Мир поэтического пространства
Жизнь — как вождение велосипеда.
Чтобы сохранить равновесие,
ты должен двигаться.
Альберт Эйнштейн
Как мы понимаем лирику? Само собой разумеется, что лирику мы воспринимаем как литературный род, наряду с эпосом и драмой.
И если в эпосе мы знакомимся с повествованием о событии, в котором прослеживается время и пространство, но не выявляется сам рассказчик и его позиция, то в лирике объектом выражения становится внутренний мир человека, его чувства, эмоции. В роли рассказчика выступает лирический герой, переживания которого в какой-то мере близки самому автору.
В лирических произведениях обычно ощущается присутствие человека, чувствующего дыхание земли и космоса; размышляющего о своём предназначении, сосуществовании с другими людьми. Лирический герой удивляется волшебству окружающей действительности, раздумывает над психологическими, философскими проблемами; делится собственными открытиями.
Поэт же, представив читателю героя, использует свой поэтический инструментарий. Лирика оформляется иначе, нежели другие жанры: характерны стихотворный размер, ритм, рифма. В современной архитектуре лирики существует множество новых возможностей для индивидуального подхода к форме, стилю и манере. В поэтических произведениях автор может не ограничивать творческие задумки традиционными рамками. Для поэта-исследователя чувственного мира важно постоянно двигаться вперёд.
«Поэзия не развлечение и даже не форма искусства, но, скорее, наша видовая цель. Если то, что отличает нас от остального животного царства, – речь, то поэзия – высшая форма речи, наше, так сказать, генетическое отличие от зверей. Отказываясь от нее, мы обрекаем себя на низшие формы общения <…> К тому же поэзия – это колоссальный ускоритель сознания, и для пишущего, и для читающего», – делился своими мыслями о поэзии Иосиф Бродский с журналистом Дмитрием Радышевским.
Мы все живём в одном пространстве людей, нас питают и связывают тонкие нити не только друг с другом, но с землёй, космосом, временем. Иногда нам может казаться, что мы не понимаем происходящее, живём не в своё время. Но мы, желая жить иначе, изучаем наше время, стараясь понять его и усвоить его уроки, потому что можно допустить, что и время нас не понимает. Пространству и времени едино что жизнь, что сон. Смерть ни времени, ни пространству неизвестна. Живя по своим законам, у них мир вечно течёт и вечно возвращается, они бесстрастно провожают идущие мимо тысячелетия.
Лирика как живое отображение поэтом времени, с которым он сосуществует, даёт слово и образ внутренним ощущениям, которые и становятся художественными произведениями. Всё субстанциальное, все основные двигатели мира и жизни составляют содержание лирических произведений. «Поэтическая идея – это живая страсть, это пафос», – писал Белинский в своё время. Как ветер, тронувший струны Эоловой арфы, вызывает звуки, так мгновенное ощущение потрясает душу поэта. Поэт – властитель вдохновения, и для него поэзия – такая же потребность, как есть и пить.
У каждого поэта существует собственный мир, создаваемый им по своим внутренним законам, свои идеи. И с этим романтическим миром он знакомит своего читателя. Та исповедальность, с которой иногда выступает поэт в форме повествования как бы от своего имени, является желанием вызвать живой отклик в сердце читателя. Таким образом поэт предлагает читающему поставить себя на место повествователя.
Меня, как автора, утешает мысль, что поэт способен хотя бы в степени возможного объяснить события и отношение к ним, изменяя таким образом мир к лучшему. И поэту, живущему в мире поэтического воображения и поэтических гипотез, нельзя оставаться в своих произведениях на уровне бытийности, ему необходимо постоянно двигаться дальше.
Свидетельство о публикации №125060808060