“».


***
Расстрел

11 июня 1937 года дело по обвинению маршала Тухачевского, командармов 1-го ранга Уборевича и Якира, командарма 2-го ранга Корка, комкоров Фельдмана, Эйдемана, Примакова и Путны в шпионаже, измене Родине и подготовке террористических актов было рассмотрено в закрытом заседании Специального судебного присутствия Верховного Суда СССР.

О ходе судебного процесса Ульрих информировал И. В. Сталина. Об этом мне говорил Ульрих. Он говорил, что имеются указания Сталина о применении ко всем подсудимым высшей меры наказания — расстрела.
И. М. Зарянов, секретарь суда

Решением Специального судебного присутствия Верховного суда СССР подсудимые были признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных статьями 58-1 (пункт «б»), 58-3, 58-4, 58-6 и 59-9 Уголовного кодекса РСФСР.

В 23 часа 35 минут был оглашён приговор — всех восьмерых приговорили к смертной казни без права на отсрочку приговора. Сразу же после этого Тухачевский и остальные обвиняемые были расстреляны в подвале здания Военной коллегии Верховного суда СССР. Произошло ли это до или после полуночи, точно не известно, поэтому датой смерти Тухачевского может указываться как 11, так и 12 июня. Согласно показаниям свидетелей, Тухачевский перед смертью выкрикнул «Да здравствует Красная армия!»

Место захоронения — Новое Донское кладбище, могила номер 1 — (специально отведённое место во дворе крематория, впоследствии получившее известность как «могила невостребованных прахов № 1»).

Процесс по делу Тухачевского положил начало массовым репрессиям в РККА 1937—1938 годов.

Семья

Первая жена — Мария Владимировна Игнатьева, дочь машиниста пензенского депо. Познакомились ещё до 1-й Мировой войны. Сопровождала мужа на фронтах Гражданской войны. В 1920 году покончила с собой — застрелилась в штаб-вагоне мужа.

Вторая жена — 16-летняя Лика (по одной из версий, Амалия Яковлевна Протас, адъютант будущего маршала), подопечная лесничего, дворянского происхождения. Брак был заключён в церкви. Родившаяся дочь Ирина умерла от дифтерии в младенчестве. Развелась с мужем из-за измены. Вскоре после развода снова вышла замуж.

Третья жена (с 1921 года) — Нина Евгеньевна Гриневич (1900 — 16 октября 1941), из дворянского рода. Первым браком была замужем за армейским комиссаром 2-го ранга Л. Н. Аронштамом. После ареста второго мужа была сослана, затем — расстреляна (в октябре 1941 года). От брака с Тухачевским у неё родилась дочь Светлана (1922—1982). Посмертно реабилитирована 3 июня 1956 года.

Четвёртая, фактическая, жена — секретарь Юлия Ивановна Кузьмина, которая до этого была замужем за комиссаром Балтфлота Н. Н. Кузьминым. Сошлись в 1924 году. От этих отношений в 1926 году родилась вторая дочь маршала — тоже Светлана.

Репрессии против семьи Тухачевского

Были арестованы и осуждены почти все члены семьи М. Н. Тухачевского:

мать Мавра Петровна — умерла в ссылке.
жена Нина Евгеньевна — ссылка, лагерь, расстрел.
дочь Светлана — направлена в Нижнеисетский детский дом.
брат Николай — расстрел.
его жена — лагерь, ссылка.
брат Александр — расстрел.
его жена — лагерь, ссылка.
сестра Елизавета — лагерь, ссылка.
её муж, Юрий Игнатьевич Арватов — расстрел.
сестра Ольга — лагерь, ссылка.
её муж — лагерь, ссылка.
сестра Мария — лагерь, ссылка.
её муж, Владимиров М. А. — расстрел; его брат Владимиров В. А. — лагерь, ссылка.
дочь — ссылка.
сестра Софья — ссылка.
сестра Наталья — единственная избежала репрессий, приняв фамилию Ростова.


Рецензии