Краповый берет...

Краповый берет
низко поклонилися
ивы в колодец...

С Ф.

P.S.
1.Кра;повый берет — форменный головной убор, служащий высшей формой отличия военнослужащих подразделений специального назначения внутренних войск МВД  СССР, а после распада СССР —
спецподразделений войск национальной гвардии России (ранее внутренних войск МВД России), и ФСИН России.
Краповый берет присваивается в порядке прохождения сложных квалификационных испытаний и является предметом исключительной гордости, де-юре является стандартной формой одежды военнослужащих.
 2. «Красный» — самый крупный в Крыму лагерь смерти, организованный на территории совхоза «Красное» вблизи Симферополя (посёлок Мирное) немецкими оккупационными властями при пособничестве коллаборационистов. До его освобождения Красной армией в 1944 г, в лагере было убито 15 тыс. чел.
Лагерь управлялся СД и полиции безопасности. Комендант обершарфюрер СС Шпекман, охрана - 152-й батальона шуцманшафта вспомогательной полиции порядка ( «Schuma»). В 1944 г и в 1970-тых г. в совхозе велись следственные действия по обнаружению массовых захоронений советских граждан и улик военных преступлений.
В 2015 г на территории бывшего концлагеря открыт мемориал.
Лагерь на территории совхоза был построен в 1942 г и состоял из деревянных бараков, вместимостью по 60 чел. каждый, огорожены колючей проволокой. Согласно заключению комиссии по расследованию, в лагере проводилось массовое уничтожение узников путём истязаний, расстрелов, отравления газом в специально оборудованных автомобилях («душегубках»), сожжения на кострах, сбрасывания в колодец живыми.
Из воспоминаний очевидца эксгумации казнённых 10 апреля 1944 г. подпольщиков группы «Соколы» — актёров Крымского академического театра имени М. Горького: «На раскопках этой братской могилы присутствовали сотни людей. Раскапывали пленные немцы. Слой за слоем. Укладывали на поле. Кого опознавали — увозили хоронить. Опознали и всех работников театра. Добросмыслов был очень худой, изможденный, в нижней сорочке, Александра Федоровна — в жёлтой кофточке и коричневой юбке, без обуви. Все расстреляны в затылок, только одному Добросмыслову, который, видно, обернулся и крикнул что-то в лицо врагам, пуля вошла спереди и раздробила челюсть, а Барышев в последний момент смог выдернуть руки из проволоки и обнял Савватеева, так они вместе и лежали».
В 1970-х г. следствием были установлены и объявлены в розыск виновные в злодеяниях: бывший начальник концлагеря лейтенант Шпекман Карл, его заместитель Гунце Ганс и Рейнер Ганс, комендант лагеря Краузе Пауль, командир батальона «СД» Рот Вильгельм Ганс, его заместитель Штеккан Ганс, командир роты Ширинский Ягъя, унтер-офицер Аппель Фрид — сотрудник «СД» в лагере, сотрудник концлагеря Айзель, начальник канцелярии лагеря Комерляндер Отто, начальник «СД» Крыма и Таврии оберштурмбанфюрер Цапп Пауль, заместитель начальника «СД» города Симферополя Гирке, начальник следственного отдела «СД» Вихерт, следователь «СД» Пантельман, полицай-фюрер Крыма генерал Л.-Г. фон Альвенслебен, военнослужащие охранной роты «СД», тайной полевой полиции и румынского контрразведывательного органа «Центр-Н», 147-го и 152-го батальона шуцманшафта.
Органами госбезопасности СССР привлечены к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 56 УК УССР «Государственная измена» бывшие служащие 152-го шуцманшафтбатальона — Теймук Ходжаметов, Абкадар Абжелилов, Шевкет Салаватов, Якуб Куртвелиев, Семён Парасотченко и Николай Кулик.
Дело рассматривала выездная сессия военного трибунала Краснознаменного Киевского военного округа. Председатель суда полковник юстиции А. Е. Бушуев, государственный обвинитель полковник юстиции П. И. Модленко. Особое место в процессе занял эпизод массовых казней у ям в Дубках и у двух колодцев в самом лагере смерти Красный в ночь с 10 на 11 апреля 1944 года. Показания давал бывший сослуживец подсудимых Курмамбет Сейтумеров. Он называл каждого убийцу поименно, со всеми был лично знаком.
Ходжаметов, Абжелилов, Салаватов, Куртвелиев и Парасотченко были приговорены к расстрелу, а Кулик — 15 годам исправительно-трудовых лагерей.
На судебном процессе 1974 г. судили Шихая Асанова, Нарсулу Мензатова, и Энвера Менаметова. Подсудимый Мензатов, во время допроса подтвердил слова свидетеля о режиме, царившем в лагере смерти на территории совхоза «Красный». Он показал, что в лагере умирали многие «по нескольку человек в день. От голода, дизентерии, непосильного труда, от побоев. Их хоронили сами заключенные. Недалеко от пруда. Там было большое кладбище. Перед нашим бегством немцы сравняли его с землей, чтобы никто не знал об этом. Так приказал комендант».


Рецензии
Странно, Сендр, но почему-то вспоминаются три надписи на кольце царя Соломона, пусть по легенде и разнесённые по времени и обстоятельствам:
1. Всё пройдёт.
2. Пройдёт и это.
Ничто не проходит.
Или общеизвестное - "Никто не забыт и ничто не забыто." Хотелось бы, что это и правда было так.

Вячеслав Цыбулько   03.07.2025 16:20     Заявить о нарушении
Да кто ж его знает, как она на самом деле то?!

Сендр Фридайвер   03.07.2025 16:51   Заявить о нарушении