Неизбежная Индия. Глава 24

Глава 24. Из индуистской космогонии.

Отвечая на вечный вопрос: «Быть иль не быть?», и простые
индийцы, и их гуру скажут: «Конечно быть! Но важно не только
быть, но и понять - кто создал наше бытие»?
В древней Индии родилось немало космогонических мифов,
объясняющих возникновение Земли и Вселенной.
Еще за несколько столетий до нашей эры существовали Веды,
написанные на санскрите священные гимны.
Известно, что их принесли с собой «арии» - индоиранские
племена кочевников, которые, начиная со второго тысячелетия до
нашей эры, постепенно переселялись на территорию Индии с
северо-запада. Арийцы собрали множество религиозных
текстов, составивших своего рода Откровение.
Однако, это всего лишь четверть первоначального текста Вед.
В конце золотого века истины и чистоты «Сатья-юга», которая
длилась 1,728,000 лет, боги решили скрыть остальное от людей.
Возможно, именно поэтому ни одна из четырех частей писания,
посвященных определённым аспектам вероучения – ритуалам,
мифам, догматике и гимнам, не содержит исчерпывающей
космогонии: встречаются лишь аллюзии и разрозненные,
противоречивые ссылки.
Образ Творца меняется от гимна к гимну.
В одном рассказывается о том, как Великий Индра, покорив
дракона, создал океаны, солнце, день и ночь.
В другом – создание мира приписывается Варуне, который
отделил две гигантские космические массы от первоначального
яйца, оттеснив небесный свод на огромную высоту и заставив
Землю вращаться.
Индусы верят, что все, о чем повествуют Веды, есть истина, но
эта истина принимает мириады разнообразных форм, подобно
священному дереву баньян, листва которого так густа, что сквозь
нее не разглядеть солнца.
В некоторых мифах сотворение мира связано со
своеобразным космическим Союзом. Агни (огонь, жизненная
сила, дух разрушения) и Сома (жертва) – два главных божества
Вед – оплодотворили воды и появилось яйцо – Золотой зародыш.
Из него и возник мир: из серебряной половины – земля, из
золотой – небо. Вокруг них концентрируются все жизненные силы
и свет, потом начинается время, раскрываются пространства и
появляются боги.
А в самом знаменитом гимне «Ригведе» рассказывается о
том, как Праджапати – прародитель, бог всех богов, вместе с
богами создал и первочеловека – Пурушу. Именно его и
потребовали принести в жертву боги, и Праджапати пришлось
им уступить.
Тело Пуруши было разделено на части, из которых
образовались четыре основных сословия: священники
(брахманы), воины (кшатрии), ремесленники (вашьи) и
крестьяне (шудры), а также – небесные светила, пространство,
небо и земля, дождь, ветер и огонь.
Поглотив жертву, боги смогли отдать часть своей силы на
сотворение нового человека. Этот человек – микрокосм
Вселенной, состоящий из тех сил, которыми он управляется,
объединил в себе черты всех богов, воплотив тем самым
основную мысль индийской философии: каждая душа – часть
Всеобщей Сути. Самораскрытие, самопознание и
самоконтроль помогают открыть, познать и подчинить себе
макрокосм.
Космогонические мифы не пытаются раскрыть тайну
сотворения мира или смысл бытия. Они скорее приглашают к
размышлению над разнообразными силами, встречающимися
во Вселенной, над логикой их проявления, их истоками и
деяниями, с тем чтобы познать связующие их нити, раскрыть
энергию и красоту, которые заложены во всeм.
Осознав, что в нeм скрыты те же силы, человек может ощутить
многообразие и начать сознательно участвовать во вселенских
процессах.
Но чтобы добиться этого, он должен вести особый образ жизни
и каждый его шаг должен стать воплощением этих сил. Любое
действие, превращающееся с помощью жертвоприношений и
священных заклинаний в ритуал - часть вечного процесса
творения. Поэтому каждый человек в своем доме, в своей касте,
на своем месте должен быть священнослужителем, частью
целого, фрагментом реальности.
Одна из популярнейших в индийском религиозном искусстве
тем – пахтанье (сбивание) Молочного океана. В начале на всем
свете был один Молочный океан; потом из него выступила гора
Мандара – земная ось, покоящаяся на панцире черепахи (одно
из воплощений бога Вишну). Вокруг этой горы, за обладание
которой извечно сражались демоны и боги, обвился кольцом
гигантский змей.
Каждый из противников тянет змея в свою сторону, заставляя
гору вращаться, а она тем самым взбивает молоко, образуя
нектар бессмертия, красоты, счастья, мистического восторга и
сладости. Этот образ, в основе которого лежит такое обыденное
занятие, как сбивание масла, наводит на мысль о том, что
существует некая неведомая форма бытия, содержащая
действительную силу – ось, и для того, чтобы привести эту ось в
движение, нужна битва, находящихся в противодействии друг
другу сил, которая и создает возможность этого бытия.
Индуисты считают, что все усилия понять природу Вселенной –
поиск целостности Личности. Этот поиск, которым человек занят
с первых дней своего существования, привел его к выводу, что
впечатления от чувств изменчивы и обманчивы, что нам доступен
лишь собственный внутренний мир, а познание внешнего мира –
это всего лишь проекция нашего внутреннего «я». Поэтому все
индуистские боги – не что иное, как отражение внутреннего
мира человека.
Прошли столетия, но разные концепции так и не слились в
одну. Наоборот, их стало еще больше. Богатство жизни
породило сложнейшую символику. Тридцать три бога Вед
превратились в 330 тысяч в соответствии с более точным
разграничением сил, воплощенных в различных формах бытия.
В индийской философии никогда не стоял вопрос о
достижении консенсуса ни в отношении происхождения
теологии, ни в утверждении ее постулатов.
Поднимаясь над взглядами религиозных группировок и
философских школ, презирая национальную рознь, индуизм
утверждает, что все точки зрения дополняют и обогащают друг
друга, делая все более прозрачной завесу, скрывающую
Неведомое.
В конечном концов, индийская философия стремится
привести человека к единению с Брахманом - высшей
реальностью, что и есть подлинный смысл жизни, а
пытающемуся разобраться в этом вопросе предстоит долгий
образовательный, исследовательский и созерцательный путь, и
не факт, что он когда-нибудь приблизится к его пониманию.
Великая Тайна – откуда мы пришли? Но еще Более Великая
Тайна – куда мы уйдем?
Большинство из нас надеется на жизнь после смерти.
Экклезиаст считал, что:
«Всему и всем - одно: одна участь праведнику и нечестивому,
доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и
не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику;
как клянущемуся, так и боящемуся клятвы… одна участь всем, и
сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце
их и в жизни их; а после того они отходят к умершим…
а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и
память о них предана забвению, и любовь их, и ненависть их, и
ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем,
что делается под солнцем.
А в великом древнеиндийском эпосе «Махабхарате» перед
решающей битвой великих сынов Бхараты на поле Курукшетры,
индийском варианте Армагеддона, бог Кришна, убеждая
непобедимого война Арджуну не поддаваться сомненьям,
говорит ему:
«Мудрые не оплакивают ни живых, ни мёртвых. Ибо поистине не
было времени, когда бы я, или ты, или эти владыки земли не были.
Воистину не перестанем мы быть и в будущем. Как живущий в
теле переживает детство, юность и старость, так же переходит
он в другое тело. Сильный об этом не скорбит. Подобно тому,
как сознание, заключенное в плоть, сменяет тело ребенка на
тело юноши, а затем на тело старика, так после смерти оно
меняет старое тело на новое. Здравомыслящий понимает, что
стоит за этими переменами. Взаимодействия чувств с внешними
предметами вызывают ощущения холода, жары, удовольствия,
боли. Эти переживания временны, они приходят и уходят.
Старайся их переждать. Знай, что тот, чей ум уравновешен, кто
одинаково спокоен в счастье и несчастье, несомненно готов
обрести свободу от рабства бренного мира. Всегда существует
только сознание, оно неизмеримо, бессмертно, неуничтожимо.
Вечно юное, неиссякаемое, оно живет с незапамятных времен.
Тело рождается и умирает, а сознание продолжает жить вечно.
Кто познал, что он вечен, тот уже свободен”.
По мнению моего виртуального гуру Садхгуру не стоит
заниматься поиском смысла жизни. Те, кто думает, что у них
есть какая-то высшая цель, обычно делают очень нехорошие
поступки. Это похоже на одержимость. Так что, не ищите цель
в жизни, просто наслаждайтесь ею!
И я стараюсь следовать совету моего учителя. Я пытаюсь
понять и принять, что Тот, Которым проникнуто всё Сущее,
Единое, Незыблемое, Он - неразрушим!
А физическому небытию противостоят Вера, Надежда,
Любовь, Добрая Память и Достойные Дела.
И еще. Главное не в том, есть жизнь после смерти или нет,
главное – есть ли жизнь до смерти, поэтому, старея, я стараюсь
жить достойно - в спокойном ожидании своего Неизбежного.
В этом мне помогают молитвы, а также стихи великого поэта
Индии Рабиндраната Тагора:
«Ветер ли старое имя развеял,
нет мне дороги в мой брошенный край.
Если увидеть пытаешься издали,
не разглядишь меня, друг мой, прощай.
Я уплываю, и время несёт меня с края на край.
С берега к берегу, с отмели к отмели, друг мой, прощай.
Знаю, когда-нибудь с дальнего берега, дальнего прошлого
ветер весенний ночной принесёт тебе вздох от меня.
Ты погляди не осталось ли что-нибудь после меня?
В полночь забвенья на поздней окраине жизни твоей,
ты погляди без отчаянья, ты погляди без отчаянья.
Вспыхнет ли, примет ли облик безвестного образа,
будто случайного?
Это не сон, это не сон -это вся правда моя, это истина!
Смерть побеждающий, вечный закон - это любовь моя!»

Как говорил все тот же мудрый Рабиндранат Тагор:
«Смерть не гасит света, она выключает ночник, потому что
наступил рассвет».
Я же, встречая свой неизбежный прощальный рассвет, растаю
как крохотная росинка на щеке вечного времени, сожалея о
случившемся и уповая на…?


Рецензии
Дочитала до конца и стало грустно, как всегда бывает при расставании с чем-то хорошим. Сердечная благодарность автору за путешествие в прошлое, за яркие и искренние впечатления, за знакомство со сказочной страной Индия. Книга эта, конечно, автобиографическая, начало ее возвращает нас в 70-е, а потом в 80-е годы прошлого столетия. Наше непредсказуемое настоящее, полное неожиданных событий, страхов и волнений, заставляет многих из моего поколения испытывать ностальгию по периоду «застоя», который на индивидуальном уровне таковым совсем не был. Мы учились, мечтали, влюблялись, осваивали профессии. Автору удалось передать дух того времени. Думаю, что его вера в добрых людей, оптимизм и понятие чести откликнутся в душах наших современников, а их детям будет занятно почитать о нашей романтической юности.
Книга будет интересной и любителям путешествий, и просто любознательным людям. В ней много исторических, этнографических сведений и философских отступлений. Но главное, она пронизана любовью, любовью к семье, к родителям, к жене и сыну; любовью и уважением к людям вообще, к разным культурам и традициям, любовью к жизни.

Елена Гапон   10.07.2025 23:53     Заявить о нарушении